Эллинистическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 22:00, сочинение

Описание работы

В 334 г. началось завоевание Азии македонской армией. Поначалу армия Александра Македонского была небольшой, и он не имел целью покорить всю Переднюю Азии. Однако слабость Ахеменидов была очевидной. После ряда побед Александр настиг Дария на пути из Мидии в Парфию, и сатрапы закололи его. Но и Александр попал в очень трудное положение, стараясь избежать внутренних противоречий среди своего окружения. В Средней Азии было сильно антимакедонское сопротивление, которое возглавлял согдиец Спитамен. В 328 – 327 гг. до н.э. Александру пришлось вести войну в Средней Азии. Чтобы склонить местную элиту на свою сторону, он женился на Роксане – дочери Спитамена. Это вызвало кризис отношений с его ближайшим окружением. После неудачного индийского похода в 323 г. Александр Македонский умер, не оставив наследника.

Содержание работы

1. Космополитизм эллинистической культуры.
2. Литература и искусство эпохи эллинизма.
3. Эллинистическая наука и философия. Влияние культуры эллинизма на культуры других эпох и народов.
4. Приложение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Внутренний малый фриз Пергамского алтаря Зевса (170- 160 гг. до н. э.), не имеющий пластической силы обобщенно-космического характера большого, связан с более конкретными мифологическими сценами и повествует о жизни и судьбе Телефа, сына Геракла. Он меньше размерами, фигуры его спокойнее, сосредоточеннее, порой, что также характерно для эллинизма, элегичны; встречаются элементы пейзажа. В сохранившихся фрагментах изображен Геракл, устало опирающийся на палицу, греки, занятые постройкой корабля для путешествия аргонавтов. В сюжете малого фриза выступила излюбленная в эллинизме тема неожиданности, эффект узнавания Гераклом своего сына Телефа. Так патетическая закономерность гибели гигантов и случайность, господствующая в мире, определили темы двух эллинистических фризов алтаря Зевса.

В Пергаме было создано много выдающихся памятников скульптуры. На площадях Акрополя стояли статуи, среди которых были изваяния побежденных галлов. Один из них был изображен на своем щите поверженным, но не сдавшимся. Скульптор показал его с трудом, подтягивающим ногу и опирающимся на слабеющую руку. Резкость композиции, угловатость очертаний фигуры отвечают напряженным чувствам и трагизму образа.

Эллинистические скульпторы любили волновать зрителя своими произведениями. Экспрессивность движений, острота ситуаций в эту эпоху особенно ценились. Мастер, обратившийся к мифу об Афине и Марсии, теперь изобразил не начало трагедии, как Мирон в V веке, а жестокую развязку события. В сохранившейся скульптурной группе представлены приготовленный к казни самонадеянный силен Марсии и палач-раб, точащий нож.

Характерен для эллинизма и другой памятник скульптуры-Лаокоон, дошедший до нашего времени в римских копиях. Троянский жрец, предупреждавший о хитрости ахейцев своих сограждан, собиравшихся свести в город троянского коня, изображен в момент наказания его богами, пославшими на него огромных ядовитых змей (рис. 13). Эллинистический скульптор показал могучего Лаокоона, борющегося с огромными змеями и стонущего сквозь стиснутые зубы. Его рот полуоткрыт, однако здесь нет аффекта, лишившего бы изваяние художественной ценности: человек показан в мучительной безнадежной борьбе, но погибает он с гордо поднятой головой. В фигурах сыновей Лаокоона скульптор дает разработку основной темы. Один из юношей еще живой и борется, снимая с ноги кольца змей. Другой, полузадушенный, теряет последние силы.

Трудно назвать другое произведение, в котором более отчетливо нашло бы выражение виртуозное мастерство скульпторов этой эпохи. Змеи нужны были ваятелю не только как один из элементов сюжета, они играли огромную композиционную роль. Без них распалась бы цельная трехчастная группа: как канатами скульптор змеями связывает воедино статуи борющихся. Не исключено, что Вергилий, создавая в "Энеиде" сцену гибели Лаокоона, вспоминал свое впечатление от виденной им статуи, настолько описание и памятник близки друг другу:

"... (змеи) уверенным ходом 
К Лаокоону ползут. И, сначала несчастные члены 
Двух сыновей оплетая, их заключает в объятья 
Каждая и разрывает укусами бедное тело. 
После его самого, что спешит на помощь с оружьем, 
Петлями вяжут, схватив великими. Вот уже дважды, 
Грудь его, окружив и дважды чешуйчатым телом 
Шею, над ним восстают головой и гребнем высоким. 
Он и пытается тщетно узы расторгнуть руками, 
Черным ядом облит и слюной по священным повязкам, 
И одновременно вопль ревущий бросает к светилам".

