Китайский желтый и красный цвет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:13, доклад

Описание работы

Как всем известно, разный цвет символизирует по-разному не только в разных культурах, а также в разное время. В китайской культуре цвет желтый и красный занимают очень важное место, особенно в древности Китая.

Это ярко-желтая одежда, известная как "императорская мантия". Она представляет собой тип официальной одежды, которую император надевал каждый день на время ежедневного обязательного собрания с чиновниками во времена династии Цин. Ее так же называют "Халатом дракона".
В древнем Китае простые люди не имели ни малейшей возможности даже видеть такой императорский халат, ведь желтый цвет, а также все узоры и украшения на нем были предназначенны исключительно для использования в императорской семье, простым смертным ни в коем случае не было положено их использовать в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

курс по выбору.doc

— 1.89 Мб (Скачать файл)

Китайский желтый и красный цвет

 

Как всем известно, разный цвет символизирует по-разному не только в разных культурах, а также в разное время. В китайской культуре цвет желтый и красный занимают очень важное место, особенно в древности Китая.

 

 Это ярко-желтая одежда, известная как "императорская мантия". Она представляет собой тип официальной одежды, которую император надевал каждый день на время ежедневного обязательного собрания с чиновниками во времена династии Цин. Ее так же называют "Халатом дракона". 

В древнем Китае  простые люди не имели ни малейшей возможности даже видеть такой императорский  халат, ведь желтый цвет, а также  все узоры и украшения на нем  были предназначенны исключительно  для использования в императорской  семье, простым смертным ни в коем случае не было положено их использовать в повседневной жизни.

 

 

 

Музей Гугун в Пекине, это бывший императорский дворец династий Мин и Цин (1368-1911). В то время желтый цвет использовался исключительно здесь, для украшения зданий, одежды, мебели и декоративных сосудов. Желтый цвет был символом императорской семьи, ее власти и высочайшего положения.  
 
Цвет желтый стал почитаемым в Китае еще задолго до начала строительства Запретного города (Музей Гугун), в глубокой древности. В то время была разработана первобытная теория о том, как появились в природе пять основных элементов - металл, дерево, вода, огонь и земля.  
 
В древнем Китае среди пяти элементов, китайцы больше оценили землю, как господствующий и наиболее почитаемый элемент. Поэтому желтый цвет, который представляет землю, а также другой похожий на него золотистый цвет, воспринимали, как знатные и величественные. Желтый цвет ценят в народе еще и потому, что человек одедый в желтое в толпе, как правило, сразу бросается в глаза и привлекает внимание сильнее, чем одетые в другие цвета. Желтый нельзя рассценивать иначе, как очень яркий цвет.  
 
Со времен династий Суй и Тан, более 1000 лет тому назад, желтый цвет стал предназначенным исключительно для императоров и императриц цветом. В китайской лексике даже появился фразеологизм, описывающий вступление нового императора на престол:"надел желтый халат".  
 
В период династий Мин и Цин эти правила были ужесточены. В исторической летописи династии Мин официально было указано, что в народе не разрешено использовать никакую посуду желтого цвета. На самом деле, даже не разрешалось использовать желтые или золотистые нитки для пошива одежды.  
 
В связи с его особым статусом, желтый цвет был полностью вне поля зрения в повседневной жизни населения. Его можно было видеть лишь глядя на императорские здания, золото, желтые цветы и осенние золотистые листья.  
 
В древнем Китае люди носили одежду и украшения, соответствовавшие их социальному положению. Это привело к тому, что различные слои населения стали называть терминами, связанными с различными видами одежды и украшений, которые они носили.   

Желтый "Императорский  халат" был символом императора,        "Нефритовый ремень" и "черная марлевая шляпа" означали высокопоставленных должностных лиц, а "хлопковая одежда" подразумевала простой народ.  
 
В рамках жесткой иерархической системы феодального Китая красивый и торжественный желтый цвет в течение многих столетий был предназначен исключительно для императорской семьи. После свержения династии Цин в первые дни 20-го века простые люди наконец получили возможность использовать желтый цвет в повседневной жизни. Сегодня он остается одним из основных благоприятных цветов в Китае.

 

Приведу два примера из очень известного китайского произведения «Сон в красном  тереме»:

 

И вот наконец появились восемь евнухов, которые, чинно и важно шествуя, несли на плечах расшитый фениксами светло желтый императорский паланкин с позолоченным верхом.

 

......

 

Тут Баоюя осенило, и он улыбнулся:

– Какой  же я дурак! Забыл готовую фразу! Поистине, сестрица, ты «одним иероглифом все исправила»! Отныне буду звать тебя не сестрицей, а учителем.

– Поторопись! – засмеялась Баочай. – Только и  знаешь, что болтать «сестра», «сестрица»! Вон твоя сестра! Сидит на возвышении в желтом халате!

Она захихикала и отошла, чтобы не отвлекать Баоюя, и тот наконец закончил стихотворение. Теперь у него было их три.

 

Эти два отрывка  появились в одной картине, что  Юаньчунь, то есть сестра Баоюя, -- жена императора, в праздник Фонарей навещает родителей. Она сидела в желтом императорском паланкине и одевалась в желтом халате. Все эти только для импрераторской семьи.

 

 

Это красное шелковое платье, выставленное в музее одежды, было сшито почти сто лет тому назад. Его фасон когда-то был очень  распространен в северных районах  Китая, где женщины одевались в красные платья на особо торжественные мероприятия. В народе его называют "одеждой благополучия", или "платьем Красного счастья". Китайцы считают, что красный цвет является символом благополучия, радости и ликования.  
 
