Эпоха Возрождения. Ее значение для развития мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:42, реферат

Описание работы

Возрождением, или Ренессансом, называют эпоху в развитии стран Европы, ознаменовавшуюся принципиальными изменениями в мировоззрении людей и во всех сферах жизни. Свое название она получила из-за того, что появившееся в это время искусство как бы «возрождало» античную культуру, которая воспринималась как высшее совершенство и служила для мастеров Ренессанса источником вдохновения и знаний и образцом для подражания. Средневековое искусство казалось им неумелым и варварским, однако на самом деле новая культура многим была обязана предшествующей ей художественной традиции. Нерасторжимая связь и постоянное противоборство старого и нового – вот ключевой момент искусства Ренессанса.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Гуманистические идеи эпохи Возрождения……….стр.6
Глава 2. Культура эпохи Возрождения………………………...стр.10
Глава 3. Культура Возрождения в Италии…………………….стр.15
Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии. Климанова Н.А.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

Скульптур, архитектор, живописец и поэт Микеланджело Буонарроти выражает в искусстве совсем иное начало, нежели  Леонардо или Рафаэль. Основа его творчества, его идеал – человек, каким он должен быть. Античный и ренессансный  идеал прекрасного телом и духом человека  получил в его творчестве наиболее полное выражение. Превыше всего Микеланджело ставил красоту человеческого тела, потому что, внешняя красота есть выражение красоты духовной, а человеческий  дух, в свою очередь, выражает  все прекрасное и высокое в мире. Его образы – это образы героев, титанов, чья красота рождается не только и не столько от идеальных пропорций и гармоничных сочетаний. Уже в ранних  его работах – рельефах «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» и в знаменитой «Пьете» («Оплакивании Христа») – чувсвуются монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, которые в дальнейшем станут главными чертами его искусства. Колоссальная статуя Давида, исполненная Микеланджело для Флоренции, вызвала бурный восторг современников.

Творчество Тициана отличается исключительно широким охватом тем и жанров – сюжеты своих произведений он черпал и из Библии, и из античной мифологии, писал и монументальные. И небольшие станковые картины, был одним из создателей пейзажа как самостоятельного жанра, но более всего прославился как портретист. Слава Тициана быстро распространяется по Италии, а вскоре – и по всей Западной Европе. Новый период в творчестве художника связан с общим политическим и культурным подъемом Венеции, которая становится в это время одним из ведущих итальянских государств. Его «Вознесение Марии», знаменитая «Ассунта» производят грандиозное впечатление. Многочисленные картины  на евангельские  и мифологические сюжеты, написанные им, отмечены особым калоритом – звучным, основанным на интенсивных контрастах синего и красного. Значительное место в творчестве Тициана занимают и женские образы; в эти годы им создаются немало изображений золотоволосых красавиц в виде мифологических героинь, в том числе и знаменитая «Венера Урбинская», «Даная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис». Тициан снискал славу прежде всего как один из величайших колористов в истории мировой живописи.

             Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи.  Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литератур, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви.  Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии.  В стране, где сохранялся государственные полицентризм, дворы правителей,  привлекавших к себе  на службу художников и архитекторов, литераторов и историков,  политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры.  В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В тоже время система меценатства, ставшая для многих  из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

Разрыв  между гуманистическими  идеалами  и реальностью порождал кризисные  явления в культуре, равно как попытки  их преодоления. С этим связано появление маньеризма  - нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека.  Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного  великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними  эффектами.  Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии.  Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно- аристократической  среде, где  оно решала главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо  и вилл, садово- парковая архитектура, разработка костюмов,  скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

В пору Позднего Возрождения, в 40-80 е годы новые явления в культуре оказались связанными со сферой литературы и искусства,  с развитием натурфилософии и естествознания, с богатой по спектру оттенков утопической мыслью, с достижениями театра и музыки. Большое значение  имело и общее развитие культуры вширь, чему способствовало книгопечатание. По его уровню и распространенности Италия и во второй половине  XVI в. продолжала занимать одно из ведущих  мест в Европе.

Венеция в это время становится  главным очагом позднеренессанского искусства, здесь развивается творчество великих мастеров нового периода – Палладио, Веронезе и Тинторетто. Последним крупным архитектором Ренессанса был Андреа Палладио. Постройки и архитектурные идеи Палладио оказали сильнейшее влияние на все последующее развитие европейского зодчества, особенно во Франции, Англии и России; они были развиты в классицизме ХVII- ХVIIIвв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Само понятие Возрождение возникло в Италии XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи.  Этой метафорой обозначали первый со времен античности  (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук  и искусства, наконец-то наступивший  после долгого, почти  тысячелетнего упадка культуры.

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства, которые  принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью  и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство:  при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты.

Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение.  В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания.

Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в.  Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны.

Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов  развития.  Их границы отмечены столетиями – XIV,XV,XVI вв. Этап раннего гуманизма  завершился к началу XV в., выдвинув программу построения новой культуры - широкого комплекса гуманитарных дисциплин.

К концу XV в.принципы, формы, образы нового искусства стали достоянием уже всех областей Италии. Сложились основы новой системы жанров, был накоплен богатейший опыт художественного познания человека и окружающего его мира. Началось распространение воздействия нового итальянского искусства в других странах Европы.  Этап Раннего Возрождения завершился, подготовив мощный подъем всех видов искусства в пору Высокого Возрождения.

 В пору Позднего  Возрождения, в 40-80 е годы новые  явления в культуре оказались  связанными со сферой литературы  и искусства,  с развитием натурфилософии  и естествознания, с богатой по  спектру оттенков утопической  мыслью, с достижениями театра  и музыки. Большое значение  имело  и общее развитие культуры  вширь, чему способствовало книгопечатание. По его уровню и распространенности  Италия и во второй половине  XVI в. продолжала занимать одно из ведущих  мест в Европе.

В искусстве Возрождения необычайно тесно переплелись пути художественного и научного постижения человека. Стремление к знанию особенно высоко ставилось среди разных форм деятельности, ценимых гуманистами. Жажда знаний, характерная для выдающихся умов этой эпохи поразительна, так же,  как и универсальная одаренность многих из них. Нередко занятия скульптурой, архитектурой, живописью  они сочетали с увлечением литературой, поэзией и философией, с изучением точных наук, экономики и музыки.

В создании культуры Возрождения основной вклад принадлежал новой интеллигенции.

Творческая судьба этой интеллигенции в немалой степени зависела от взаимоотношений с властью, меценатства, системы заказов-частных, корпоративных, церковных, государственных. Возрождение привнесло в культуру эпохи и новые формы самоорганизации лиц творческого труда - гуманистические кружки и сообщества, литературные, художественны, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Новые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий.

Эпоха Возрождения завершается множеством замечательных созданий культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов. Л.М.Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Володарский и др. Под ред. Л.Ь. Брагиной. -М.: Высш.шк., 1999.
  2. Караськова О.В. Средние века. Возрождение.- СПб.: Корона принт, 2003.
  3. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.
  4. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л.,1976.
  5. Шюре Э. Пророки Возрождения. Пер.с фр.-М.: Алетейа, 2001.

 

 


Информация о работе Эпоха Возрождения. Ее значение для развития мировой культуры