Эстетическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

э Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядо

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

    Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства:

  • развитие понимания явлений окружающей действительности;
  • формирование практических навыков художественной деятельности;
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование);
  • воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности .

      Таким образом, главная цель  изобразительного искусства в  школе - духовно обогатить ребенка,  научить проникновению в эстетическую  сущность произведения искусства.  Между тем, урок - это не единственная  форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная  работа дают детям реальную  возможность познакомиться с  искусством шире. Там же они  знакомятся и с такими видами  искусства как кино и театр.  Особенность этих видов искусства  заключается в эмоциональном  воздействии на ребенка. 

    Зритель непосредственно испытывает радость  сопереживания, невольно чувствует  себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического  воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия».

    Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в  чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

    Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным  состоянием актера, но и пластикой  движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание  зрительного зала и сцены, сопереживания  зрителей между собой только усиливает  эмоциональное воздействие театрального зрелища.

    В совокупности всех своих средств  театр обладает мощным механизмом воздействия  на любую личность, в том числе  и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

    Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного  цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно  сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.

    Заключение 

    Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все  эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов.

      Воспитательное значение имеет  и природа, и труд, и окружающая  нас действительность: быт, семья,  межличностные отношения, - все, что  может быть прекрасным. Как основной  носитель прекрасного, искусство  также является средством эстетического  воспитания. Воздействие эстетических  явлений жизни и искусства  на личность может проходить  как целенаправленно, так и  спонтанно. В этом процессе  огромную роль играет школа.

      В учебном плане закреплены  такие предметы как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой  которых является искусство. Это  не случайно. Познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное.

    Именно  сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское  сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Таким  образом, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников.

    Опытные педагоги, зная это, способны посредством  искусства воспитать подлинные  эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным.

    На  мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников