Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 20:00, реферат

Описание работы

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Греческое искусство можно считать родоначальником любого существующего ныне искусства, античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………..3
2. Значение античной культуры………………………………………..4-7
3. Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов………………………………………………..8
4. Греческая культура доклассического периода…………..9-14
5. Заключение………………………………………………………………………15 6. Литература…………………………………………………………………......16

Файлы: 1 файл

Реферат1 (2).docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

Реферат


 

 

 

 

Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.  Введение…………………………………………………………………………..3

2. Значение античной культуры………………………………………..4-7

3. Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов………………………………………………..8

4. Греческая культура доклассического периода…………..9-14

5. Заключение………………………………………………………………………15  6. Литература…………………………………………………………………......16

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Греческое искусство можно считать родоначальником любого существующего ныне искусства, античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации,  и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.  Созданная греками чрезвычайно богатая и увлекательная мифология оказала большое влияние на другие народы и является уже на протяжении многих столетий источником вдохновенья поэтов и художников, поэтому, исходя из вышесказанного, сложно не оценить актуальность в изучении вопроса культуры Древней Греции.

Хотя классической Греции давно не существует, влияние ее наследия на мировую культуру будет продолжаться еще долгие и долгие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Античная цивилизация, возникшая в начале I тыс. дон. э. сперва на территории Балканской Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, заселенной греками, сыграла выдающуюся роль в истории европейской культуры. Она просуществовала до середины 14 тыс.н.э., то есть свыше 15 веков, и охватывала в период своего наивысшего развития огромную территорию вокруг Средиземноморского бассейна - от Британских островов до Закавказья и Месопотамии и от Рейна и Дуная до Сахары.

 

Античная культура, розданная в эпоху существования Древней Греции и Древнего Рима, легла в основу духовной жизни современного европейского общества, и мы до сих пор питаемся ее соками и восхищаемся созданными в этот период шедеврами которые ни повторить, ни превзойти в новой исторической ситуации мы не в состоянии. Она превосходила все существовавшие ранее культуры тем, что достигла необычной полноты и завершенности развития. В каждом виде искусства, литературном творчестве и науке были созданы эталонные образцы, которым следовали и подражали во все последующие эпохи.

  В античной Греции впервые в истории человечества возникла демократическая республика - высшая форма государственного устройства. Вместе с ней возник институт гражданства с полным набором прав и обязанностей, распространявшихся на античного гражданина, жившего в общине - государстве (полисе).

 Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры не на царствующих особ приближенную к ним знать, как это наблюдается в предшествующих культурах, а на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает античного гражданина, равного по правам и положению среди равных и поднимает на щит такие гражданские качества, как героизм, самопожертвования, духовная и физическая красота.

Античная культура пронизана гуманистическим звучанием, и именно в античности сформировалась первая система общечеловеческих ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом. в который тот входил.

В наборе ценностных ориентиров каждого человека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этом наиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей от древневосточной. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родному коллективу, получая в ответ уважение, почесть и славу, которые не может дать никакое богатство.

 

Эта система ценностей возникла в результате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующей тысячелетней крито-микенской цивилизации, и переход в начале I тыс. - до н. э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека. Уникальным было и государственное устройство - полисы (гражданские общины), которых в греческом мире насчитывалось несколько сотен. Огромную роль сыграла и двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу - и государственную, обеспечивавшую ему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом

В античных полисах государство совпадало с гражданским коллективом, так как все граждане входили в высший законодательный орган - народное собрание и между государством и гражданами не было паразитирующей бюрократической прослойки. Внутри гражданского коллектива существовала динамичная социальная структура. Гражданин выступал в трех лицах: землевладелец (собственник и труженик), носитель высшей законодательной власти и войн народного ополчения, у которого была потребность защищать свою собственность и принятые им самим законы.

 

Особую роль играло и преобладание политики над экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом на проведение досуга и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.

