Технология организации детского праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Через игру формируются межличностные отношения с окружающими.
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы использования современных технологий при организации детского праздника, общения детей в коллективе определили выбор ее в качестве проблемы исследования курсовой работы.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы организации детского праздника………....5

1.1. Праздник как проявление культурного досуга……………….………….5
1.2. Виды и формы детского праздника…………………………………..…..7

1.3. Педагогические основы организации детского праздника…………..…8


Глава 2. Технология разработки и проведения детского праздника………12

2.1. Подготовка и организация праздника для детей…………………….…12

2.2. Разработка спортивно-игровой программы для детей 7-11 лет……….17

2.3. Методические рекомендации по проведению детского праздника…....22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………...…..26

Файлы: 1 файл

печать курсовая 2.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Технология организации  детского праздника

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение……………………………………….……………………………..…3

 

 Глава 1. Теоретические основы организации детского праздника………....5

 

1.1. Праздник как проявление культурного досуга……………….………….5

1.2. Виды и формы детского праздника…………………………………..…..7

 

1.3. Педагогические основы организации детского праздника…………..…8

 

 

 Глава 2. Технология разработки и проведения детского праздника………12

 

2.1. Подготовка и организация праздника для детей…………………….…12

 

2.2. Разработка спортивно-игровой программы для детей 7-11 лет……….17

 

2.3. Методические рекомендации  по проведению детского праздника…....22

 

 Заключение…………………………………………………………………….24

 

Список литературы………………………………………………………...…..26

 

Приложение………………………………………………………………….....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. В  современном мире, где школьнику  очень тяжело приспособиться к окружающей обстановке, немаловажным является проведение детских праздников.

Праздничная досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.

В настоящее время культурная деятельность характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.

Детскому празднику  отводится значительная роль в воспитании ребенка, поскольку эта форма  досуга интересна и увлекательна, он дает возможность раскрыть ребенку  свои творческие способности через  конструирование игровой деятельности, через костюм и роль. Активное участие самих детей в воспитании новой личности, превращение их из объекта в субъект воспитания, становится сегодня закономерностью развитого общества.

 Детский праздник  – это вид досуговой деятельности, позволяющий его участникам раскрывать свои творческие способности, создавать яркую и праздничную атмосферу, отвлекаться от повседневности жизни.

В.А. Сухомлинский большое  внимание уделял общению ребенка  в коллективе, поскольку коллективное общение является основой праздника.

 Огромная роль в  развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре – важнейшему  виду детской деятельности. Она  является эффективным средством  формирования личности школьника,  его морально-волевых качеств,  в игре реализуется потребность  воздействия на мир. Через игру формируются межличностные отношения с окружающими.

Праздник развивает  детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и  обучения детей.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы использования современных технологий при организации детского праздника, общения детей в коллективе определили выбор ее в качестве проблемы исследования курсовой работы.

 

Объект  исследования – современные технологии организации детских праздников.

 

Предмет исследования – технологические аспекты культурно - досуговой деятельности участников праздника, процесс подготовки и организации праздника.

 

Цель – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке детских праздников, выявив характерные особенности данного вида работы.

 

Цель определила следующие  задачи:

 

1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;

2. Выявить значение праздников для развития детей;

3. Изучить и выявить особенность технологии организации детского праздника

4. Составить программу, используя современные технологии разработки и проведения детского праздника

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА

 

1.1.Праздник как проявление культурного досуга

 

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник - не только не рабочий день, но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию. Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное  от определенной занятости пространство людей - основной, хотя и двойственный по природе, феномен праздника.

На празднике, с одной  стороны, можно развлечься, снять  физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей.

Поэтому одни праздники  посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т. д., но все они - проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.

Общенародные праздники  для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия. Это проявлялось в нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально - песенной или спортивно - физической формах. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. [8; 25]

Детские народные праздники - комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью  в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники - это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники - не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно - просветительской программы.

В современных условиях развития общества все более возрастает значение детских праздников, не мыслимых, без хорошо организованной зрительской аудитории и активного участия всех присутствующих.

Еще совсем недавно организаторы детских праздников оставляли вне  поля зрения многие факты общественной жизни с естественно возникающими потребностями людей и детей  в реализации праздничной ситуации. Далеко не сразу они смогли уйти от ставшей весьма популярной парадной эстетики театрализованных форм художественно-массовой работы, в частности праздников здравиц и помпезных зрелищ. Настоящий детский праздник рождается только тогда, когда в нем примут участие сами дети, "всем миром", когда они не будут ждать красивого зрелища, развлечения. Самоорганизация жителей, активное включение их в процесс организации праздника, деятельности культурно-спортивных комплексов, неформальных объединений дает богатейшие возможности для развития праздничной активности всех групп населения, особенно детей.

Сегодня любой детский  праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки.

 

1.2. Виды и формы детских праздников

 

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни  ребенка. Праздники открывают детям  простор для творчества, рождают  в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают  умение жить в коллективе, духовно  обогащают ум и сердце.

Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще  большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых  постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и многое другое. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Можно выделить следующие  виды праздников, в которых возможно участие детей:

- церковные праздники,  главными из которых являются  Рождество и Пасха и др.;

- календарно-обрядовые  праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

- профессионально-трудовые  праздники (день учителя и т.д.);

- гражданско-личностные  праздники, или семейные (свадьба,  день рождения, юбилей и т.д.)

- спортивные праздники;

- праздники для детей;

- мемориальные праздники,  связанные с жизнью и творчеством  великих русских поэтов и писателей,  художников и композиторов;

- юбилейные праздники  городов (День города), областей  и республик.

 

1.3. Педагогические основы организации детского праздника

 

Участники праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных  действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки.

Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности  в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку, находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, в танцах, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника  характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность  участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми  разнообразных сюжетов, ролей,  положений, поведения праздничного  действия;

- наличие в праздниках глубинных  народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Информация о работе Технология организации детского праздника