Історичні дані про Євпраксію Мстиславівну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:05, реферат

Описание работы

Была современницей и свойственницей знаменитой хронистки Анны Комниной. Согласно легенде, прослеживающейся в русской науке более ста пятидесяти лет, Мстиславна интересовалась медициной и ещё будучи девушкой, в Киеве, освоила приемы лечения травами. У византийских хронистов её увлечение даже вызывало подозрения в причастности к колдовству и знахарству: «Византийский хронист Вальсамон утверждал, что „врачи отказались от ее излечения“ по причине её „мании к колдовству и знахарству“»[8].

Содержание работы

1. Биография …………………………………...……..…….……3
2. Брак ………………………………………………….………...4
3. Алексей Комнин …………..……………………………..…...6
4. Характеристика ……………………………………….…..…..8
5. Манускрипт «Алимма» ………….…………………...………8
Литература …………………………………..………………..….9

Файлы: 1 файл

реферат Евпроксия.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

Одеське обласне  базове медичне училище

Факультет

Сестринська справа

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

з «Історії медицини»

на тему:

Історичні дані про Євпраксію Мстиславівну

 

 

 

 

Виконала:

Студентка 1 курсу 1 ВК групи

Журкіна З.В.

 

 

 

 

 

 

Одеса – 2013  
Одесское областное базовое медицинское училище

Факультет

Сестринское дело

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по «Истории медицины»

на тему:

Исторические  данные об Евпраксии Мстиславовне

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 1 ВК группы

Журкина З.В.

 

 

 

 

 

 

Одесса – 2013

 

Содержание 

 

1. Биография …………………………………...……..…….……3

2. Брак ………………………………………………….………...4

3. Алексей Комнин …………..……………………………..…...6

4. Характеристика ……………………………………….…..…..8

5. Манускрипт «Алимма» ………….…………………...………8

Литература …………………………………..………………..….9

 

Биография

 

Добродея, точнее просто Мстиславна (возможно в крещении Евпраксия (греч. благоденствие), при коронации Зоя, встречается также Ирина (1-я пол. XII века) — дочь великого князя киевского Мстислава Владимировича и шведской принцессы Христины, внучка Владимира Мономаха и шведского короля Инге I Старого, в 1122 году выданная замуж за родственника византийского императора Иоанна II Комнина, согласно наиболее распространённой версии — его старшего сына, носившего имя Алексей.

 

 

Автор Густынской летописи, не называя личных имен обоих брачующихся, сообщает о выдаче дочери Мстислава «за царевича греческого, сына Иоанна Комнина». (В других источниках называется имя Андроник Комнин — так звали, в частности, младшего брата вышеупомянутого Алексея).

Имя Мстиславны — Добродея — приведено только в «Истории» В. Н. Татищева; насколько оно достоверно, неясно — известно, что подавляющее большинство женских имен, приводимых Татищевым, вымышлены. Успенский-младший опровергает мнение, что женские имена на «добр-», не зафиксированные в средневековых источниках, «нередко бывали результатом перевода их крестильных греческих имён. Таким образом, Евпраксия превращалась в Добродею и т. д. В действительности мы не знаем ни одного случая подобного перевода на Руси».

 

Брак

 

Как принято  было считать, замужество Мстиславны было связано с последней войной между Византией и Русью, когда Владимир Мономах (1116 год) поддержал своего зятя, византийского авантюриста Лже-Диогена, выдававшего себя за Льва, давно убитого сына императора Романа IV Диогена. В «Истории Российской» В. Н. Татищева (XVIII в.) под 1119 г. читается рассказ о заключительном этапе русско-византийского противостояния. Владимир будто бы организовал новый большой поход, однако император Алексей упредил его и послал к Владимиру «великое посольство» с дарами, среди которых были венец царский (будущая «шапка Мономаха»), скипетр и т. п., «и нарекши его себе братом и царем, а при том просил о мире». Мир был заключен на том, что внучка Владимира, «дочь Мстиславля», должна была выйти замуж за сына императора Алексея Иоанна (будущего императора). Тем не менее, в настоящий момент историки предполагают, что данная история была сочинена в XVIII веке с целью объяснения появления на Руси значимой регалии.

 

Тем не менее, какие-то переговоры имели место, и в 1122 г. они увенчались заключением династического брака: Мстиславна стала женой сына императора Иоанна — предположительно, Алексея. Тогда же в Киев прибыл из Византии новый митрополит Никита (его предшественник митрополит Никифор умер в апреле 1121 г.). Историки отмечают: «Сближение между двумя странами было вызвано объективными причинами, и прежде всего угрозой со стороны кочевников — половцев, торков и печенегов. Исследователи давно уже обратили внимание на тот факт, что заключение русско-византийского династического союза совпало по времени с двумя важными событиями в истории взаимоотношений Руси и Византии с соседними кочевыми племенами: изгнанием из Руси князем Владимиром Всеволодовичем торков и печенегов в 1121 г. и византийско-печенежской войной 1121—1122 гг., завершившейся блестящей победой императора Иоанна Комнина». В. Н. Татищев добавляет, что в 1122 г. Владимир Мономах послал Никиту со своей внучкой в Византию.

 

Алексей Комнин

 

Существует  неопределённость с личностью мужа Мстиславны. Летописец называет супруга Мономаховой внучки «царем», то есть императором: «Ведена Мьстиславна в Грекы за царь». Традиционно считается, что им был Алексей Комнин, племянник Алексея I (Alexius Comnenus) и сын Иоанна II, который был объявлен соправителем своего отца, но рано скончался. Тем не менее, точных данных о его браке не сохранилось: «предполагают, что он был женат дважды. Первой женой его была Мстиславна, а второй — Катай Грузинская, дочь Давида IV Строителя. Об обеих этих женщинах известно, что они были замужем за представителями императорской династии, но не известно, за кем именно». В таком случае, Мстиславна должна была скончаться раньше своего мужа, чтобы он успевал женится вторым браком на грузинской царевне, которая, как известно из кавказских источников, была выдана замуж в 1136 году. Греческие исследователи считают, что первая жена Алексея Ирина может быть отождествлена с Мстиславной, хотя указаний на русское происхождение этой Ирины в греческих текстах не встречается.

Известно, что у Алексея была единственная дочь по имени Мария, её матерью могла быть Мстиславна.

Алексей Комнин умер в 1142 году. Его младший брат по имени Андроник скончался осенью того же года. Он был женат на женщине  по имени Ирина из семьи Aineiadissa и  имел шестерых детей.

Как указывает  беллетризированная биография «Женщины Древней Руси», 1129 году Мстиславна родила дочь. Как считается, когда её муж  скончался, и вдова покинула византийский двор, оставшись жить в Константинополе. С другой стороны, указывают: «о дальнейшей биографии русской княжны в Византии ничего определенного сказать нельзя. Попытки проследить ее последующую судьбу (с именем Зоя, якобы полученным в византийском императорском семействе) основаны на неверном толковании источников».

 

Характеристика

 

Была современницей  и свойственницей знаменитой хронистки  Анны Комниной. Согласно легенде, прослеживающейся в русской науке более ста  пятидесяти лет, Мстиславна интересовалась медициной и ещё будучи девушкой, в Киеве, освоила приемы лечения  травами. У византийских хронистов её увлечение даже вызывало подозрения в причастности к колдовству и знахарству: «Византийский хронист Вальсамон утверждал, что „врачи отказались от ее излечения“ по причине её „мании к колдовству и знахарству“»[8].

 

Манускрипт  «Алимма»

 

Как указывал отечественный  исследователь (1900-е годы), в Библиотеке Лауренциана (Флоренция) сохранился медицинский  манускрипт на греческом языке, озаглавленный  «Алимма» (Мази). Некоторыми исследователями  он приписывается авторству Мстиславны, в таком случае, он является первым медицинским произведением, написанным русской женщиной. (Этой версии придерживался нашедший эту рукопись в библиотеке в конце прошлого столетия русский историк X. М. Лопарев). Ссылки на приемы и подходы лечения указывают на знакомство автора текста с трудами Гиппократа и Ибн-Сины.

Он имеет  пять частей:

1) рассматриваются общие правила личной гигиены и вопросы ухода за ребенком, лечения детских недугов, содержатся данные о темпераментах человека — сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом.

2) описывается гигиена брачных отношений, периода беременности и родового периода.

3) посвящена гигиене питания, характеризуются «холодные» и «тёплые» свойства продуктов. К «холодным» продуктам отнесено миртовое масло, к «теплым» — мед, вино, мясо и др. Здесь же изложены основы и рецепты диетического питания.

4) о наружных болезнях; содержит рекомендации по применению мазей при лечении кожных заболеваний, а также зубной боли.

5) посвящена лечебному массажу, в том числе при лечении сердечных и желудочных заболеваний.

Всё же большинство  ученых отрицают авторство Мстиславны и предполагают, что текст трактата Алимма был написан неизвестным  врачом лишь по заказу императрицы  Зои, жены Романа III Аргира (1028—1034), жившей на век раньше.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Її українська величність Ткачук М. // Україна молода. - 2010. - С.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E1%F0%EE%E4%E5%FF

 




Информация о работе Історичні дані про Євпраксію Мстиславівну