Пестрота природы складывается из множества цветов, которые люди видят такими, какие они есть в природе. Но люди их воспринимают психологически по-разному, и как результат, с различными оттенками связывают различные значения и понятия.   
 
В природе солнце, огонь и кровь являются красными, поэтому красный цвет ассоциируется с таким прекрасным понятием, как тепло, жизнь и сила. Красный цвет также напоминает о таких радостных чувствах, как оживление, ликование и то, что по-русски называется «прыгать от счастья». Таким образом, было принято считать, что красный выражает чувства радости и ликования.  
 
2000 лет тому назад, во времена династий Цинь и Хань, красный цвет был определен, как один из пяти основных цветов, которые должны были быть использованы на церемониях жертвоприношений и торжествах по случаю важных праздников. Это стало культурной  традицией, которая передавалась китайским народом из поколения в поколение на протяжении многих веков.  
 
Красный цвет можно видеть и в свадебных обрядах в Китае. Платья и украшения, подготовленные для невесты, являются красными. Одеяла, сложенные на кровати новобрачнных, тоже красные. Спальня новобрачных тоже должна быть украшена в ярко-красный цвет. Это сильно отличается от обычаев западных стран, где, как правило, невеста одевается в белое. Китайцы верят, что свадьба знаменует собой формирование новой семьи и начало новой жизни, и только красный цвет – символ жизни, выражает прекрасные надежды людей на счастливую жизнь.  
 
6. Несмотря на то, что сегодня ритуалы свадеб уже не так сложны, как когда-то, китайский народ по-прежнему любит и ценит красный цвет, как самый радостный.  
 
7. Среди всех праздников в Китае праздник Весны (новый год по лунному календарю) является самым важным. Во время праздника каждая семья украшает дом красными фонарями, украшениями на окна, красными парными надписями. При использовании красного – пламенного и яркого цвета для украшения комнат, китайцы, обычно застенчивые и сдержанные по характеру, выражают свою радость от души. Они верят, что красный цвет, который символизирует благополучие и торжественность, обладает волшебной силой защищать людей от злых духов.  

Когда речь идет о литературе, то можно  сказать, в художественных текстах часто выражается счастливая и прекрасная жизнь красным цветом. Например, тоже произведение «Сон в красном тереме»:

У окна, на широком кане, покрытом заморским  бордовым ковром, – продолговатая красная подушка с вышитым золотом драконом и большой тюфяк тоже с изображением дракона, только на желтом фоне. По обе стороны кана – маленькие лакированные столики, в виде цветка сливы; на столике слева – треножник времен Вэнь вана, а рядом с ним – коробочка с благовониями и ложечка; на столике справа – великолепная, переливающаяся всеми цветами радуги жучжоуская ваза  с редчайшими живыми цветами. У западной стены – четыре кресла в чехлах из красного с серебристым отливом цветастого шелка, и перед каждым – скамеечка для ног. Справа и слева от кресел тоже два высоких столика с чайными чашками и вазами для цветов. Было там еще много всякой мебели, но подробно описывать ее мы не будем.

.......

Вскоре он возвратился, но выглядел уже по другому. Волосы были заплетены  в тонкие косички с узенькими  красными ленточками на концах и собраны  на макушке в одну толстую, блестевшую, как лак, косу, украшенную четырьмя круглыми жемчужинами и драгоценными камнями, оправленными в золото. Шелковая куртка с цветами по серебристо красному полю, штаны из зеленого сатина с узором, черные чулки с парчовой каймой и красные туфли на толстой подошве; на шее та же драгоценная яшма и ожерелье, а еще ладанка с именем и амулеты. Лицо Баоюя было до того белым, что казалось напудренным, губы – словно накрашены помадой, взор нежный, ласковый, на устах улыбка. Все изящество, которым может наградить природа, воплотилось в изгибе его бровей; все чувства, свойственные живому существу, светились в уголках глаз. В общем, он был необыкновенно хорош собой, но кто знает, что скрывалось за этой безупречной внешностью.

 

Другой  пример: стихотворение Бо Цзюйи «СОБИРАЮ ТРАВУ ДИХУАН»:

                        ......

Я ее отнесу

                        к красной двери в богатый дом.

                        И продам траву

                        господину с белым лицом.

                        ......

В древности  Китая, так и в современом времени, люди любят окрасить дрерь в расный цвет, надеемся на хорошую и счастливую жизнь.

 

Еще в  фильмах, как «Красный фонарь» и «Герой», известный режиссер Чжан Имоу сделал правильный выбор в пользу красных фонарей, красных костюмов, красного шелка и других красных символов, чтобы выражать оживление, жизньспособность, тем самым создав атмосферу чисто китайского искусства, приятного для глаз и наполненного удивительным чувством восточной красоты.

 

9. В настоящее время  китайцы одеваются в самые  разнообразные цвета, но красный неизменно остается наиболее любимым и самым употребляемым во время важнейших праздников и свадебных церемоний. Очевидно, что для китайцев красный цвет всегда будет оставаться в почтении и моде.  

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

«СОН В КРАСНОМ  ТЕРЕМЕ» -- ЦАО СЮЕЦИНЬ

«СОБИРАЮ ТРАВУ  ДИХУАН» -- БО ЦЗЮЙИ

                             

                                                

 

 

 

 

Жэнь Цзюань


Информация о работе Китайский желтый и красный цвет