Эпоха Возрождения. Ее значение для развития мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:42, реферат

Описание работы

Возрождением, или Ренессансом, называют эпоху в развитии стран Европы, ознаменовавшуюся принципиальными изменениями в мировоззрении людей и во всех сферах жизни. Свое название она получила из-за того, что появившееся в это время искусство как бы «возрождало» античную культуру, которая воспринималась как высшее совершенство и служила для мастеров Ренессанса источником вдохновения и знаний и образцом для подражания. Средневековое искусство казалось им неумелым и варварским, однако на самом деле новая культура многим была обязана предшествующей ей художественной традиции. Нерасторжимая связь и постоянное противоборство старого и нового – вот ключевой момент искусства Ренессанса.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………..стр.3
Глава 1. Гуманистические идеи эпохи Возрождения……….стр.6
Глава 2. Культура эпохи Возрождения………………………...стр.10
Глава 3. Культура Возрождения в Италии…………………….стр.15
Заключение……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии. Климанова Н.А.docx

— 48.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Международный банковский институт

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

 

Реферат

по Культурологии

“Эпоха Возрождения. Ее значение для развития мировой культуры ”

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент (ка) 2 курса

ЗФ -21 (ФБ - 25) уч. группы

Климанова Надежда Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель: уч. степень и звание

Кривошеев Максим Владимирович

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Ведение……………………………………………………………..стр.3

Глава 1. Гуманистические идеи эпохи Возрождения……….стр.6

Глава 2. Культура эпохи Возрождения………………………...стр.10

Глава 3. Культура Возрождения в Италии…………………….стр.15

Заключение………………………………………………………….стр.28

 

Введение.

 

Возрождением, или Ренессансом, называют эпоху в развитии стран Европы, ознаменовавшуюся принципиальными изменениями в мировоззрении людей и во всех сферах жизни. Свое название она получила из-за того, что появившееся в это время искусство как бы «возрождало» античную культуру, которая воспринималась как высшее совершенство и служила для мастеров Ренессанса источником вдохновения и знаний и образцом для подражания. Средневековое искусство казалось им неумелым и варварским, однако на самом деле новая культура многим была обязана предшествующей ей художественной традиции. Нерасторжимая связь и постоянное противоборство  старого и нового – вот ключевой момент искусства Ренессанса.

Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры.  В целом, однако, она охватывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в., и лишь в Италии, где зародилась новая культура, пора Возрождения начинается раньше, уже с середины XIV в.   Само понятие Возрождение возникло в Италии XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи.  Этой метафорой обозначали первый со времен античности  (как тогда считали) блестящий расцвет литературы, гуманитарных наук  и искусства, наконец-то наступивший  после долгого, почти  тысячелетнего упадка культуры.  Время «упадка» получило тогда пренебрежительное наименование «средние века», и понадобилось несколько столетий, чтобы по достоинству были оценены также и крупнейшие культурные достижения  средневекового периода.  С XIX в. применительно к эпохе Возрождения в науке утвердился французский термин «Ренессанс».

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место.  Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее  усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему новому времени. Традиционная система феодальных общественных отношений  переживает кризис и трансформируется,  зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные  структуры, положение и самосознание различных слоев населения  города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы.

Мощным фактором воздействия не только на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоззрение людей этой эпохи стали Великие географические открытия.  Они обогатили европейцев знаниями об иных цивилизациях, о многообразии обычаев и традиций народов Америки, Азии, Африки. Развитие интереса к проникновению в тайны природы на основе  опыта, наблюдения, эксперимента, достижения в естествознании, математических науках, технике, открытия новой астрономии от Коперника до Галилея – все это способствовало формированию  новых представлений о времени и пространстве, изменениям в устоявшейся картине мира.

Типологические черты культуры Возрождения выявляются в ее соотношении не только с античностью и средними веками, но и с последующими культурными эпохами.

Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности - как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и древнегреческой культурой. Оно открыло тем самым новые пути для своего собственного соперничества с античностью.

 Именно Возрождение  впервые  и притом в гораздо  более крупных масштабах, осуществило  широкий и многообразный синтез  двух культурных миров - языческого  и христианского, который оказал  глубокое воздействие на культуру  нового времени.

 

Глава 1.  Гуманистические идеи эпохи Возрождения.

 

В эпоху Возрождения на смену церковной идеологии Средних веков пришло мировоззрение, по – новому объяснявшее жизнь, а также  место и назначение в ней человека.  В самом названии, которое получило это мировоззрение – гуманизм (от латинского humanus –человечный), - отражена переориентация мышления. В центре идеологии гуманизма находится человек, утверждение его величия и красоты. Он понимается гуманистами как существо внутренне  свободное; он сам создает себя своей деятельностью в мире.

Возрождение питалось гуманистическими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение.  В нем органически переплетались основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире.  Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества:  требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состояния.

Термин «ренессансный гуманизм» (или гуманизм эпохи Возрождения) сложился в научной литературе прошлого столетия на основе понятий, характерных для самой этой эпохи, humanitas (в значении присущей человеку высоконравственной духовной культуры) и studia humanitatis – термина, означавшего новый комплекс гуманитарных дисциплин. Этот комплекс включал помимо грамматики и риторики, традиционных для средневековой системы образования, филологию и поэтику, историю и педагогику. Гуманисты видели в studia humanitatis, науках, направленных  на изучение проблем  человека, противовес studia divinitatis – наукам о божественном, составлявшим основу средневековой схоластической системы знания.  Новый комплекс гуманитарных наук базировался на отказе от «варварской» средневековой латыни, на изучении древнегреческого и классического латинского языков. Именно в эпоху Возрождения начала складываться классическая филология, связанная с сопоставлением и выверкой текстов античных авторов.  Особый вес приобрела в эту пору риторика, основанная на принципах ораторского искусства Цицерона и Квинтилиана. Она находила широкое применение в государственной практике, особенно в дипломатии. А также в философской и общественной мысли.