Благодаря воздействию всех этих факторов в античной Греции в эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) сложилась уникальная ситуация. Единственный раз за всю историю развития человеческого общества, возникла временная гармония человека с тремя основными сферами его существования: с окружающей природой, с гражданским коллективом и с культурной средой.

 

 

3

Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов.

 

В эволюции культуры Древней Греции принято выделять пять периодов:

  • Эгейский или крито-микенский (3 – 2 тысячелетия до нашей эры);
  • Гомеровский (11 – 9 века до нашей эры);
  • Архаический (8 – 6 века до нашей эры);
  • Классический (5 – 4 века до нашей эры);
  • Эллинистический (вторая половина 4 – середина 1 века до нашей эры).

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода:

          • Доклассический;
          • Классический;
          • Эллинистический.

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

 

4

Доклассический период объединяет в себе три периода эволюции культуры Древней Греции:

 

  1. Эгейский;
  2. Гомеровский;
  3. Архаический.

 

 

 

 

4.1 Греческая культура эгейского периода.

 

Эгейский период (3 – 2 тысячелетия до нашей эры) нередко называют крито-микенским.

В конце 3 тысячелетия до нашей эры на юге Балканского полуострова и острове Крит складывались первые очаги государственности.

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на 16 – 15 века до нашей эры. Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. Лучшим достижением критского искусства является живопись.

В конце 15 века до нашей эры цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало разрушительное землетрясение и извержение подводного вулкана возле острова Фера.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах – дворцах. Однако, эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные крепости - цитадели, обнесенные высокими (более 7 метров) и широкими стенами. Это было обусловлено тем, что жителям этого города вынуждены были обороняться от воинственных соседей.

Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда в третьем тысячелетии до нашей эры пришли греческие племена – ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. Царские погребения наряду с высокохудожественной утварью содержали и богатое оружие, а лица умерших царей по египетской традиции были покрыты масками из золота, передававшими портретные черты лица.

Великолепным памятником архитектуры того времени является Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов.

Наибольший расцвет культуры ахейской Греции приходится на 15 – 13 века до нашей эры. Однако, уже к концу 13 века до нашей эры она начинает приходить в упадок, а в течение 12 века до нашей эры все дворцы оказываются разрушенными. Точные причины катастрофы не установлены.

 

 

 

 

4.2 Греческая культура гомеровского периода.

 

Период 11 – 9 веков до нашей эры в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно сказать, что этот период означал разрыв преемственности между эпохами и даже шаг назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены. Так например. Была утрачена письменность, государственность. Однако, в это время возникло и стало широко использоваться применение железа.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом говорят гомеровские поэмы. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Гомеровский период стал временем расцвета эпической традиции. Сказания предавались устно профессиональными певцами, поэтому для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма.

 

 

 

4.3 Греческая культура архаического периода.

 

Архаический период (8 – 6 века до нашей эры) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения.

    В период архаики  формируются греческие города  – государства, развивается научное  мышление, поэзия, литература, зарождаются  философия и театр, греческое  искусство вступает на путь  своего первого расцвета.

За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Алфавитное письмо отличалось удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики у античного общества зарождается чувство коллективизма с агонистическим (состязательным) началом. В этот период зарождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 году до нашей эры Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года. Также раз в четыре года проводились Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и наука. Их родоначальником стал Фалес, у которого они еще строго не отделены друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии – первой философской системы античности. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей.

Пифагор и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

К 6 веку до нашей эры оформляется архитектурный ордер в его дорическом, ионическом и коринфском вариантах(дорический – древнейший, где основание колонны и ее высота относились как 1/6 – это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины; ионический, ориентированный на пропорции женской фигуры:1/8, и коринфский, украшенный растительным орнаментом). Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога.

Возникает также монументальная скульптура – сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная как «курос», и задрапированная женская, примером которой была «кора».

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до нашей эры гончары придумали чернофигурную технику росписи сосудов. А около 530 года до нашей эры афинские гончары стали изготавливать краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Информация о работе Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов