Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Каждому, кто хоть раз бывал в селе Наровчат Пензенской области навсегда запомнится краеведческий музей, где хранятся камни и вещи древнего города Мохши, который 600 лет назад был столицей большого улуса. Но еще большее впечатление остается у тех, кто видел раскопанные на Наровчатском городище остатки кирпичных и каменных зданий. Впрочем, это можно сделать и общим достоянием. Для этого необходимо создать в Наровчате музей-заповедник и реконструировать сооружения, по примеру г. Болгара. Тем более, что город Мохши был не только экономическим и политическим центром Примокшанья, но и центром духовной культуры мусульман. Открыт же был город Мохши лишь в 20–х годах XX в. А.А. Кротковым и исследовался в 60–х годах XX в. А.Е. Алиховой, а в 90–х годах XX в. Ю.А. Зеленеевым и Г.Н. Белорыбкиным. Благодаря исследованиям археологов удалось установить следующее.

Файлы: 1 файл

Эпоха возрождения.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Эпоха возрождения

Каждому, кто хоть раз бывал в селе Наровчат Пензенской области навсегда запомнится краеведческий музей, где хранятся камни и вещи древнего города Мохши, который 600 лет назад был столицей большого улуса. Но еще большее впечатление  остается у тех, кто видел раскопанные на Наровчатском городище остатки кирпичных и каменных зданий. Впрочем, это можно сделать и общим достоянием. Для этого необходимо создать в Наровчате музей-заповедник и реконструировать сооружения, по примеру г. Болгара. Тем более, что город Мохши был не только экономическим и политическим центром Примокшанья, но и центром духовной культуры мусульман. Открыт же был город Мохши лишь в 20–х годах XX в. А.А. Кротковым и исследовался в 60–х годах XX в. А.Е. Алиховой, а в 90–х годах XX в. Ю.А. Зеленеевым и Г.Н. Белорыбкиным. Благодаря исследованиям археологов удалось установить следующее.

В XII в. племена буртас, жившие в Верхнем Посурье, начали активно заселять территорию Верхнего Примокшанья, где в это время  жили мордовские племена. С собой буртасы принесли высокоразвитую ремесленную культуру, о чем свидетельствуют археологические памятники с коричнево-красной гончарной керамикой. На многих поселениях гончарная посуда буртас соседствует с мордовской лепной керамикой, что свидетельствует о постепенном смешении буртас с мордвой. В конце XII в. на р. Мокше возникает Наровчатское городище. Первоначально оно возникло как буртасская крепость-форпост в мордовских землях. По мере освоения новых земель городище превращается в полноценный город – экономический и административный центр Верхнего Примокшанья. В 1237 г. Наровчатское городище было разгромлено монгольскими войсками.

Персидский историк  Рашид-ад-дин так описал эти события: “... в год курицы, соответствующий 634 году хиджры, сыновья Джучи – Бату, Орда и Берке, сын Угетай-Каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулькан занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими”. Другой персидский историк Джувейни, описывая завоевания Среднего Поволжья, отмечал: “От множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные”.

После завоевания территория Примокшанья вошла в состав Золотой  Орды. С момента проведения ханом  Берке ясачной реформы и переписи населения края Наровчатское городище стало вновь возвышаться как экономический центр Примокшанья. Этому способствовало сохранение богатых ремесленных традиций населением города и округи, а также удобное военно-стратегическое, торговое расположение и соседство с Русью. Край стал превращаться в форпост Орды в Волго-Окском междуречье. К концу XIII в. городище превратилось в крупный экономический и торговый центр Примокшанья. Он располагался на территории современного с. Наровчат между реками Шелдаис и Лапыжовка и занимал площадь около 250 га.

В 1312 г. умер хан  Токта и власть в Орде захватил Узбек. Желая ослабить позиции столичной  знати, он уезжает со своими приближенными  из Укека на север в Нуриджан. Город получает новое имя –  Мохши, которое начинает чеканится на монетах. После переноса в Мохши столицы Золотой Орды сюда стали стекаться богатства со всей округи. Начинается строительство жилых домов, мечетей, караван-сараев и других строений из кирпича и камня. Возможно, именно здесь хан Узбек решил принять ислам в качестве государственной религии. Не случайно тут была построена одна из первых золотоордынских мечетей.

В домонгольский  период в Волжской Булгарии, в состав которой входил и Наровчатский край, был распространён ислам суннитского  толка, ориентированный на традиции Средней Азии и Хорезма. (Сунниты признают законными: первых четырёх халифов, канонические сборники хадисов или рассказов о жизни пророка. Внешне это проявляется в отрицании божественности Мухаммада и возможности посредничества между людьми и аллахом.). Внедрялись и мусульманские традиции, такие как календарь или “лунная хиджра”, грамотность, искусство и архитектура.

