Классификация наук. Критерии научности знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:03, реферат

Описание работы

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук.
Строго и четко проведенная классификация как бы подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

Содержание работы

Введение
1. Классификация наук
1.1. Из истории классификации наук
1.2. Класссификация М. Миланковича
1.3.Современные подходы к классификации наук
2. Критерии научного знания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат Классификация наук.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Факультет «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Качественные и количественные методы

психологических и педагогических исследований»

 

Тема «Классификация наук. Критерии научности знания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила 

студентка

Бушаева Марина Вячеславовна

2 курс  ПиПДО

 

 

 

Аша

 

Содержание

 

 

 

План

Введение

1. Классификация наук

1.1. Из истории классификации наук

1.2. Класссификация М. Миланковича

  1.3.Современные подходы к классификации наук

2. Критерии научного знания

Заключение

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует удовлетворению потребностей во всех  его сферах, выступает фактором социального развития.

В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с искусством, моралью, правом, идеологией, религией и т. д.) духовной культуры человечества.

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук.

Термин «классификация» происходит от  лат. сlassis – разряд, класс и facio – делаю - система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знания или деятельности. Научная классификация фиксирует закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства (таковы, например, биологические систематики, классификация химических элементов).

На протяжении развития науки сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию.

Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук.

Строго и четко проведенная классификация как бы подытоживает результаты формирования определенной отрасли знания и одновременно отмечает начало нового этапа в ее развитии. Классификация содействует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Кроме того, она позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

 

  1. Классификация наук
    1. Из истории классификации наук

 

Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основе сходства определенных признаков.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или "зачатков", "зародышей" науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы:

  • теоретическое, где познание ведется ради него самого;
  • практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека;
  • творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части:

  • «первая философия» (впоследствии «метафизика» - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно;
  • математика;
  • физика, которая изучает различные состояния тел в природе.

Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал "органоном" (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) Френсис Бэкон (1561 —1626), английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма,  в основу своей классификации положил особенности человеческой души (память, воображение, разум), что позволило ему отнести историю к разряду памяти, философию – к разуму.

Рене Декарт (1596 - 1650) — французский философ, математик, механик для классификацию использовал «метафору дерева»: «корневище» образует метафизика, «ствол» - физика, «крона» - медицина, механика, этика. 

   В.Н. Татищев (1686   1750)— известный российский историк, географ, считал главным в своей классификации самопознание и принцип полезности, что позволило ему определить науки: «нужные» (логика, физика, химия), «щегольские (искусство),  «любопытные» (астрономия, хиромантия, физиогномика, «вредные» (гадание, колдовство).

       Французский  философ, один из основоположников  позитивизма и    социологии,  Огюст Конт (1798 —1857), отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют. В основу классификации наук положил закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Свою классификацию он выстроил по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). В качестве классифицирующего признака он определил действительные естественные связи, существующие между предметами. Согласно Конту, есть науки, относящиеся, с одной стороны, к внешнему миру, а с другой стороны, – к человеку. Так, философию природы следует разделить на две отрасли – неорганическую и органическую; естественная философия охватывает три отрасли знания – астрономию, химию, биологию. Конт считал возможным продолжить структурирование, распространив свой принцип систематизации наук на математику, астрономию, физику, химию, социологию (выделение социологии в особую группу он обосновывал ее развитием на собственной методологической основе, которую нельзя распространить на другие науки).

 Однако контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает принцип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, релятивизма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недостатков.

          Немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833–1911) в книге «Введение в науки о духе» предложил отделить науки о духе от наук о природе, внешних по отношению к человеку. Предметом наук о духе он считал анализ человеческих отношений, внутренние переживания, окрашенные эмоциями, о которых природа «молчит».

Ф.Энгельс (1820 —1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, главным критерием классификации наук считал формы движения материи в природе.

В центре естественнонаучных и философских интересов русского и советского естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля XX века В.И. Вернадского (1863  —  1945 ) находилась разработка целостного учения о биосфере – живом веществе, организующем земную оболочку, – и эволюции биосферы в ноосферу. Поэтому в основу своей классификации он положил характер изучаемых объектов. Вернадский выделял два типа наук: 1) науки, охватывающие всю реальность, – планету, биосферу, космос; 2) науки, относящиеся к земному шару. В этой системе знаний особое место он уделил логике: она охватывает все области наук – и гуманитарные, и естественно-математические.

