Классический индийский танец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Обнаруженная в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура танцующей девушки - самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.
Основными стилями классического танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури. Из всех видов классического танца в Индии бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует древнем текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной тансовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.
Катхакали - важнейшее направление индийской танцевальной драмы. Представление обычно длится всю ночь. Сюжеты танца в основном взяты из эпических повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………. 2
1.Классический индийский танец………………………………... 3
2 Украшения в индийском классическом танце………………… 6
3 Народные танцы Индии…………………………………………9
4.Современное состояние и значение……………………………24

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение……………………………………………………………. 2

1.Классический индийский  танец………………………………... 3

2 Украшения в индийском классическом танце………………… 6

3 Народные танцы Индии…………………………………………9

4.Современное состояние и значение……………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии  считается бог Шива, многие столетия танец был формой молитвы и  развивался исключительно в храмах. Новая веха в общей истории  индийского танца связана с приходом ислама, когда танец претерпел  серьезные изменения: эстетика и  техническая виртуозность стали  цениться более, чем религиозная  трактовка. Так танец шагнул из храмов во дворцы знати и стал развлечением. С начала английской колонизации, танцевальное искусство было забыто. Лишь в ХХ веке, благодаря усилиям множества  танцоров, индийский классический танец  был возрождён. В настоящее время  в Индии существует множество  самых разнообразных танцевальных традиций, среди которых выделяют следующие: 1) Классические танцы; 2) Полуклассические танцы; 3) Народные танцы; 4) Эстрадные  танцы. Наибольший интерес несомненно вызывают классические формы танца, корни которых уходят в глубокое прошлое – во времена ритуальных храмовых богослужений.

Обнаруженная в древних руинах Мохенджодаро хрупкая фигура танцующей девушки - самое раннее произведение индийского искусства на тему танца.

Основными стилями классического  танца являются бхаратнатьям, катхакали, катхак и манипури. Из всех видов  классического танца в Индии  бхаратнатьям считается древнейшим в силу того, что он в наибольшей степени соответствует древнем текстам о танце. Религиозный по духу танец исполняется одной тансовщицей. Он отличается весьма стилизованной и сложной техникой.

Катхакали - важнейшее направление  индийской танцевальной драмы. Представление  обычно длится всю ночь. Сюжеты танца  в основном взяты из эпических  повествований "Рамаяна" и "Махабхарата".

 

1.Классический Индийский танец.

Выделяют семь форм классического  танца:

1) Кучипуди;

2) Одисси;

3) Катхак;

4) Бхарата Натьям;

5) Мохини Аттам;

6) Манипури;

7) Катхакали; 

В основе каждой из классических традиций танца лежат три аспекта: Нритта, Нритья и Натья. Нритта – это ритмическая  последовательность, оканчивающаяся либо песней, либо стихами; Нритья – это  совокупность ритмических рисунков, каждый из которых следует за определенной пантомимной интерпретацией (или  абхинаей); Натья – это полная танцевальная драма с разворачивающейся  сюжетной линией и различными характерами.

Каждая танцевальная форма является уникальной комбинацией этих трех аспектов, в каждой из них присутствует своя изюминка. Грим и украшения относятся  к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с аспектами  Ангика (выражение через различные  части тела), Саттвика (выражение  через бхавас, т.е. чувства, эмоции) и  Вачика (выражение через голос, речь, песню) Абхиная Ахарья играет второстепенную роль, в качестве дополнительного  средства для усиления визуального  представления в эстетическом плане. При этом она варьируется в  зависимости от вритти (типа) и дхарми (формы) представления. Например, трактат по драматургии «Натья Шастра» приписывает определенные украшения для женщин и мужчин. Стили классического индийского танца лучше не сравнивать между собой. Каждому присуще свое очарование и красота. У них разная техника, разная история, разная манера представления сюжетов, разные эмоциональные краски, они по-¬разному воздействуют на зрителя.

