Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Культурология – это наука, которая изучает человеческое общество, но она отличается от других подобных наук, так как предметом ее исследований являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей, которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.
Понятие «культура» сложно и неоднозначно. Культура (culture) в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Отсюда видно, что культура явление не природное, а созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре. М. Л. Гаспаров пишет: «Культура для меня сплошь и рядом остаётся суммой фрагментов истории, философии, религии, литературы, искусства, науки, быта. Согласующихся, но не срастающихся воедино; а если мне кажется, что я чувствую их сросшимися воедино, то описать их неипрессионистическими словами мне очень трудно». Это суждение человека посвятившего себя изучению культуры, и, естественно знающий ее.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3-4
Культурно-исторические предпосылки Возрождения…………………..5-8
Гуманизм как идеология Возрождения…………………………..……..9-13
Словарь понятий и персоналий………………………………………...14-16
Заключение………………………………………………………………….17
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

МВД-Эпоха возрождения.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

     Периодизация  Возрождения определяется верховной  ролью изобразительного искусства  в его культуре. «Считается, что начало эпохи было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художникам мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, балканских государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека».3 Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя-нового субъекта культуры-гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.

     У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте  Алигьери (1265-1321). Уже в ранних произведениях – цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведении «Новая жизнь», неоконченном произведении «Пир» и других – поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Комедия», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественная комедия». Благодаря ей Данте вошёл в историю культуры как создатель итальянского литературного языка.

     Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, переходя от старого к Новому времени, она растянулась во многих регионах Европы более чем на три столетия.

     «Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира – Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен».4

     И гуманисты, и реформаторы по своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия – эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Словарь понятий и персоналий. 

     Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории, охватывающая конец XIII – начало XVII вв.

     Гуманизм – в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, но также самопознание и самосовершенствование

     Данте Алигьери (1265— 13/14 сентября 1321)итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Бокаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

     Донателло ( ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

     Джотто  ди Бондоне – итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения.

     Кампанелла  Томмазо – ( 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ-утопист и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

     Культура - (лат. cultura, от корня colere — «возделывать», другой вариант: «cultus» — поклонение, почитание, культ) — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых им в процессе развития. 

     Культурология – это наука, которая изучает человеческое общество, но она отличается от других подобных наук,  так как предметом ее исследований являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей, которые раскрывают культуру как форму  и способ существования человека.

     Леонардо  да Винчи ( 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» — идеала итальянского Ренессанса. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель — вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед.

     Макиавелли  Николо ( 3 мая 1469 — 21 июня 1527) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).

     Микеланджело  Буонарроти (1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

     Микеланджело  да Караваджо (28 сентября 1571 Милан — 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко

     Мор Томас (7 февраля 1478 — 6 июля 1535, Лондон) – английский гуманист

     Петрарка  Франческо – (1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Предренессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

     Понтормо  Якопо (24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи — 2 января 1557, Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.

     Реформация – мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви

     Челлини Бенвенуто (1500—1571) — выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

     Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий.

     «Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов».5

     Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего.

     Литература. 

    1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под редакцией Брагиной Л.М.). – М.: Высшая школа, 1999.
    2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
    3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 1995.
    4. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000.
    5. Шишова Н. В. История и культурология. М.: Логос, 1999.

Информация о работе Эпоха возрождения