Эстетическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

э Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядо

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.13 Кб (Скачать файл)

    Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

    Для дошкольного и младшего школьного  возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

    Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими  качествами, являются носителями добра  и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости.

    В меру своего понимания маленький  ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов.

    Важно только, чтобы первые идеальные представления  ребенка не оставались на уровне лишь вербально - образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках.

      С младшего школьного возраста  происходят изменения в мотивационной  сфере. Мотивы отношения детей  к искусству, красоте действительности  осознаются и дифференцируются.

      Д.Б. Лихачев отмечает в своей  работе, что к познавательному  стимулу в этом возрасте добавляется  новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

    Другие  дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать  книгу или посмотреть фильм, они  читают и смотрят их без глубокого  постижения сути, лишь для того, чтобы  иметь о нем общее представление.

    А бывает, что читают, смотрят или  слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов  отношения детей к искусству  помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического  отношения.

      Чувство красоты природы, окружающих  людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально-психические  состояния, возбуждает непосредственный  интерес к жизни, обостряет  любознательность, мышление, память. В  раннем детстве ребята живут  непосредственной, глубоко эмоциональной  жизнью. Сильные эмоциональные переживания  надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы  и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений,  навыков и привычек поведения. 

    В работе Н.И. Киященко довольно четко  подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения  ребенка к миру - один из важнейших  путей проникновения в детское  сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования".

    Он  также отмечает, что эмоциональные  реакции и состояния ребенка  являются критерием действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и  воли.

    Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для  эстетического воспитания, где главную  роль в жизни школьника играет учитель.

    Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически  развитой личности, но и посредством  эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Практическая часть.

    Искусство воздействует на чувства человека через  художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая  значение чувств в эстетическом воспитании, В. И. Ленин отмечал, что «без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения».

    Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать  и переживать прекрасное. Поэтому  в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для  занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить  их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению  лучших человеческих идеалов в жизни.

    В этом году я была направлена на пассивную педагогическую практику в прогимназию «Сказка», в 3 класс «А», в качестве помощника учителя. Там познакомилась с прекрасным  педагогом Шубиной Надеждой Алексеевной, которая старалась мне помочь и объяснить все что было не понятно. Я же в свою очередь старалась участвовать во всех видах и формах учебной и внеклассной воспитательной работы, ознакомиться с передовым педагогическим опытом.

    Я решила  выявить отношение учащихся 3 класса к искусству и предложила им ряд вопросов:

    1. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

    2. Хотел бы ты бывать там чаще?

    3. Что ты знаешь об искусстве?

    4. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

    5. Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?

    6. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?

    Результаты  были следующие.

      В данном классе дети за  пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда.

    На  вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?»  «да» ответило 23 человека, «не очень» - 3 человека.

     14 человек считают, что этого  достаточно, чтобы быть культурным  человеком, и, между тем, 24 человека  хотели бы бывать там чаще.

    Несмотря  на такой неподдельный интерес младших  школьников к различным видам  искусства, у них все же наблюдается  ограниченность в знаниях непосредственно  о самом искусстве.

    Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?»  честно признались «не знаю» или  «не помню» 13 человек, «много» ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 8 человек попытались дать развернутый ответ, более или  менее правильными из которых  были только три:

    «Искусство - это когда человек творит картины, рисует их»,

    «В  искусстве есть несколько жанров»,

      «Искусство – это умение что-нибудь  делать». 

    Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4 человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области  искусства.

      На вопрос «Хотел бы ты больше  узнать об искусстве?» они ответили  отрицательно. Однако, на вопрос  «Нравятся ли тебе книги, передачи  об искусстве?» «да» ответило  лишь 11 человек – меньше половины класса.  можно объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию.

      На вопрос о введении нового  урока искусства мнения класса  разделились. Положительно отреагировала  лишь половина класса (14 человек), 2 человека написали «не очень»  и «нет» – 10 человек. В ходе  беседы с учениками ответившими  «нет» выяснилось, что в основном  они считают, что такой новый  урок искусства будет скорее  скучным и поэтому они не  хотели бы его введения. Примечательно,  что из 10 человек ответивших «нет»  девять – мальчики, причем в  учебе стоящие не на первом месте.

    Таким образом, проведя анкетирование, я выяснила, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации я вижу в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу.  

    Уроки пения и музыки. Школа призвана обучить учащихся грамотному пению, привить им любовь к песне, чтобы  она доставляла детям радость.

    С 1971/72 учебного года начальные классы начали работать по новой программе, которая состоит из трех разделов: пения, слушания музыки и музыкальной  грамоты.

    Основой уроков музыки является хоровое пение. Это стержень каждого урока музыки, на который опирается учитель  в работе по двум другим разделам программы.

    Пение — самая активная форма развития музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, художественного  вкуса. Формирование вокальных хоровых  навыков осуществляется на каждом уроке. Объектом внимания должно быть все, начиная  от певческой установки и кончая выразительностью пения. Хоровое пение  является самым доступным видом  музыкального воспитания. Учащиеся I класса могут спеть простую песню  так, что испытают радость и наслаждение.

    Музыкальное воспитание успешно и планомерно осуществляется только на основе систематического обучения. Для того чтобы спеть  песню, дети должны ее внимательно прослушать в исполнении учителя, точно запомнить  и усвоить мелодию, понять и хорошо представить себе содержание и настроение песни, передать все это в своем  исполнении. Правильно поставленное хоровое пение требует от школьников активного отношения к музыке, участия воли, памяти, внимания.

    В содержание уроков музыки и пения  включаются народные песни, отличающиеся простотой, лаконичностью, благородством  и большой выразительностью. Эти  песни могут стать прекрасным материалом для понимания музыкального языка своего народа и формирования правильного художественного вкуса  школьников.

    Знакомство  детей с музыкой и песнями  других народов также содержит большие  воспитательные возможности. Понимание  художественного гения, других народов  — хорошая школа интернационального воспитания детей.

    При правильной постановке пение может  стать важным средством организации  коллектива учащихся. Разучивание песен  требует общей слаженности и  согласованности, общего эмоционального подъема, настроения. Все это как  раз и сплачивает ребят. Хорошее  исполнение приносит детям большое  удовлетворение. Совместное переживание  этого удовлетворения является лучшим средством сплочения коллектива.

    Так же не маловажный учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством.

    Среди существующих искусств пять перечисленных  занимают особое место. «Произведения  изо, декоративного искусства, они  создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные  ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые  воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей».

    В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной  грамоты, развитие творческого отношения  к действительности и детское художественное творчество. Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. 

    Изобразительное искусство дает детям развитие психических  свойств, умение творчески и эстетически  подходить к решению жизненных  задач.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников