Этнология Л.Н. Гумилева и культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 08:06, реферат

Описание работы

Для того, чтобы понять, почему такое-то историческое событие произошло
именно так, а не иначе, в конечном счете, необходимо знание законов
протекания этнических процессов - основы исторических закономерностей. Во
всей философии истории невозможно найти ответ на вопрос о возникновении и
фазах развития этноса. Хотя О.Шпенглер и А.Тойнби говорили о фазах
развития цивилизаций и культур, а другие философы и историки приближались
к решению некоторых сторон проблемы возникновения и развития народов,
старая философия истории так и не смогла решить эту проблему, ибо
естественные и гуманитарные науки до ХХ в. не обладали достаточными
данными для создания [pic] этнологии [pic] как теории об этногенезе и
его фазах

Файлы: 1 файл

Этнология Л.Н.Гумилева.docx

— 38.22 Кб (Скачать файл)

 рассмотрению этнической  истории народов ограждает историческую  науку от

 различного рода измышлений. Отсутствие у исторической науки  философско-

 методологической базы, разработанной на основе современных  научных

 достижений, является  той “черной дырой”, куда неожиданно  исчезают старые

 этносы и откуда  так же неожиданно появляются  новые. Пассионарная теория

 этногенеза и учение  об этноноосфере на вопрос: “Куда  исчезли волжские

 булгары, хазары, печенеги  и половцы?” - позволяют однозначно  ответить:

 “Никуда. Волжские булгары  и сейчас живут в лице поволжских  татар, а

 потомки донских и  нижневолжских булгар, печенегов  и половцев проживали под

 именем татар еще  во времена Золотой Орды, а  затем влились в состав народов

 Восточной Европы”.

 Волжские булгары после  распада Золотой Орды восстановили  свою

 государственность в  полном объеме. Традиции булгарской  государственности

 уходят своими корнями  в Великую Болгарию Кубрата, существовавшую  на

 Северном Кавказе в VП в. Свое дальнейшее развитие  она получила в Волжской

 Булгарии, которая возникла  на Средней Волге в VШ в. Сведений  о том, как

 протекала жизнь булгар  на Средней Волге в VIII-IХ вв. мало и мы можем

 только догадываться  об этом, что вполне естественно, ибо они находились в

 инкубационном периоде  фазы подъема, когда в этносе  совершаются внутренние

 процессы, не всегда  отмечаемые соседями и летописцами. Достоверные

 сведения о волжских  булгар в явном периоде фазы  подъема их этногенеза

 оставили восточные  авторы начала Х в., прежде всего  Ибн-Фадлан, отметивший

 в своих записках  официальное принятие булгарами  ислама в 922 г. Фаза

 подъема завершилась  установлением централизованной  власти над всей

 территорией Булгарии  единого булгарского эмира. Правление  эмира имело все

 атрибуты государственности  феодального типа. В расширении  своего ареала

 булгарский этнос также  достиг немалых успехов. Влияние  булгар простиралось

 на сотни километров  от столицы во всех направлениях  стран света.

 Акматическая фаза, в  которую булгары вступили в  ХI в., привела к еще

 большему укреплению  их этноноосферы на базе мусульманской  культуры. Под

 влиянием булгар жили  многие окружающие народы. Столкновение  двух наиболее

 сильных этносов Восточной  Европы - булгар и русских, которые  к этому

 времени уже довольно  надежно укрепили свой православный  менталитет, -

 сопровождалось как  военными походами друг на  друга, так и многими годами

 мирной жизни, когда  торговые, дипломатические и хозяйственные  связи между

 этими народами приобретали  устойчиво интенсивный характер. Результаты

 ремесленной деятельности  булгар в этот период стали  известными во многих

 не только ближних, но и дальних странах. Булгарские  купцы были частыми

 гостями в таких  странах, как Русь, Китай, Индия, странах  Средней Азии,

 Ближнего Востока, Западной  Европы. Слово “ал-Булгари” (“из  Булгарии”)

 звучало так часто, что в Средней Азии оно не  было забыто еще и в ХIХ  в.

 В конце акматической  фазы булгарам пришлось испытать  яростные военные

 удары монголов.

  Не менее тяжелые  испытания пришлось испытать  булгарскому этносу в конце

XIII - XIV вв., когда он вступил  в фазу надлома. Потеря народом

 перспектив, засилье субпассионариев, для которых свои личные интересы

 оказались выше общенациональных, бесконечные нападения на булгарские  земли

 золотоордынских ханов, русских князей и ушкуйников  потрясали страну.

 Булгария распалась  на ряд княжеств, среди которых  на первое место стало

 выдвигаться Казанское  княжество, слабо связанное с  другими княжествами.

 Все эти события  неблагоприятно отразились на  этноноосфере булгар, резкие и

 сильные колебания  привели ее к ослаблению.

 Мысли и чувства  булгар приобрели противоречивый  характер, которые

 отразившись в этноноосфере  также не способствовали ее  устойчивости. Однако

 булгарский этнос с  честью выдержал и это испытание. Сохранилась страна,

 хотя и расколотая, сохранился булгарский народ, который  имел, хотя и

 ослабленную, но еще  достаточно сильную для укрепления  единства булгар

 этноноосферу.

 После многих потрясений  и испытаний, потерь и разрушений  булгарский этнос

 вступил в первой  половине XV в. в инерционную фазу  своего этногенеза.

 Инерционная фаза этногенеза  отложила свою печать на жизнь  и деятельность

 булгар. Источники почти  не сохранили нам сведений  о событиях в самой

 Булгарии, она осталась  в основном в записях русских  летописцев как

 соперница Московской  Руси за преобладание на Волжском  пути и землях

 Севера, богатых пушниной.

 Соперничество между  Казанской Булгарией и Московской  Русью продолжалось

 более 100 лет. Победа оказалась  на стороне Москвы, которая завершила

 противостояние двух  государств завоеванием в 1552 г. Казани, а затем и

 всей Булгарии. Причин  падения Булгарии несколько. Одна  из них -

 этнического характера. Русские были молодым растущим  этносом, а булгары

 переживали свою старость. Вполне естественно, что старый  этнос не смог

 противостоять своему  молодому соседу. Этнос уже не  обладал достаточным

 уровнем пассионарного  напряжения и этноноосфера, ослабленная  и расколотая,

 не оказала необходимого  в экстремальных условиях воздействия - основная

 масса булгарского  народа во время осады Казани  не поднялась на защиту

 своей столицы. Позже, когда царские войска стали  оккупировать земли

 Булгарии, народ вынужден  был взяться за оружие, но было  уже поздно.

 Тридцатилетняя борьба  булгарского народа не вернула  стране свободу. Так

 окончилась инерционная  фаза этногенеза булгар.

 В жизни булгарского  этноса наступила фаза обскурации, в которую он вошел

 на рубеже XVI - XVII вв. уже  в составе российского государства. Потеря

 государственности, гибель  в пожарищах битв памятников  и ценностей

 материальной и духовной  культуры булгар, вынужденный уход  их с мест,

 которые они обживали  сотни лет, в Приуралье, в Сибирь  и в Среднюю Азию,

 насильственное крещение, гибель пассионариев в национально-освободительной

 борьбе ускорили переход  булгарского этноса из инерционной  фазы в

 обскурацию. Многие отрасли  ремесленной деятельности булгар, особенно

 работы, связанные с  железом и металлами, были прекращены  и забыты. Из

 городских жителей  булгары превратились в сельское  население, живущее в

 глухих и далеких  деревнях, оторванных от полнокровной  общественной и

 государственной жизни. Духовная жизнь была сужена  до чтения и изучения

 Корана, историческая  память с потерей летописей  и книг, содержащих историю

 булгар, осталась лишь  в устной передаче, источник которой  обмелел в

 течение веков до  такой степени, что затерялся  в песках забвения. Но

 несмотря на все  потери и унижения булгары, сохранили  свою этноноосферу.

 Булгарский этнос дошел  до фазы “спасительного”, по  словам Л.Н.Гумилева,

 гомеостаза. Во второй  половине XIX в. и особенно в начале  ХХ в. отмечается

 небывалая до сего  времени активность булгаро-татарской  интеллигенции.

 Появляется движение  ваисовцев за возрождение булгарского  этноса. Булгаро-

 татарские пассионарии  ведут активную работу как  в красном движении, так и

 в рядах белых. С  установлением Советской власти  булгаро-татары

 восстанавливают с  разрешения Москвы свою государственность  в форме

 автономии. Перед булгаро-татарской  нацией открываются широкие перспективы.

 Но мечтам не дано  было сбыться. За годы Советской  власти булгаро-татары

 потеряли ценностей  из сокровищницы своей духовной  культуры больше, чем за

 все века вхождения  в Российскую империю. Хотя нет  худа без добра, в лоне

 русской культуры они  заняли достойное место среди  других народов, дав

 России ученых, композиторов, художников, писателей, политиков,

 руководителей всех  рангов, офицеров и военачальников.

