Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:46, контрольная работа
Главной целью данной работы является изучение понятия культура в представлении Н.А. Бердяева.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
изучить творческое наследие Н. А. Бердяева и его определение культуры,
рассмотреть культурологические идеи Н.А. Бердяева,
усвоить соотношение культуры и цивилизации по Н. А. Бердяеву и оценить значение его работ.
Введение 3
1. Творческое наследие Н. А. Бердяева и его определение культуры 5
2. Культурологические идеи Н.А. Бердяева 8
3.Соотношение культуры и цивилизации по Н. А. Бердяеву. Значение работ Бердяева в современном мире 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
В мировом развитии видны не только несомненные достижения этой культуры, но и порожденные западноевропейской шкалой культурных ценностей глобальные кризисы, причем как культурный, так и экономический, который захватил все стороны жизни всего мирового сообщества. Однотипные товары, орудия производства, пути экономического и политического развития, позволяют нам судить о верности мыслей Бердяева.
С другой стороны, несмотря ни на что, цивилизация, являясь с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам. Причиной этому служит многовековой культурный опыт развития стран и народов.
Заключение
Культурологические идеи Н.А. Бердяева изложены в ряде его работ «Кризис искусства» (1918), «Смысл творчества» (1919), «Воля к жизни и воля к культуре» (1922), «О культуре» (1923), «Человек и машина» (1933).
В своих сочинениях Бердяев раскрывает собственное видение культуры и цивилизации. Именно с культурой, а не с политикой или экономикой философ связывал достижение обществом своих целей.
Любая культура, по его мнению, имеет:
благородное духовное происхождение, которое является результатом работы духа над природными стихиями;
символическую, знаковую, а не реалистическую форму выражения;
индивидуальное и неповторимое проявление своей сущности.
В культуре, по мысли философа, ценится:
древность происхождения;
неразрывная связь с великим прошлым;
преемственность в развитии.
В целом можно отметить то, что Бердяев значительно обогатил представление об исторических типах культуры, хотя сама проблема типологии культуры мало занимала исследователя в отличие от Шпенглера.
В основу типологии культуры Бердяева легли такие принципы типологии культуры, как географический, хронологический, национальный, религиозный и др.
В соответствии с библейской схемой, Бердяев разделил историю на два периода - до и после Рождества Христова.
Выделил два особых типа культуры: языческий и христианский и выделяет три эпохи божественного откровения в мире с соответствующими каждой их них определенным типом сознания и этики.
В соответствии с известной классической формулой «древний мир - средние века – новое (новейшее) время», Бердяев раскрыл особенности культуры древнего мира, культуры средних веков и культуры Нового и новейшего времени. Значительное место в концепции Бердяева заняло исследование особенностей национальных типов культур: германской, русской, французской, польской и т. д.
Проанализировав специфику русской культуры, Н.А. Бердяев выделил такие ее особенности как дуалистичность, конфликтность и прерывность, отсутствие культурной традиции, сомнение религиозное, моральное, социальное в оправданности творчества культуры, нигилизм по отношению к культуре как извращенную русскую апокалиптичность, отсутствие серединной культуры (русская идея не есть идея культуры).
В данной работе решены все поставленные задачи и достигнута главная цель.
Список использованной литературы
1 Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М.,1990.
2 Зимовец Л.Г. Культурологическая концепция Н.А. Бердяева // Юриспруденция и гуманитарные науки в системе современного высшего профессионального образования: материалы Российской научно-методической конференции. – Сочи, МГСУ, 1999. С.73-79.
3 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 380.
4 Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М., 1994. С.379.
5 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. С.164.
6 Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. - 1990. С.218.
7 Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990. С. 27.
8 Зимовец Л.Г. Н.А. Бердяев об особенностях русской культуры // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2007. - №1. - С. 148 - 156.
9 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1990. С. 73.
10 Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990. С. 32.
11 Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990. С. 253.
12 Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990. С.259-260.
13 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990. С. 84.
14 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1990. С. 524.
15 Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. С. 487.
16 Мамонтов С. П. Основы культурологии. – учебное пособие для вузов – М., 2001. С. 117.