В эллинистическом искусстве воплощено много трагических сцен. Гибнут гиганты под натиском богов на фризе Пергамского алтаря Зевса, умирает на своем щите галльский вождь, страшный бык собирается растоптать привязанную к нему злую царицу Дирку, глухо стонет Лаокоон, исполнены конвульсивных движений тела и мучительной боли и отчаяния лица Одиссея и его спутников из многофигурной группы, найденной в гроте Сперлонга (рис. 14). Среди подчеркнутого драматизма эпохи лишь статуя Афродиты Мелосской воспринимается величавой и строгой в своей мудрой простоте. В ее позе нет ни кокетства, ни жеманства: перед глубокой сущностью этого божества, поиному понятой на исходе эллинизма, кажутся напрасными страдания окружающих ее героев. Величие, запечатленное в мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи к гармонии и любви. Не только физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Мелосской. В идеальности пластических форм он воплощает то интуитивно понятое духовное совершенство, поискам которого человечество посвятит долгие последующие века. Великая мысль древнего скульптора дошла через тысячелетия до нашего времени. Сознание ее глубины и возвышенности потрясло Гейне. Глеб Успенский видел в этой статуе чудесный источник чувств, пробуждающих веру в возможности человека, поэты различных эпох писали о ней восторженные стихи. В изваянии скульптора Александра, а может быть Агесандра (часть букв его имени, высеченного на постаменте, оказалась сбитой), творившего в особенно трагические годы эллинской истории, гениальным озарением воспринимается уверенность в силе гармонии и красоты (рис. 15).

В годы, когда ваятель создавал статую Афродиты Мелосской, в эллинский мир вторгалась новая сила - римляне. Горели покоренные города, завоеватели несли гибель той великой культуре, которая в формах искусства, в поэтическом, порой сказочном облике мифа умела воплотить всеобъемлющие, общечеловеческие идеи. На смену метафорическому пониманию красоты мира эллинами приходила трезвая практическая оценка явлений.

Некогда цветущие города Эллады были разрушены (рис. 16), но скоро они вновь восстали из руин, и еще несколько веков, вплоть до варварских нашествий, в них кипела жизнь. Но никогда Солее после римских разгромов не возродились чувства, питавшие эллинских зодчих, скульпторов, художников, о которых скорбел на развалинах Коринфа поэт Антипатр Сидонский:

"Где красота твоя, город дорийцев, Коринф величавый, 
Где твоих башен венцы, прежняя роскошь твоя, 
Храмы блаженных богов, и дома, и потомки Сизифа - 
Славные жены твои и мириады мужей? 
Даже следов от тебя не осталось теперь, злополучный, 
Все разорила вконец, все поглотила война. 
Только лишь мы. Нереиды, бессмертные дочери моря, 
Как алькионы, одни плачем о доле твоей".

Искусство эллинизма ярко и полно отражало идеи, волновавшие людей той бурной эпохи. Мастера чутко реагировали на настроения общества, несмотря на все возраставшую в условиях монархических режимов официозность, сохраняя в своих произведениях искренность и острую злободневность господствовавших настроений и чувств. Эллинистическое искусство оказало огромное влияние не только на характер много взявшего из его наследия римского искусства, но было основой дальнейшего художественного развития в таких областях Средиземноморья, как Египет, Сирия, Малая Азия, Балканский полуостров. В длительный период четырех столетий, когда эти земли были римскими провинциями, у населения их не угасало стремление выражать в произведениях искусства свои чувства и настроения. Не случайно именно в этих районах пышно расцвело впоследствии новаторское образами и формами, глубокое содержанием памятников византийское искусство.

3. Эллинистическая наука и философия. Влияние культуры эллинизма на  культуры других эпох и народов.

Искусство эллинистической эпохи было тесно связано с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой и религией того времени. Успехи архитектуры во многом зависели от возросшего по сравнению с прошлыми веками уровня строительных возможностей, от развития технической и научной мысли. Новшества в сюжетах и в характере стиля живописи, мозаик, скульптуры, вызванные новым отношением к явлениям, были созвучны тому, что находило отражение в философии, религии, литературе эллинизма.