Советский философ, химик, историк науки, академик Б. М. Кедров (1903 - 1985) предложил четырехзвенную классификацию, включающую в себя: а) философские науки (диалектика, логика); б) математические науки (математика, логика, кибернетика); в) естественные и технические науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биохимия, биология, физиология, антропология); г) социальные науки (история, археология, этнография, экономическая география, статистика и т.д.).

 

 

1.2. Класссификация М. Миланковича

 

Интересную попытку дать общую классификацию теоретических и практических (технических в широком понимании) наук предпринял сербский ученый и инженер Милутин Миланкович (1879 — 1958) в своей книге, посвященной науке и технике в их историческом развитии (1955 г.). Он исходит из того, что человеческое познание имеет два источника: наблюдение, или эмпирию, и размышление, или «рационализм».По мнению автора, из этих двух источников произошли все науки: во-первых, эмпирические, или дискриптивные, которые возникли на основе наблюдения, и, во-вторых, рационалистические, или точные, возникшие путем размышления. Науки обоего рода взаимно оплодотворяются и дополняются, причем среди ученых были не только эмпирики или рационалисты, но и такие исследователи, которые сочетали в себе острых наблюдателей природы и гениальных мыслителей.

Приняв за исходное указанное деление всех наук на две основные группы, Миланкович переходит к более детальному их подразделению. При этом он имеет в виду постепенное развитие отдельных наук и их нынешнее состояние.

Схема Миланковича составляется следующим образом: наносятся, семь концентрических кругов, в результате чего образуется один внутренний круг наименьшего радиуса и шесть последовательно окружающих его кольцевых площадей, все большего и большего размера. Этим семи геометрическим участкам соответствуют семь основных областей наук.

Внутренний круг (0) представляет математические науки  (математика и геометрия). «Они являются рационалистическими науками в подлинном смысле слова, т.к. созданы только путем логического рассуждения. Их строгая логика и их совершенный язык, выраженный математическими образцами, сделали их основой тех наук, которые называются точными».

Науки, занимающие внутренние сферы в его геометрической схеме, выступают в качестве основных по отношению к «окружающим» их наукам, занимающим внешние сферы в той же схеме.

Кольцо (I), примыкающее непосредственно к математическим наукам, занимают точные науки: рациональная и небесная механика, астрономия, физика, химия. Этим наукам «удалось открыть законы природы и выразить их математическим языком настолько точно, что изучаемые ими явления природы можно проследить шаг за шагом и в будущем». Не только астроном, но и физик, и химик заранее знают, как именно будут протекать соответствующие процессы.

Следующее кольцо (II)   включает в себя практические науки, являющиеся применением точных наук, прежде всего технические науки. Это означает, что Миланкович не разрывает теоретические и практические знания, как это делал Конт, а пытается связать их между собой, показать их с точки зрения существующего между ними взаимодействия. Если по отношению к точным наукам математика играет роль их основы, то по отношению к техническим наукам роль основы играют в свою очередь точные науки, на прочном фундаменте которых только и могла быть создана современная техника.

Третье кольцо - изображает науки, называемые дискриптивными неорганическими естественными науками:  метеорология, минералогия, геология и география. Эти науки называются дискриптивными, т.к. они сообщают якобы только фактические данные и не достигли еще того, чтобы раскрывать механизм явлений и предсказывать их протекание.

Четвертую кольцевую область схемы представляют науки, охватывающие применение биологических наук; пятую - медицину, ветеринарию, агрономическую и технологическую биологию.

Внешнюю (шестую)  кольцеобразную область занимают духовные и общественные науки, самыми важными из которых, по его мнению, являются: философия, исторические и правовые науки, социология и лингвистика.

В схеме Миланковича интересна попытка сочетать теоретические науки с практическими, которые следуют непосредственно за первыми в случае естественных наук: второе кольцо (технические науки) следует за первым (физико-химические науки) и пятое кольцо (практическая биология) — за четвертым (биологические науки). Однако этот принцип не выдержан по отношению к другим наукам (математическим, геолого-географическим и гуманитарным). Но главная слабость его схемы состоит в том, что здесь не учитываются переходные и промежуточные науки: концентрические разделительные линии резко обособляют одну область знания от другой, не оставляя места для перехода, например, от химии (и физики) к биологии или к геологии.

 

1.3.Современные подходы к классификации наук

 

К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Значимость и необходимость классификации наук сегодня сложно переоценить: она  имеет большое значение для организации научно-исследовательской, учебно-педагогической и библиотечной деятельности.

Не смотря на существование  различных подходов   к классификации наук,  дискуссия по данному вопросу  продолжается и сегодня. Современная классификация наук производится по нескольким критериям:

- классификация по типу направления науки;

Информация о работе Классификация наук. Критерии научности знания