Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Как мы видим из этого определения, существенным признаком делового общения можно выделить то, что оно всегда связано с какой либо предметной деятельностью людей и вне нее оно не существует. Это очень важная особенность делового общения, которая отличает его от других видов общения. Так, например, в целевом общении, общение само по себе служит средством удовлетворения какой-либо потребности людей, в том числе и в потребности в общении. Личностное общение всегда затрагивает внутренний мир субъектов общения, их глубоко личностные переживания, ощущения, желания, намерения, когнитивные и ценностные смыслы. Модальное общение всегда ограничено рамками самого процесса общения.

Содержание работы

1. Этика делового общения…………………………………………………….3
2. Этические предпосылки делового общения………………………….…….7
Список использованных источников………………………………………….15

Файлы: 1 файл

культорология.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот  те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими  людьми. Своей актуальности аристотелевское  учение о добродетелях не потеряло и в наши дни.

Гуманистическая тенденция  в западной этической мысли нашла  свое продолжение и в Новое  время, в концепции естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы, как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.

Гуманистическая тенденция  в западной этической мысли утверждала и другой важный принцип делового общения, выдвинутый ранее Конфуцием, - первенство долга перед выгодой. Наиболее обстоятельное обоснование  он получил в гуманистической  этике И. Канта. Следование долгу  в деловых отношениях у Канта  приобретает более жесткий характер. Основание практического закона общения Кант связывает с рассмотрением  любого человека как "цели самой  по себе". Такое рассмотрение исключает  использование одним человеком  другого в качестве средства для  достижения каких-либо целей. На основании  этих положений Кант формулирует  моральный закон общения как "практический императив": "поступай так, чтобы  ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого  другого также как к цели и  никогда не относился бы к нему только как к средству".

Реализация морального закона в практике общения не позволяет, согласно Канту, употребить другого  человека как "какую-нибудь вещь", не позволяет обмануть другого человека "ложным обещанием", тем более "калечить его, губить или убивать".

Кант считал, что моральный  закон свят, хотя и сам человек " не так уж и свят". Но сама реализация морального закона позволяет человеку ощутить возвышенный характер " своего сверхчувственного существования, подняться над самим собой" в общении с другими людьми.

Эти положения Канта представляются важными для цивилизованного  российского бизнеса и предпринимательства, который в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться на принцип "честь  превыше прибыли". Особый интерес для современного делового общения представляют и такие принципы, сформулированные Кантом, которые призваны ограничивать свободу действий людей при публичном обмене мыслями. К ним Кант относит прежде всего умение сдерживать себя и свои аффекты в серьезном споре в таких рамках, чтобы всегда "проглядывало взаимоуважение и благоволение" общающихся партнеров, чтобы тон их разговора не был "крикливым и высокомерным".

Таким образом, гуманистические  идеи в западноевропейской этической  мысли утверждали в деловом общении "человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и  ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных  притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства"

Наряду с гуманистической  тенденцией в западноевропейской этической  мысли в контексте политических и экономических теорий формируется  прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентирует деловые  отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой  ценой. Зарождению этой тенденции в  немалой степени способствовал  макиавеллизм - учение итальянского мыслителя 16 века Н. Макиавелли. Основной постулат этого течения: политика и мораль - это две плоскости, которые никак  не пересекаются и исходя из этого для достижения, завоевания и удержания власти оправданы любые средства.

Основной принцип макиавеллизма "цель оправдывает средства", а  всякие социальные, моральные факторы  признавались как внешние рамки, которые можно и не учитывать. Таким образом, принцип экономической  выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной  ценности, которой должен следовать  человек в своих деловых отношениях. Этот тип деловых отношений получил  название "деловой макиавеллизм".

Следующие экономические  теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных принципов. Это человек, который не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых  отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.

Попытки ограничить (неоклассические  теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное поле экономического человека в деловых отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.

Основатель социологической  науки О. Конт, считал, что человек - это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит в первую очередь из чувств, а не из разума. Поэтому он утверждал, что любая  деятельность человека побуждается  чувством и не контролируется разумом. Человек от природы эгоистичен, но у него существуют склонности к любви, бескорыстию, которые и проявляются в общении с другими людьми.

Особый интерес представляет социологическая концепция марксизма, в которой прагматично утилитаристская  модель "экономического человека" подвергается жесткой критике с  социально классовых и конкретно  исторических позиций. Так как капитализм по Марксу явление преходящее и к  тому же завершающее предысторию  человечества, то и способ производства порождает определенную форму общения  людей. Сущность человека при этом не остается неизменной, поскольку она  выступает каждый раз как совокупность определенных общественных отношений. Формы производства согласно Марксу изменяют формы общения людей. А  подлинный переворот в формах общения произойдет только с наступлением коммунистической формации.

Что касается российского  официального этикета, его развитие отражено в соответствующих документах. Так, еще в 1747 г. при Елизавете  Петровне был опубликован документ из 98 параграфов "Церемония о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе".

В 1827 г. вышел в свет свод протокольных правил "Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском Российском дворе", а в 1889 г. был опубликован  еще один документ - "Правила светской жизни и этикета".

Лучшие традиции русского национального этикета развивались  в 19 веке в среде, так называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. В это время вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные  условности, как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, провозглашались и пропагандировались естественность и простота в общении людей между собой.

К сожалению, в современном  российском бизнесе и предпринимательстве  лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в российской мысли 19 и начала 20 века, оказались  менее востребованными, чем в  советский период. Можно лишь выразить надежду на то, что времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая традиция будет  оценена по достоинству.

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012

2. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации. - М.: Из-во РАГС, 2010

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред.В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., пер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

4. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск: Жизнь, 2010.

5. Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 2012.

6. Титова А.Г. Деловое общение. М. 2013.

7. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. М. 2008.


Информация о работе Этика делового общения