Сущность и типология социально-культурных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В России, как и в мировом сообществе, растет осознание того, что культура может и должна быть важным фактором развития человеческого потенциала. Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. Важны все аспекты, каждый из них выполняет свою функцию. Можно сказать, что недооценка любого из факторов - это мина замедленного действия, которая может на определенном этапе порвать (а, возможно, и взорвать) культурное поле России.

Файлы: 1 файл

Сущность и типология социально-культурных институтов.docx

— 55.92 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Орловский государственный институт искусств и культуры

Факультет социально-культурной деятельности

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социально-культурная деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите

Зав. Кафедрой_________________

«_______»________________2013г.

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Радченко Г.Л.

Студентка 2 курса заочного отделения

«Менеджер СКД»

Научный руководитель:

Канд.пед.наук, зав.кафедрой Домаренко Е.В.

 

 

 

 

 

 

2014

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России, как и в мировом сообществе, растет осознание того, что культура может и должна быть важным фактором развития человеческого потенциала. Культурный потенциал России многогранен - это и памятники истории и культуры, и музеи, и библиотеки, и театры, а также высокая культура и ее носители, кадры, работающие в сфере культуры и т.д. Важны все аспекты, каждый из них выполняет свою функцию. Можно сказать, что недооценка любого из факторов - это мина замедленного действия, которая может на определенном этапе порвать (а, возможно, и взорвать) культурное поле России. В культурном потенциале главное - его содержательная сторона, его духовная составляющая. Духовная культура - очень влиятельная сила современности. Это то, чем каждый народ должен дорожить, беречь, то, что надо развивать ради будущих поколений.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни.

Поэтому определяющая роль культуры состоит в формировании личности как активного субъекта социальной жизни. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.

В этой связи на социально-культурные институты культуры возлагается особая миссия: в их стенах идет значительная работа по созиданию духа отечественной культуры, формированию и укреплению ее ядра. Пропаганда ценностей общества, таких, как здоровье, труд, семья, любовь к Родине, ее истории и традициям, ее природе, должна стать тем действием, которое соединит в единую систему деятельность различных социально-культурных институтов.

Социальные институты (от лат. institutum-установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Этот термин употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т.д. Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется – институционализацией.

Цель данной работы — теоретически обосновать педагогический потенциал социально-культурных институтов.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  1. Рассмотреть процесс институционализации и роль социальных институтов в культуре.
  2. Рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов;
  3. делать выводы по теме исследования.

Объектом исследования являются социально-культурные институты.

Предмет исследования – социокультурная деятельность.

Методы  курсовой работы : Анализ  учебной, справочной литературы, публикаций  в периодической печати по исследуемому вопросу.

Структура работы

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В ведении обосновывается значимость и актуальность данного исследования, рассмотрена научная разработанность темы, определена методология исследования.

В заключении подведены итоги курсовой работы, сформулированы основные выводы и предложения

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть «Педагогическая характеристика социально-культурных институтов»

 

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

В социально-культурной сфере прямо или косвенно задействована значительная часть социальных институтов. В отечественной социологии социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. А как же происходило формирование социальных институтов? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть этапы процесса институционализации (процесс учреждения каких-либо новых социальных институтов, правовового и организационного закрепления тех или иных общественных отношений):

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует  совместных организованных действий;

2) формирование общих  целей;

3) появление социальных  норм и правил в ходе стихийного  социального взаимодействия, осуществляемого  методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных  с нормами и правилами;

5) институционализация норм  и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы  санкций для поддержания норм  и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов  и ролей, охватывающих всех без  исключения членов института. [3]

То есть, люди, объединенные в социальные группы для реализации появившейся у них потребности, сначала сообща ищут различные способы ее достижения. В процессе общественной практики они вырабатывают наиболее приемлемые образцы и шаблоны поведения, которые со временем через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизированные привычки и обычаи. Через некоторое время разработанные образцы и шаблоны поведения принимаются и поддерживаются общественным мнением, а в конечном итоге узакониваются, и разрабатывается определенная система санкций. Финалом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, которая социально одобрена большинством участников этого социального процесса.

Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью. Он организует и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических черт.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе общественных отношений.

С точки зрения функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов [5]. Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.

Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

В широком смысле социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами (финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую социально-культурную функцию.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Например, такой социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а, прежде всего, субъект воспитания и образования человека.

Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

 

Информация о работе Сущность и типология социально-культурных институтов