Сущность критериев культурного прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 11:42, реферат

Описание работы

Культурный прогресс человечества занимает особое место в структуре общего знания, как культурологического, так и философского. Это обусловлено тем, что толкование слова прогресс рассматривается в соединении с такими категориями, как регресс, движение, развитие, эволюция, революция, спад и др. Многоаспектность прогресса выдвигает его в самостоятельный комплексный предмет изучения в культурологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Многообразие подходов к изучению
культурного прогресса………………………………………………………5
Глава 2. Сущность критериев культурного прогресса………………….8
Заключение…………………………………………………………………...11
Список литературы………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

прогресс в культуре и его критерии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Многообразие подходов к изучению

культурного прогресса………………………………………………………5

Глава 2. Сущность критериев культурного прогресса………………….8

Заключение…………………………………………………………………...11

Список литературы………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культурный прогресс человечества занимает особое место в структуре общего знания, как культурологического, так и философского. Это обусловлено тем, что толкование слова прогресс рассматривается в соединении с такими категориями, как регресс, движение, развитие, эволюция, революция, спад и др. Многоаспектность прогресса выдвигает его в самостоятельный комплексный предмет изучения в культурологии.

При исследовании проблемы процесса в культуре ученые исходят из следующих методологических принципов: признание единства культурно-исторического процесса; признание объективных закономерностей в культурном прогрессе; признание определяющей роли объективных условий в прогрессе цивилизации; признание неодолимости поступательного движения человечества; признание диалектически противоречивого характера культурного прогресса; системности [4, с. 25].

Сущность культурного прогресса зависит от совокупности социально-экономических и культурных условий его протекания. Культурный прогресс  - это созидательный процесс человеческой деятельности, главная сущность которого состоит в разрешении противоречий (в теории) и преодолении регрессивных отклонений в культурно-историческом процессе (на практике).

Также следует отметить, что сущность культурного прогресса и функциональные особенности его критериев находятся в противоречивом взаимодействии и противоборстве одновременно. Важность изучения проблемы прогресса в культуре определяется тем, что он приобретает форму всеобщности, становится законом развития человеческого общества. Кроме этого  прогресс фиксирует не только гармонию, но и дисгармонию системы «природа – общество – человек».

Целью данного реферата является анализ прогресса в культуре и характеристика его критериев. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть понятие прогресса в культуре;
    2. выявить многообразие аспектов культурного прогресса;
    3. рассмотреть критерии культурного прогресса.

Для решения поставленных задач была изучена соответствующая литература. Так, в докладе А.И.Арнольдова на Международном социологическом конгрессе в Варне впервые раскрывается проблема культурного прогресса в различных аспектах. Темы, затронутые Арнольдовым подхватываются и раскрываются в работах таких ученых, как С.Н. Артановский, А.Н.Бугреев, Ф.Ф.Вяккерев, В.А.Кайдалов, М.П.Козлов и некоторых других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 Многообразие подходов к изучению  культурного прогресса.

Прогресс -  это процесс поступательного развития, движения вперед, исторической эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значительные разработки по теории социокультурного прогресса были сделаны представителями школы эволюционизма (Спенсер, Тейлор), определившими это явление как процесс последовательного усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированности ее отдельных функциональных подсистем и элементов. Развитием этих взглядов стали работы Дюркгейма и его теория разделения труда, объясняющая работу механизмов роста такого рода специализации в деятельности, а также исследования представителей структурно-функционального направления антропологии (Радклифф-Браун, Малиновский, Р. Мертон, Парсонс), рассматривавших социальную эволюцию как последовательную перемену типов социальной организации сообщества со все более дифференцирующимися социальными институтами и их функциями. Парсонс даже разработал шкалу критериев "эволюционных" универсалий, которые, по мнению ученого, позволяют проводить объективный анализ динамики социокультурного прогресса исследуемых сообществ. Современные неоэволюционисты (Д. Стюарт, М. Саллинс) предложили аналитическое разделение процессов общей эволюции панкультуры в целом и специфической эволюции, характеризующей особенности исторического развития того или иного конкретного сообщества, не всегда объяснимые с позиций эволюции общей.

Эволюционисты объясняли движущие силы социокультурной эволюции, главным образом, потребностью сообществ в адаптации к природным условиям и особенно к динамично меняющимся историческим обстоятельствам своего существования. Близкая к эволюционистам марксистская историософская школа аргументировала неизбежность прогресса саморазвитием производимых сил и производственных отношений. С позиций функционалистов и современных социальных синергетиков, источником прогресса является реализация свойственной всякой открытой динамичной системе (каковой несомненно является человеческое общество) тенденции к структурному и организационному саморазвитию и расширению функций.

В противовес данным подходам создатели многообразной теории цивилизации (Шпенглер, Тойнби, Сорокин и др.) скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции, и прогресс рассматривали как судьбу всякого регионального сообщества (цивилизации), как автономный циклический процесс внутреннего роста и последующей деградации, не обусловленный закономерностями какого-либо общего прогресса в общечеловеческом масштабе. Они не усматривали в культурах сообществ позднего времени каких-либо признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сообществ древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние. Наиболее целостный характер подобная научная парадигма обрела в этногенетической концепции Л. Гумилева [6, с. 132].