Талант истинной девадаси сродни талантам йогов. В основе того и другого  – совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический танец, даже превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том, чтобы  преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального  танца – привести, став сосудом  божественной энергии, к единению с  высшими силами мироздания еще и  зрителей. Неслучайно заключительный и одновременно кульминационный  момент танцевального действа –  это «мокша», освобождение от тягот  бытия и слияние с божественным началом. Считается, что в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.

«Как и в йоге в танце тело обучают для того чтобы в конце  концов полностью забыть о нем, - объясняет выдающаяся индийская  танцовщица Падма Субраманьям. - Это  средство, благодаря которому побеждается  господство телесного начала в нашем  сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым  движется Вселенная, освобождается  от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся  йоги и жрецы, совершая жертвоприношение. Покой посреди движения – характерная  черта основных фигур индийского танца, называющихся «каранами».

С помощью языка жестов именуемых  «хастами» и «мудрами», ведется  повествование. В древнеиндийских  трактатах о танце приводились 28 положений одной руки и 24 положения  двух рук вместе. «Хасты» и «мудры»  по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Одно из основных положений ног – «ардхамандали», полуприсед с сильно разведенными коленями. Это поза спокойствия, разгружающая нервную систему. Ее можно представить как соединение двух треугольников, которые образуются при мысленном проведении горизонтальной линии между коленями. Здесь символ мужского и женского начал: треугольник вершиной вниз обозначает женский принцип, вершиной вверх – мужской. В «ардхамандали» два эти полюса уравновешены, что дает психологическую и биоэнергетическую гармонию. Индийский классический танец – это форма психотерапии, он активизирует нервную систему всего организма. [4]

2.Украшения в индийском классическом танце.

Грим и украшения относятся  к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с аспектами  Ангика, Саттвика и Вачика Абхиная  Ахарья играет второстепенную роль, она  призвана в качестве дополнительного  средства для усиления визуального  представления в эстетическом плане. При этом использование грима, украшений, также как и декораций, цветов варьируется в зависимости от вритти (типа) и дхарми (формы предствления). Например, трактат по драматургии  «Натья Шастра» приписывает определенные украшения для женщин и мужчин. Женщины Сиддхи должны выступать  в сари желтого цвета и украшениях из жемчуга и изумрудов. Актеры, исполняющие  роль Апсар (небесных танцовщиц), используют украшения в качестве орнаментов из драгоценных камней, а волосы укладывают в высокую прическу.

Символика цвета, костюма, грима, украшений  является дополнительным внешним средством, к которому прибегают танцоры  для представления того или иного  образа, героя или героини, характера. Цветовая гамма используется для  отличия одних персонажей от других. Так Кшатрии (воины) предстают в  рыжевато-красноватых оттенках, Вайшьи (купцы) и Шудры (слуги) – в более  темных оттенках. Безукоризненно белый  цвет предназначен Брахманам. Танцоры, изображающие Гандхарвов (небесных музыкантов), украшают себя рубинами и выступают  в костюмах ярко-красного цвета. В  руках они должны держать Вину (струнный музыкальный инструмент Богини Сарасвати). Видьядхари должны представать  перед зрителями в белых костюмах, украшенных жемчугом. Темные одеяния  и голубые камни служат украшением для танцовщиц, изображающих демониц. Костюмы из зеленого шелка и украшения  из жемчуга характерны для изображения  богинь. Для разносчиц молока костюмы  должны быть голубого цвета, а волосы заплетены в косу.

Особую роль играют украшения. Танцовщицы классических стилей Бхаратнатьям, Кучипуди, Мохиниаттам носят, так называемые, храмовые украшения из золота и драгоценных  камней. Последние, в настоящее время, заменяются искусственными. Но традиционность храмового набора украшений сохраняется  и по сей день. Каждый элемент  украшения имеет свое название и  символику.