 Булгаро-татары стоят  на пороге возрождения своей  государственности в

 составе России, культуры  и языка. Но продвижение булгаро-татарского  народа

 в будущее, где он  займет достойное место среди  других наций как равный

 среди равных, без знания  своей действительной этнической  истории и истории

 культуры, а не придуманной  и навязанной ему, невозможно. Философско-

 методологической основой  изучения и описания реальных  процессов этногенеза

 и культурогенеза булгаро-татар, как и других народов, вполне  могут служить

 принципиальные выводы  из последних достижений  [pic] этнологии [pic]  и

 учение об этноноосфере.

 Исходя из вышеизложенных  соображений, вполне естественно  сделать следующие

 теоретические и методологические  выводы:

1. До XX в.  [pic] этнология [pic]  и культурология развивались  в лоне

 философии истории, которая  была единственной наукой, рассматривающей  такие

 взаимосвязанные явления  общественно-исторической жизни  как этнос и

 этногенез, цивилизация  и культура.

2. В науке существует  преемственность, которая проводит, сначала незримо и

 неосознанно в виде  интуитивного мышления, а затем  и осознанно, одну

 центральную идею, в  данном случае идею глубинной  сущности единого

 исторического процесса.

3. Человеческая мысль  в лице величайших мыслителей  неуклонно пробивала

 себе путь в понимании  сущности этногенетических и  культурогенетических

 процессов и, в конце  концов, привела к идее прерывности  истории

 человечества, которая  складывается из этногенеза отдельных  народов,

 имеющих свое начало  и конец. Этнос в своем развитии  проходит определенные

 фазы этногенеза.

4. Главным достижением  философии естествознания XX в. в  области понимания

 природной сущности  общественно-исторической жизни  человечества было

 обоснование учения  о биосфере и переходе последней  в ноосферу.

5. Системный подход и  учение о биополе стали существенным  дополнением в

 создании единой теории  биосферы как самоорганизующейся  системы не только

 на вещественном уровне, но и на уровне биополя как  второй природы всего

 живого.

6. Обобщение достижений  естественных и общественных  наук, понимание

 природного и социального  в таком сложном явлении исторического  развития

 как этнос привели  к идее этноноосферы в качестве  природной основы

 этногенеза и культурогенеза.

7. Этноноосфера - информационно-энергетическое  поле, в котором отражается

 память этноса. Она  возникает с рождением этноса  и сопутствует ему в его

 этнической истории. Это  то, что делает данный этнос  тем, чем он является.

8. Этноноосфера данного  народа колеблется с определенной  только ей

 присущей частотой, которую  можно назвать несущей. Нет этносов  с одинаковой

 несущей частотой, у  каждого из них она разная. У родственных народов

 несущие частоты близки, а у не родственных этносов  они отстоят друг от

 друга далеко, что не  способствует их взаимопониманию.

9. При зарождении этноса  несущая частота его этноноосферы  резонирует с

 частотой космического  поля. В момент резонанса этническая  система, вернее

 такой ее элемент  как этноноосфера, “впитывает”  в себя космическую энергию,

 которая в дальнейшем  расходуется этносом при его  историческом утверждении

 среди других народов.

10. Важное значение имеет  этноним, который этнос при рождении  выбирает для

 выделения себя среди  других народов. Выбор имени определяется  возникающей

 этноноосферой. Этноним - это код, подключающий этнос к  его этноноосфере

 для получения жизненно  необходимой информации.

11. Исследование этноноосферы  как носительницы духовной культуры  и

 этнопсихологического  склада данного народа дает  возможность проследить

 исторический путь  его от начала и до конца  или до фазы этногенеза, в

 которой он находится  в настоящее время.

12. Рассмотрение этнической  истории волжских булгар через  призму их

 этноноосферы дает  возможность утверждать следующее: волжские булгары

 существуют как этнос  и в настоящее время под  названием волжских татар. Они

 еще имеют достаточный  запас энергии и реальные возможности  для того, чтобы

 с честью пройти  вместе с народами России оставшуюся  часть своего

 этногенеза. Это дает  возможность утверждать их мощная  этноноосфера,

 имеющая многовековые  накопления.

 Сделанные выводы автор  не считает окончательными. История  народа пишется

 многими учеными. Только  их совместные усилия, их коллективный  труд могут

 приблизить знание  и понимание истории данного  народа к объективной истине.

 Этническая история  волжских булгар окутан туманом  времени. Но наступит

Информация о работе Этнология Л.Н. Гумилева и культурология