Значительное расширение кругозора эллинов в эту эпоху, связанное с их военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие восточные страны, в Африку и на север, вселяло в человека чувство мировых просторов, мало знакомое греку классической поры, жившему в рамках города-полиса. В то же время открывшийся эллину необъятный мир с возникавшими и распадавшимися на глазах огромными державами оказывался лишенным гармонии, обеспечивавшей некогда благополучие классического полиса; он управлялся уже не мудрыми олимпийскими богами, а капризной и своенравной богиней судьбы Тюхе. Стремление познать законы нового, сложного мира привело к бурному развитию науки. Эллинизм вызвал к жизни деятельность ученого и инженера III века до н. э. Архимеда и определил необходимость смелого путешествия Питея из Массилии к берегам Норвегии, вплоть до Полярного круга; это было время создания математиком Евклидом системы геометрии, определения Эратосфеном длины земного меридиана и доказательства Аристархом Самосским осевого вращения Земли и движения ее вокруг Солнца. Вавилонский жрец Беросс и египетский Манефон знакомили в III веке до н. э. греков с открытиями своих ученых. Больших успехов достигали в те века связанные с медициной физиология и анатомия (Герофил, конец IV-начало III в.; Эрастион, начало III в. до н. э.), а также близкая сельскому хозяйству ботаника (Теофраст, конец IV-начало III в. до н. э.). Широкое развитие получила филология: в Александрии был основан крупный научный центр "Музей" с кабинетами, аудиториями, огромной библиотекой. Тяготением к практическому характеру познания в эпоху эллинизма объясняется некоторое снижение роли философии, однако надо отметить создание в III веке до н. э. эпикурейской (Эпикур, 341-270) и стоической (Зенон, 336-264) школ.                  

Парфия

Две иранские династии: Парфянская (240 в. до н.э. – 226 в. н.э.) и Сасанидская (226-642 гг. н.э.) – наследовали в Месопотамии и Персии культурное достояние великих держав Переднего Востока: Ассирии, Вавилона и государства Ахеменидов. Несмотря на распространение эллинизма в Азии и длительное римское влияние, эти династии способствовали возрождению восточных деспотических традиций. Парфяне, восходящие корнями к иранским степным кочевникам, известны, прежде всего, своей непримиримой борьбой с Римом. Сначала их столицей был г. Ниса, развалины которого находятся на территории современного Туркменистана. Начиная с 240 г. до н.э. в непрерывной борьбе парфяне подчинили сначала Бактрию, затем около 115 г. до н. э. Месопотамию. В этой борьбе они опирались на северных соседей – кочевников. Основателем Парфянского царства считается Аршак, выходец и кочевой среды парнов или дахов. Во время царствования Митридата I (171-138 до н.э.) владения Аршакидов занимали территорию от Ефрата до Гиндукуша, включая большую часть Ирана и Месопотамию.

После завоевания обширных территорий столицей Парфянского царства становится г. Ктесифон на юге Месопотамии. Государство имело феодальную структуру, аристократия была связана родственными отношениями с царем. Раскопки, произведенные в ряде городов (Дура-Европос, Селевкия-на-Тигре, Ктесифон, Старая и Новая Ниса), дают представление о жизни этой страны. Парфия состояла их множества различных по уровню развития групп населения. Она объединяла и эллинистические города, и небольшие арабские вождества, сохранявшие определенную автономию, и храмовые поместья, и свободные землевладельческие хозяйства.

В архитектуре дворцов наследие эллинистических традиций воплотились в местной форме айвана – обширного зала для приемов. Парфяне успешно сражались с Римом в I в. н.э. и часто побеждали, благодаря их вооружению и, особенно, тяжеловооруженной кавалерии. Но во II в.н.э. после серии потерь и внутренних противоречий власть в Парфии перешла к династии Сасанидов.

 

                                                   Римская империя.

Культурные и политические центры Восточного Средиземноморья были поглощены в конце I тыс. до н.э. могуществом Рима, который установил также свою власть и над Центральным, и над Западным Средиземноморьем. Эта стремительная экспансия последовала за ростом числа и влияния греческих и финикийских колоний в начале тысячелетия.

В культурном отношении Римская империя делилась на две части: восточную, где доминировало греческое влияние, и западную, где было преобладание латинской культуры. Все северные провинции входили в "латинскую" зону. Это вначале условное разделение сыграло свою роль в момент падения Римской империи в V в. н.э.

                                      Римская империя во II в. н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Приложение.

(рис.1) (рис.2)

 

(рис.3)

(рис.4)

 

 

 

(рис.5) (рис.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис.7) (рис.8)

 

(рис.9) (рис.10)

 

 

 

 

 

 

 

(рис.11) (рис.12)

 

(рис.13) (рис.14)

 

 

 

 

(рис.15) (рис.16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Литература.

Древние цивилизации М.,1989;

Дройзден Я. История эллинизма в 3-х томах. Ростов – на – дону 2011;

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Позднего эллинизма М.,2009;

Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 2009;

Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 2012.

 

 

 

 


 



Информация о работе Эллинистическая культура