Чандра-прабха (Луна) и Сурья-прабха (Солнце), которые крепятся к волосам  на голове по левую (Луна) и правую (Солнце) сторону от пробора, призваны наделить танцовщицу своей красотой и сиянием. Талай-сааман или Чютти подчеркивают линию лба и пробор.Маатал (подвески), которые крепятся к мочкам ушей и  волосам таким образом, чтобы  закрыть ушные раковины. Защищают слух танцовщицы от громкого звона  барабанов.

Длинное ожерелье называется по-разному  в зависимости от стиля и традиции: Маанга-малай, Мутху-малай, Танмани, в  традиции Кучипуди – Кантха-хаарам. Оно предназначено уравновешивать дыхание танцовщицы. Пояс вокруг талии, который также имеет различные  названия – Оддиянам, Камар-патта, а  в Кучипуди его называют Вадданаму, служит опорой позвоночнику.

Браслеты – Валаял - защищают запястья и придают им изящество и грацию. Существуют также Джиммики (серьги) или Кундалу в Кучипуди и цветы  из жасмина (белые) и оранжевые –  Канакамбарам. Колокольчики – Гунгхру, Гаджджелу или Кинкини - помогают отбивать ритм и защищают щиколотки. Раакоди – украшение на накладной  «бублик» из волос, украшенный брошью и тесьмой. Кунджалам – украшение, вплетаемое в косу с помпонами  или кистями на концах.

Особую роль играет также кольцо в нос – Чаланг. Причем полный комплект состоит из 3-х видов: гвоздика или зажима в правую ноздрю, подвесной, который крепится за нижнюю часть носовой перегородки и круглого, украшенного камнями кольца – левую (в Кучипуди его называют Муккера).

В традиции Кучипуди этому украшению  посвящен отдельный танцевальный эпизод драмы Бхама Калапам. Центральный  персонаж драмы – Сатьябхама - очень  трепетно относилась к своей огромной коллекции украшений, ведь для каждого  дня недели у нее был отдельный  набор. Но самым драгоценным было кольцо Муккера. Однажды, после ссоры, ее возлюбленный – Бог Кришна –  покинул Сатьябхаму. Она обратилась к своей подруге Мадхави, чтобы  та помогла ей вернуть любовь Кришны. Сатьябхама предложила ей все свои украшения, но не пожелала расстаться с Муккера. Мадхави все же настаивала, чтобы Сатьябхама отдала ей кольцо. Ее намерением было не завладеть им, а заставить подругу расстаться со своим самым дорогим сокровищем. Здесь украшение Сатьябхамы сравнивают с эго, а отдавая кольцо, она  как бы избавляется от его довлеющих  уз. Легко отдать то, что тебе принадлежит, но отдача будет полной, только когда  ты переступишь через свое эго. Драма  заканчивается тем, что Сатьябхама отдает кольцо Мадхави и Кришна возвращается к ней, получив подтверждение  ее абсолютного посвящения ему. Само кольцо призвано оберегать невинность.

3.Народные танцы Индии.

Движения народных танцев канонизированы не были и они не имеют зафиксированных  письменных традиций. Индия большая  страна и в ней живет большое  количество этнических и лингвистических  групп. В этой стране встречается  огромное разнообразие и богатство  народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У  каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень  сильно отличаются от танцев юга. Поводом  для исполнения народного танца  служат многочисленные индийские праздники.

Один из самых веселых в Индии  – это весенний праздник Холи. Юноши  и девушки мажут друг друга  яркой пудрой, обрызгивают подкрашенной водой, организуются красочные шествия. Заигрывания молодого человека и  девушки во время праздника холи – излюбленная тема для танца. Во многих районах Индии танцуют  танец со свечами или светильниками. В общине Камад в Раджастане есть свой собственный очень своеобразный танец Тера Тали. В Махараштре очень  популярен милый кокетливый танец  Лавани. Тирувадиракали – женский  фольклорный танец штата Керала. Исполняется во время лунных ночей  праздника Тирувадира. Танцы в  Пенджабе необыкновенно задорные и  зажигательные. Наиболее популярны  искрометная Бхангра и веселая  Гиддха. В штате Гуджарат Существует несколько танцев с палочками: Горбха – это нежный женский танец  и танцуют его в сари, более  активный танец с палочками –  Дандиа расс. Среди народных бенгальских  танцев особого внимания также заслуживает  юмористический танец Торджа – сценка ссоры молодой жены со старым мужем. Костюмы исполнительниц отличаются в зависимости не только от вида танца, но и от местности, откуда родом  его обладательница. Народные танцы, в основном, изображают сцены повседневной жизни. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками. Самые популярные танцы Индии.  
 
Бача Нагма (Bacha Nagma) – народный танец штатов Джамму и Кашмир. Исполняется мальчиками, наряженными в женские одежды (длинные юбки и дупаты). В танце явно видно влияние классического танца Индии Катхак. Во время танца мальчики поют. Танец является обрядовым, чаще всего его представляют во время свадеб.  
 
Бохада (Bohada) – ритуальный танец племен Кокна и Варли, проживающих в северо-западной части штата Махараштра. Представления проходят в апреле-мае, участвуют все члены племени. Главную роль играют танцоры в масках наиболее влиятельных богов. Мужчины надевают огромные пугающие маски и ходят по улицам селения, чтобы прогнать из деревни злых духов.  
 
Бхаваи (Bhavai) – народный танец штата Раджастан, демонстрирующий акробатические навыки танцоров. Балансируя несколькими поставленными друг на друга сосудами, исполнители подпрыгивают и активно двигаются. Исполняют танец и мужчины, и женщины. Часто танцоры демонстрируют опасные трюки – вроде танцев на битом стекле или балансирование на острие меча.  
Бхаваи (Bhavai) – очень популярная форма танцевальной драмы штата Гуджарат. Представление состоит из серии небольших эпизодов, главной составляющей которых является фарс и комедия. Танец – еще одна составляющая представления. Исполнители – в основном мужчины, специалисты как в акробатике, так и в жонглировании.  
Бхангра (Bhangra) – самый известный народный танец штата Пенджаб. Исполняют танец мужчины. Основные движения танца – прыжки, подскоки на одной и обеих ногах, повороты, активные движения плечами – демонстрируют физическую ловкость и выносливость танцоров. Танец перемежается множеством акробатических трюков, должных показать еще и бесстрашие исполнителей. Хлопки, щелчки пальцами и выкрикивание боли – остроумных куплетов – еще одна особенность танца. Костюмы танцоров состоят из расшитых коротких жилетов, надетых на свободные длинные рубашки, широких, развевающихся лунги (национальные мужские юбки, задрапированные из куска ткани) и огромных, гофрированных разноцветных тюрбанов. Бхангру танцуют под аккомпанемент барабанов и цимбал.  
Бханд Патер (Bhand Pather) – форма фольклорного театра штата Кашмир. Сюжеты черпаются из литературы Кашмира и Пенджаба, и чаще всего связаны с борьбой населения Кашмира против угнетателей. Представления проходят в жанре танцевальной пантомимы, для изображения животных используют маски.  
Бхил (Bheel) – народный танец народа Бхил, живущего на границе со штатом Раджастан. Танцоры держат луки и стрелы, и изображают то, что привыкли делать в обычной жизни – охоту и сбор пищи, демонстрируя свои навыки в этих занятиях.  
Бхутам (Bhootam) – народный танец штата Тамил-Наду, исполняется во время народных гуляний на ярмарках. Исполнители (чаще всего мальчики) изображают общеизвестные персонажи вроде сельского ростовщика или заклинателя змей путем облачения верхней части тела в чучела этих героев, сделанные из картона и раскрашенной бумаги.  
Бхутам (Bhootam) – фольклорный танец прибрежных регионов штата Карнатака. Изначально танец имел религиозную подоплеку. Исполняют танец только мужчины. Приготовления к танцу очень сложны, костюмы создаются из пальмовых листьев и кокосовых орехов, и их создание требует сноровки и терпения. Представления проводятся перед изображениями божеств, популярных в конкретном населенном пункте.  
Велакали (Velakali) – народный танец сообщества Наир штата Керала. Представление проходит во время праздников в храме Падманабхашвами в Тривандраме, столице штата. Танцоры-мужчины, одетые в военные костюмы, демонстрируют воинственный дух жителей Кералы, держа в руках мечи и щиты.  