Мусульманство в  этот период допускало слияние с  местными традициями. Для него характерны такие материальные следы как  захоронения в грунтовых могилах без вещей. В XII-XIII вв. в Среднее Поволжье проникает суфизм – мистико-аскетическое течение, требовавшее строгого аскетизма и соблюдения мусульманских обрядов, исступлённого и частого совершения культовых действий для достижения главной цели – познания бога. В XIII-XIV вв. в Золотой Орде распространяется учение суфийского братства ал-Кубравийа из Хорезма, согласно которому хоронить стали в мавзолеях. Поэтому в Наровчате-Мохши обнаружены кирпичные мавзолеи, такие же как в Булгаре. По своей форме они относятся к центрично-купольным соединённым мавзолеям, которые уходят своими корнями в Среднюю Азию. Кроме этого в центре Мохши была построена белокаменная мечеть подобная мечети в Булгаре. Снаружи она была покрыта узорной резьбой по камню с чередующимися мотивами геометрической плетёнки, растительных побегов и символических “вечных узлов”. Встречаются также изображения животных. Возле мечети продолжали хоронить мусульман в обычных ямах. Вполне возможно, что в г. Мохши сосуществовали две ветви мусульманской религии. После походов Тамерлана (Тимура) в конце XIV в. мусульманство приходит в упадок.

Если же погрузившись в тьму веков, попытаться представить  то, как выглядел древний город  Мохши, можно получить следующую  картину. Проезжая мимо низеньких изб мордовских и буртасских деревень, средневековый путешественник вдруг попадал в большой город. Город, где шумели базары, скакали военные отряды, перебирались с места на место посольства. В самом центре можно было увидеть большую Соборную мечеть из белого резного известняка. Возле мечети располагалось небольшое мусульманское кладбище.

Ранним утром  над городом слышался голос муэдзина, который с минарета призывал мусульман  на молитву и они тянулись по улицам, сходившимся к мечети. Вскоре оживал и многоголосый, разноязыкий по-восточному пестрый базар. Здесь можно было встретить и русского купца, и персидского торговца. Каких только денег здесь не встретишь. Это серебряные дирхемы и медные пулы из золотоордынских городов - Сарай, Новый Сарай, Гюлистан, среднеазиатские дирхемы, западноевропейские динары. За базарной площадью находился караван-сарай, площадью в 400 кв.м. Для гостей были созданы различные удобства – водопровод, отопление, мусорные ямы. Рядом работала для приезжих общественная кирпичная баня с централизованным горячим водоснабжением.

Здесь же располагались  и производственные комплексы –  гончарные и кузнечные мастерские. Ремесленники изготавливали высококачественные изделия от топоров, оружия и горшков  с зеленой поливой и голубой  глазурью до замков, шкатулок и украшений. Город же был застроен усадьбами с кирпичными жилыми домами, надворными деревянными постройками, личными банями из кирпича.

На окраине города в районе под названием Мизгить  находилось мусульманское кладбище с мечетью и мавзолеями из кирпича. Мавзолеи были самые разнообразные: одни состояли из четырех комнат, другие из одной. Разным было и количество погребенных, но все они совершены строго по мусульманским обычаям.

Так примерно выглядел город Мохши в середине XIV в. К  этому времени уже не было никаких крепостных укреплений, как и в других золотоордынских городах, поэтому город раскинулся на большой территории. Нашлось здесь место и для монетного двора, который сначала чеканил медные монеты – пулы, на которых ставилась надпись – Нрджн, а с 1313 г. и серебряные дирхемы. Чеканка монет Мохши была грубой и они практически не имели орнамента. На монетах встречаются имена ханов Токты, Узбека, Кильдибека, Тогая, Пулад-Тимура.

Пережив в 30-50 гг. XIV в. вершину своего развития, город Мохши с началом в Золотой Орде феодальных войн или как писали русские летописи “замятни великой” стал яблоком раздора. Частая смена ханов привела к развалу Орды и город становится столицей улуса Мохши. На Руси это княжество получило название “Наручадская Орда”. В 1361 г. город захватывает князь Тагай. В 1365 г. он предпринимает удачный поход на Рязанское княжество, но на обратном пути у Шишовского леса князь был разбит русской дружиной и вынужден был бежать. Пришлось бежать ему и из города Мохши, В 1367 году Мохши попадает под власть Пулад-Тимура, но не надолго, так как правящая верхушка решила заключить союз с Рязанью. Ориентации на русские земли способствовала и потеря традиционных связей с южными и восточными городами и государствами. Их монеты перестали поступать в город Мохши из-за военных столкновений внутри Золотой Орды. Но остаться в стороне Мохши не удалось. В 1378 г. город подвергается разорению отрядами Арабшаха, а спустя четыре года и воинами Тохтамыша. Нет сомнений, что в эти годы город переживал тяжелые времена. Приходило в упадок ремесло и строительство, люди покидали насиженные места и уходили в более безопасные земли, как правило, на север.

Последний удар по существованию города Мохши нанес  хан Тамерлан, который в 1395 г. во время  погони за Тохтамышем все уничтожил. Пришел в упадок и весь улус. Крупные феодалы постепенно уходили из “Наручадской орды” и поступали на службу к московским князьям. Среди них были такие фамилии как Апраксины, Хитровы, Голицыны, Татищевы и другие, известные впоследствии российские деятели. Остается только надеяться, что эта древняя и богатая событиями земля, наконец, обретет статус историко-археологического музея-заповедника.

Культура  средневекового населения


Информация о работе Эпоха возрождения