Сложные и устойчивые организационные
формы тайного принуждения человека,
как уже отмечалось, могут обозначаться
самостоятельными понятиями, например,
такими как политические игры, психологические
операции, манипулятивные информационно-пропагандистские
и информационно-рекламные кампании и
т.д. В данном случае добавление определения
"манипулятивный" позволяет хотя
бы при анализе отделить недобросовестную
рекламу и пропаганду от общественно необходимых
форм публичного доведения информации
о важных и социально значимых проблемах,
идеях, взглядах, товарах и т.п. (например,
пропаганда здорового образа жизни, реклама
новых технологий и технических новинок
и т.д.).
Масштабность и мощность воздействия
информационных факторов на психику
людей выдвигает обеспечение
информационно-психологической безопасности
в современных условиях на уровень
общенациональной проблемы.
Таким образом, проблема информационно-психологической
безопасности личности, ее психологической
защищенности и способов формирования
психологической защиты в условиях
кардинальных изменений общества становится
особенно актуальной как в теоретическом,
так и в прикладном плане.
Список литературы
1. Р.Дж. Лифтон
«Реформирование мышления и психология
тотализма» (Lifton, R. J. Thought Reform and the Psychology
of Totalism, 1961)
2. Р.Дж. Лифтон
«Нацистские врачи: медицинское убийство
и психология геноцида» (Lifton, The Nazi Doctors:
Medical Killing and the Psychology of Genocide, 1986).
3. Тонконогов
А.В. Пенитенциарная секталогия. Учебно-практическое
пособие. Москва, НИИ УИС Минюста России,
2004 – 121 с.
4. Волков
Е.Н. Основные модели контроля
сознания (реформирования мышления)
// Журнал практического психолога.
— М., 1996.
5. Кондратьев
Ф.В., Волков Е.Н. Преступность
в сфере духовности и психологии
личности: социально - психологические
и психиатрические аспекты деятельности
тоталитарных сект (деструктивных
культов) в России. Электронный
вариант.
6. Арбетнот
Дж. Искусство политической лжи. // сб. "Англия
в памфлете", М., Прогресс, 1987, стр.271-282.
Перевод Ю.Левина.
7. Бахтин
М.М. К методологии гуманитарных
наук //В кн.: М.М.Бахтин. Эстетика словесного
творчества. М.: Искусство, 1979. cc.361-373, 409-412.
8. Берн Эрик.
Формы человеческих отношений.
9. Битянова
М. Силы влияния. // Еженедельник "Школьный
психолог", N38, 2000
10. Битянова
М. Ситуации общения. // Еженедельник "Школьный
психолог", N17, 2001
Список используемых интернет-ресурсов
1. http://www.fido7.com/cgi-fido7/faqserv/psytech1?name=HUMRELAT
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EC%E0%ED%E8%EF%F3%EB%FF%F6%E8%FF
3. http://www.bestreferat.ru/referat-149334.html
4. http://www.koob.ru/docenko_e/psihologia_manipulacii
5. http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/psihologija-manipuljacii-fenomeny-mehanizmy-i
6. http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/manipuljacija-psihologicheskaja
7. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/manipulyaciya.html
8. http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html
9.http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe_manipulirovaniezpt_manipulyaciya
10. http://psifactum.ru/manipulation/505-manipulation.html
Вопросы
- Что является общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности?
- Выделите три относительно самостоятельных группы источников угроз информационно-психологической безопасности личности.
- Выделите основные средства информационно-психологического воздействия на человека.
- Выделите три уровня манипулирования.
- В чём заключаются семь основных приемов информационно-психологического воздействия?
- Объясните значение прямого и метафорического определения слова «манипуляция».
- Что является главным обстоятельством и характеристикой манипулятивного информирования?
Тест
- Что из перечисленных средств не используется в качестве основных средств информационно - психологического воздействия на человека?
|
А) Литература |
Б) Спорт |
В) Искусство |
Г) СМИ |
- Сколько имеет значений латинский прародитель термина "манипуляция"?
|
А)2 |
Б)4 |
В)1 |
Г)3 |
- Психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остаётся незамеченным им.
|
А) Субординация |
Б) Оккупация |
В) Деградация |
Г) Манипуляция |
- Своеобразное господство над духовным состоянием людей, управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.
|
А) Субординация |
Б) Манипуляция сознанием |
В) Деградация |
Г) Оккупация |
- Прием, который основывается на создании иллюзии повсеместного наличия своих источников информации у конкретных коммуникаторов.
|
А) Сублимация |
Б)Сверхоперативность |
В) Сепарация |
Г) Манипуляция |
- Приём, суть которого состоит в искусном, ненавязчивом и незаметным для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается на то, что ей преподносит источник коммуникации.
|
А) Трансфер |
Б) Свои ребята |
В) Перетасовка |
Г) Манипуляция |
- Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных.
|
А) Трансфер |
Б) Свои ребята |
В) Перетасовка |
Г) Манипуляция |
- Цель данного приема состоит в попытках установления доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми.
|
А) Трансфер |
Б) Свои ребята |
В) Перетасовка |
Г) Манипуляция |
- С помощью какого средства воздействия оказывается наибольшее информационное влияние?
|
А) Литература |
Б) Спорт |
В) Искусство |
Г) СМИ |
Кроссворд
- Институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур.
- Расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы.
- Явление, данное в чувственном созерцании.
- Государственная политика, основанная на культе грубой силы.
- Часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства.
- Умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия.
- Искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
- Посредник в передаче информации.
- Систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение.
- Приём, суть которого состоит в искусном, ненавязчивом и незаметным для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается на то, что ей преподносит источник коммуникации.