Типология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство.

Файлы: 1 файл

Культура контр..docx

— 40.99 Кб (Скачать файл)

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

                    Кафедра истории экономики, политики  и 

культуры

Факультет_____Финансово-кредитный______

Специальность__Бакалавр экономики_______

(направление) 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине__Культура речи и деловое             общение______

 

 

 

 

 

 

                 Студент__Сивякова Алена

                  Александровна__________________

(Ф.И.О.)

Курс__2__ № группы __1б-эф100___

Личное дело № __11флб01355_____

Преподаватель __Разумов Дмитрий

Сергеевич _____________________

(Ф.И.О.)

 

 

                                     Ярославль 2012

                                                   Вариант 22

                                     (по теме «Типология конфликтов»)

1. Виды и структура конфликта

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки {conflict — англ., konflikt — нем., conflit — франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.             2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.                                                   3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.                                                                                                                            4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

Анализ приведенных синонимических понятий показывает, что практически неизменным компонентом значения понятия «конфликт» является столкновение оппозиционных начал, чаще всего — двух. Следовательно, Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное отрицательными эмоциональными переживаниями.

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Наиболее распространенная типология конфликта:

  1. Внутриличностный – конфликт между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя;
  2. Межличностный – конфликт между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками;
  3. Между личностью и группой - конфликт между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства;
  4. Межгрупповой - конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация (при этом выделяются отдельные типы групп):

              а) группы интересов;

              б) группы этнонационального характера;

              в) группы, объединенные общностью положения.

 

Межличностный и межгрупповой конфликты сильно отличаются друг от друга. Возникновение  межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями  людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлено демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью. А межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Существуют  также иные классификации конфликтов:

    1. По направленности:
  • по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу);
  • по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг   к другу);
  • смешанные, в которых представлены и те, и другие.
    1. По значению:
  • конструктивные  (созидательные, позитивные);
  • деструктивные (разрушительные, негативные).
    1. По характеру причин:
  • объективные (порождены объективными причинами);
  • субъективные (порождены субъективными, личностными причинами).
    1. По критерию истинности - ложности или реальности:
  • «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
  • «случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований. 
    1. По социально – психологическому эффекту:
  • развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
  • способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
    1. По формам столкновения:
  • открытые;
  • скрытые.
    1. По степени столкновения:
  • спонтанные, инициативные;
  • спровоцированные, неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.

 

Структура конфликта:

  • объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
  • цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;
  • оппоненты, конкретные лица, являющиеся  участниками конфликта;
  • повод столкновения или подлинные причины, зачастую скрываемые.

 

2. Общие стадии протекания конфликта

  1. Формирование противоречивых интересов

Возникают разногласия из-за несовпадения ваших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят видеть. Из массы фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого — это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта; Исходное положение дел, интересы сторон, участвующих в конфликте, степень их взаимопонимания.

  1. Переход потенциального конфликта в реальный

Следующая трудность, которая возникает в процессе общения и может оказывать  влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень часто  разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и прямо, вас могут не услышать. Как часто  вам кажется, что люди не обращают внимания на ваши слова. Столь же часто и вы не в состоянии повторить то, что они сказали, так как в этот момент можете быть заняты обдумыванием контраргумента и т.п. Кроме того то, что говорит один, другой может не так понять. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им; Ответные меры, степень готовности к переговорному процессу, возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел; Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

  1. Конфликтные действия

Не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигранной ситуации и т.п. — все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации; Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов; Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов, жертвы насилия; Мобилизация контрресурсов, идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага, проникновение конфликта во все структуры и отношения, доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

  1. Снятие или разрешение конфликта

Внешним признаком  разрешения конфликта может служить  завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт, вспыхивает вновь.

Разрешение  социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух человек до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Кто бы не выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы и выработать технологию урегулирования конфликтных отношений. Этому, например, могут способствовать:

а) гласность, максимальная открытость социальных конфликтов (теневых, неявных, латентных). Этот позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в отношениях противоборствующих сторон;

б) снижение социального психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонизирующих ситуаций;

Информация о работе Типология конфликтов