В принципе, отношение к проблеме социокультурного прогресса обусловлено пониманием культуры данным автором. Например, представители гуманитарного направления культурологии, ориентированные преимущественно на этико-эстетические аспекты культуры, справедливо отмечают, что у нас нет объективных критериев, на основании которых можно было бы оценить современные нравы и искусство, как более прогрессивные, нежели, скажем, античные.

Кроме того, прогресс может быть определен как комплексный лишь при рассмотрении процессов социокультурной эволюции в самом крупном историческом масштабе, на материале значительных отрезков истории. В масштабе жизни одного или даже нескольких поколений людей темпы и ритмы развития в разных специализированных областях деятельности, как правило, не совпадают. Само это развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций; на отдельных этапах в некоторых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже определенный регресс и т.п. Помимо этого, каждое историческое сообщество развивается в своем собственном темпе и ритме, нередко не совпадая по этим показателям даже с ближайшими соседями, а многие сообщества, достигнув определенного уровня развития (видимо, предельного для тех природных и исторических условий, в которых они существуют), вообще останавливаются в своей социокультурной эволюции. По самой приблизительной оценке, число сообществ, совершающих эволюционный "скачок" с более низкого уровня социальной организации на более высокий, примерно на порядок ниже числа тех сообществ, которым не удается перейти этот порог (из нескольких тысяч первобытных коллективов менее одной тысячи развилось до уровня раннеклассовых доиндустриальных цивилизаций, из них не более сотни сообществ достигли стадии индустриального развития и лишь малую часть последних можно отнести к категории постиндустриальных).

Таким образом, социокультурный прогресс возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание которых, судя по всему, случается не часто. Остановившиеся в своем развитии сообщества либо консервируются в качестве исторических реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность.

Глава 2.

Сущность критериев прогресса в культуре.

Без определения сущности понятий «культура» и «прогресс» невозможно выявление критериев и показателей культурного процесса. Критерии культурного прогресса выполняют методологическую роль в разработке основных этапов социального прогноза: предпрогнозная ориентация→сбор исходных данных и построение исходной модели прогнозируемого явления (диагностика) →сбор данных прогностического фона→поисковый прогноз→нормативный прогноз→верификация прогнозов→выработка рекомендаций для управления всеми процессами [7, с.51-53]. Критерии культурного прогресса при этом выполняют объяснительную, предсказательную, синтезирующую, методологическую и технологическую функции.

Обладая своими особенностями, функции культурного прогресса находятся в диалектическим единстве, а в наиболее общем виде – единстве теории и практики. Это положение распространяется и на сущность критериев культурного прогресса: 1.объективность, истинность критерия; 2.всеобщность, универсальность; 3.комплексность; 4.диагностика особенностей прогнозирования в различных областях и социальных сферах; 5.диалектика материального и духовного производства; 6.ориентиры – идеалы в прогнозировании и проектировании мировых процессов; 7.определение оптимальной модели социально-культурного развития человечества; 8.прогнозирование генеральных направлений международной общественной деятельности; 9.общеметодологическая основа в анализе базиса и надстройки; 10.критерии являются индикаторами движения и развития человечества.

Критерии культурного прогресса – не только измерители бывшей и настоящей деятельности. Раскрывая свои прогностические аспекты, они обладают не только функциями управления, но и сами выступают критериями культуры управления. Сознательная постановка целей требует от мирового сообщества изучения не только мотивов практической деятельности огромных масс людей, но и степени их культурности, творчества, политической зрелости. Общественное сознание как критерий культурного прогресса является формирования объективного фактора, но не им самим. Оно становится им лишь тогда, когда выступает управляющей силой в деятельности партий, классов, общественных объединений и организаций населения.

Культурный всеобщий прогресс оценивается по мере достижения той или иной степени совершенства, но никогда не сможет достичь своего абстрактного обобщенного идеала, измеряемого критериями. Это качественное саморазвитие и самодвижение будет бесконечным, абсолютным, относительность же его конкретна только для определенной эпохи или замкнутой подсистемы или системы. Действительность внесет свои более совершенные коррективы, а практика и наука выдвинут новые критерии общественной практической деятельности.

Таким образом, развитие критериев можно представить в виде следующей схемы:

 

Критерии культурного прогресса истинны только для прошлого, относительно истинны для настоящего и в общих чертах – для далекого будущего. В социальной литературе в общей связи с критериями уделяется внимание проблеме изучения культурного идеала [7, с. 15-32]. Культурный высший идеал должен иметь глобальную характеристику и сам должен быть глобальным. Такому требованию отвечает идеал мир и счастье человечества. Но «если свести идеалы к фактам, - писал В.И.Ленин, - то эти идеалы останутся невинными пожеланиями без всяких шансов на принятие их массой и, следовательно, на их осуществление»[8, с.436].

Критерии культурного прогресса могут стать реальной силой и методологической основой долгосрочного планирования и прогнозирования во всем мире и отдельных его регионах при условии, что они станут достоянием широких народных масс, а их сущность всесторонне изучена, а затем разработана технология их применения. Проектирование и моделирование культурного прогресса предполагают знание критериев и показателей прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т.е. общество развивается.

Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда возвращающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Прогресс – это тенденция развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Первоначально понятие прогресса применялось почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины XIX века, понятие прогресса постепенно наполняется объективным научно-теоретическим содержанием  и одновременно универсализируется, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

Информация о работе Сущность критериев культурного прогресса