В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в  рамках которой четко обозначалась линия светской этики. В ней разрабатывались проблемы достоинства человека, основанного не на занятости происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, давалась новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Важное самостоятельное значение получили обновленные история и педагогика, служившие также морально-дидактическим целям, задачам воспитания нового человека-гражданина, обладающего высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями.  В истории особое значение приобрело осмысление деятельности не только великих людей, сильных личностей, но и коллективных усилий, культурных достижений - всего, что способствует земной славе.  Гуманистическая педагогика ставила целью формирование свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящей, духовно и физически гармоничной личности. Одной из первых в систему нового комплекса гуманитарных наук была включена поэтика, которая строилась на осмыслении не только античной, но и современной поэзии. В ней получили обоснование новые эстетические принципы.

Профессиональные занятия комплексной studia humanitatis стали отличительной чертой гуманистов - нового слоя интеллигенции. Завоевывая для гуманистических дисциплин преимущественно артистические факультеты, они, как правило, читали там риторику, поэтику, моральную философию. Хотя сами гуманисты, как правило, не занимались  непосредственно естественными науками, их огромный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, по выработке новых методов интерпретации текстов оказал воздействие на подъем естествознания и натурфилософии в XVI в.   Этот процесс не был однозначным: интерес к опытным знаниям развивался не только благодаря гуманизму. Но нередко и вопреки его культу книжного слова и верности античным авторитетам.

Гуманисты в своем стремлении к обоснованию принципов светской этики, не порывающей с христианством, но сконцентрированной на проблемах земного бытия человека, шли своим особым путем. Их не удовлетворяли, к примеру, дворянские представления о знатности  происхождения как основе благородства человека, но в равной мере они не оправдывали и безудержанного, поступающего нравсвительностью накопительства. Опираясь на античное наследие, гуманистическая этика учитывала, особенно в постановке проблем, и средневековые традиции моральной философии, живо откликаясь на потребности собственной эпохи. Этическая мысль, которая разрабатывалась гуманистами, стала прочным фундаментом всего ренессансного мировоззрения. Она переплеталась с экономическими и социально- политическими, антропологическими, эстетическими  и прочими идеями итальянского Возрождения и оказала определенное воздействие на позицию самой церкви, побуждая ее к более адекватной реакции на требование времени.

В разработке этических проблем гуманисты не ограничивались лишь  теоретизированием, они постоянно обращались к жизненной практике, осмысляя ее с новых идейных позиций. Во второй половине ХV в. Итальянский гуманизм обрел зрелые формы.  Освоив сферу гуманитарных  знаний, заложив научные начала в филологии и историографии, он вторгается  в область теологии – онтологию, гносеологию, космологию.

Идеал свободного прекрасного телом и душой человека становится в центре всей культуры новой эпохи. Он вдохновляет художников, скульпторов  и поэтов. Решительные изменения происходят во всех основных видах искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Культура эпохи Возрождения.

 

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях творчества, шедеврами искусства, которые  принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью  и не лишена противоречий, которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Культура Возрождения – не то самое, что культура эпохи Возрождения.  Первое из этих понятий относится к новым, собственно ренессансным явлениям, веяниям, тенденциям.  Второе – гораздо шире, оно включает наряду с ренессансной культурой также и иные культурные феномены: средневековые традиции, которые продолжают существовать, и новые культурные процессы, не ренессансные по характеру, в том числе связанные с воздействием Реформации и Контрреформации.

Типологические черты культуры Возрождения выявляются в ее соотношении не только с античностью и средними веками, но и с последующими культурными эпохами.

Возрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века связи с культурными традициями античности - как христианскими, так и языческими, не с одной лишь латинской, но и древнегреческой культурой. Оно открыло тем самым новые пути для своего собственного соперничества с античностью.

На античном фундаменте строились многие области ренессансной культуры -  от системы гуманитарных знаний, образов и норм литературы до архитектуры и различных видов изобразительного искусства.  Античность впервые была осмыслена как самостоятельная культурная эпоха, оставившая богатейшее наследие, овладение которым способствовало развитию светской и рационалистической направленности ренессансной культуры. Обретя высокую оценку в исторической перспективе, античность стала,

 таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения, а творческая переработка наследия древних – одной из ее типологических черт.

Сложнее складывалось отношение новой культуры к культуре средних веков.  Хотя в целом последняя была негативно воспринята творцами Ренессанса, видевшими в ней проявление «варварства», она оказала в тоже время непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. Двойственность позиции по отношению к культурным традициям средневековья стала еще одной типологической особенностью Возрождения.

Главное же отличие его от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгляде на человека и окружающей его мир, в складывании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях  художественного содержания  и языка нового искусства, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. Это послужило основой для последующей эволюции европейской культуры в XVII-XVIII вв. Именно Возрождение впервые и притом в гораздо более крупных масштабах, осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров - языческого и христианского, который оказал глубокое воздействие на культуру нового времени.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство:  при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты.

Исключительно важное место в культуре Возрождения обрело искусство. Возродив античный принцип жизнеподобия, а вместе с ним и идеал прекрасного, гармоничного человека, оно стало зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, инструментом познания и вместе с тем поэтизации действительности.

Информация о работе Эпоха Возрождения. Ее значение для развития мировой культуры