Страна пирамид. Культурное наследие Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Содержание работы

Страна пирамид. Культурное наследие Египта.
1. Общая характеристика.
2. Проявление культуры Египта через изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
3. Научные знания
4. Заключение.
Список литературы.


Российская культура восемнадцатого века. Наука, архитектура, живопись, литература.

Общая оценка русской культуры 18 века
Русская наука. М. В. Ломоносов.
Архитектура.
Литература
Живопись
Заключение
Список литературы.

III. Тест. Найдите соответствие между понятиями и их значением в проблеме :
Культура – многофункциональная система.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 153.13 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

филиал г. Омск

Кафедра  философии, истории и права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Культурология»

 

 

 

 


 

 

 

 

      Преподаватель: Доц. Усова Н.В.

 

Студент I курса:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№  личного дела, № группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск  – 2011

 

 

 

 

План 

  1. Страна пирамид. Культурное наследие Египта.

1. Общая характеристика.

2. Проявление культуры  Египта через изобразительное  искусство.

1). Архитектура.

2). Скульптура.

3). Рельефы и росписи.

     3. Научные знания 

4. Заключение.

 Список литературы.

 

 

  1. Российская культура восемнадцатого века. Наука, архитектура, живопись, литература.

 

  1. Общая оценка русской культуры 18 века
  2. Русская наука. М. В. Ломоносов.
  3. Архитектура.
  4. Литература
  5. Живопись
  6. Заключение

Список  литературы.

 

  III. Тест. Найдите соответствие между понятиями и их значением в проблеме :

   Культура – многофункциональная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.

1. Общая характеристика.

Египет – страна-загадка, страна древних тайн фараонов, сокрытых в пирамидах и гробницах, сотворенных тысячи лет назад, во времена Древнего Египта. Страна волшебной, чарующей красоты подводного мира Красного моря. Страна, которая объединяет культурное наследие нескольких эпох и многих народов. Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

Систематическое изучение Египта начинается с  19  века.  До  этого пользовались отрывочными библейскими данными и  произведениями  греческих  и латинских авторов. В   известной   ”Истории”   Геродота   прошлое   Египта   описано достаточно  подробно,  хотя  некоторые  сведения,  полученные  им  от  самих египтян, были недостоверны. Несмотря на то, что в Египте сохранилось много памятников, лишь  в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь, удалось найти ключ  к  расшифровке  египетских  иероглифов.  В  распоряжении ученых оказались  надписи  на  стенах  пирамид  и  храмов,  папирусы  самого различного содержания -  произведения  религиозной  литературы,  летописи, поучения , сказки и повести.

Сами египтяне называли свою  страну  “Черная  земля”,  подчеркивая плодородие ее почвы, в  противоположность  “Красной  земле”,  т.е.  пустыне. Слово “Египет” (“Айгюптос”)  -  греческого  происхождения,  представляло  из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха). Геродот называл  Египет  “Даром Нила”, ибо эта река стала основой  хозяйства  дожди  почти  не  выпадали,  и жизнь для человека стала здесь возможной  лишь  в  результате  использования речных вод. Вследствие сильных тропических ливней переполнялись  истоки  этой огромной реки и ежегодно (в середине июля)  происходили  ее  разливы.  Почти вся   страна   оказывалась   под   водой,   за   исключением    естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых  располагались  города  и селения, превращающиеся на время в островки. К  ноябрю  воды  Нила  спадают, оставляя на полях плодородный слой ила. Вслед    за    временем    наводнения    начинается     второй четырехмесячный сезон (время посева), а за ним следует третий - жатва  (март- июль ).

 

2. Изобразительное искусство

Изобразительное  искусство  Древнего  Египта,  представленное архитектурой, скульптурой,  рельефами  и  росписями,  теснейшим  образом связано с заупокойным  культом. При этом ведущим видом  была архитектура.

Архитектура Древнего царства

Приблизительно  в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти. В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком. Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке,  подобно тому,  как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном  фараоне.  Гениальная  в своей простоте  пирамидальная  конструкция  несла  художественное  обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Первой  была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

(пирамиды  в Гизе)

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен. Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона. Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

 

Архитектура Среднего царства

В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире. Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду  с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый  тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница  царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом. Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен. Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве  Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков. Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.  Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов.

(Ворота  Луксоркского храма)

Вход в  храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

(Фасад храма Рамзеса II)

Скальные  храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Туймос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей».

(Заупокойный  храм Хатшепсут)

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

После прихода  к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

Информация о работе Страна пирамид. Культурное наследие Египта