Гадди (Gaddi) – народный танец сельского населения региона Чамба штата Химачал Прадеш. Чаще всего исполняется как кульминационная часть фестиваля Минджар в июле-августе. В танце участвуют и мужчины, и женщины.  
Гарба (Garba) – самый популярный и часто исполняемый фольклорный танец штата Гуджарат, в настоящее время популярен во всей Индии. Исполняется во время Навратри, празднуемого осенью, когда в течение девяти ночей осенью проходят поклонения богине Амбе/Дурге/Шакти/Парвати. В танце участвуют большие группы танцоров. Женщины хлопают в ладоши и движутся под этот простой ритм, держа на голове глиняные горшочки со светящимися лампами внутри. Если танцорами являются мужчины, танец называют Гарби (Garbi). Иногда женщины балансируют не горшками, а подносами.  
Гаури (Gauri) – народный танец племени Бхиил штата Раджастан. Племя танцует его чаще всего во время дождя, и только в дневное время. Стиль основан на легенде о Шиве в аватаре Бхайрава, который уничтожил демона Бхасмасуру. Часто используются маски.  
Гидда (Gidda) – народный танец штата Пенджаб, женская версия танца Бхангра, не менее яркая и живая. Танцовщицы наряжены в яркие костюмы. Танец может исполняться группой женщин, парой или сольно. Интересной особенностью танца является то, что при исполнении группой танцовщица иногда выходит вперед и танцует сольную партию, в то время как остальные продолжают покачиваться и хлопать.  
Гхумар (Ghoomar) – популярный фольклорный танец штата Раджастан. Изначально являлся танцем женщин из знатных раджпутских семей, и исполнялся исключительно для женщин во время праздника, посвященного богине Ганготри. Танцовщицы наряжены в широкие длинные расшитые юбки, развевающиеся во время быстрых поворотов. Часто девушки аккомпанируют себе хлопками. Лица, в соответствии с раджпутской традицией, чаще всего закрыты дупатой.  
Данги (Dangi) – народный танец штата Гуджарат. Мужчины и женщины во время исполнения этого танца забираются ярусами друг другу на плечи. Они формируют круги или другие геометрические фигуры, подпрыгивают и наклоняются, демонстрируя атлетические способности танцоров. Можно сказать – это народная версия акробатических тренировок, требующая высшего уровня физической подготовки и гибкости.  
Дандия-Рас (Dandia-Ras) – народный танец штата Гуджарат. Танец чаще всего исполняется во время праздника Навратри, празднуемого осенью, когда в течение девяти ночей осенью проходят поклонения богине Амбе/Дурге/Шакти/Парвати, и изображает любовные танцы гопи с Радхой и Кришной. Мужчины и женщины принимают участие в представлении, формируя круги и перестраиваясь в другие хореографические фигуры. Если танцоры держат палочки и ударяют ими друг о друга и о палочки партнеров, танец называют Дандия Рас (Dandiya Ras). Сейчас последний в большей моде, особенно в городах – его танцуют на общественных мероприятиях и больших праздниках.  
Дашавтар (Dashavtar) – фольклорный танец прибрежного региона Конкан штата Махараштра. Является частью храмовых праздников и исполняется только мужчинами. Представление четко разделяется на танец и драму. Начальные эпизоды обычно восхваляют Ганешу, Сарасвати или Вишну и состоят в основном из танцев. В дальнейшем представляются драматические части, рассказывающие о поступках и героических деяниях божественных существ.  
Джагран (Jagran) – танцевальная драма штата Махараштра, исполняемая в честь бога Кхандобы и его супруги Мхалсы специальными танцорами, с детства посвященными служению Кхандобе. Эти танцоры очень уважаемы и имеют особый статус.  

Информация о работе Классический индийский танец