История искусства Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.

Содержание работы

Культура итальянского возрождения
Эпоха возрождения
- Раннее возрождение
- Высокое возрождение

Файлы: 1 файл

maxreferat32258 - копия.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Фигурам придается объем и природность движений. Возникает трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением ( решение перспективы было делом будущего ), а уверенным размещением фигур на расстоянии друг от друга на площади стены. Однако анатомия человеческого тела заинтересовала творца. И если в византийской живописи фигуры будто парили в пространстве, то герои фресок Джотто уже твердо стояли на земле. Джотто ввел и дополнительные детали, которые усиливают натуральность изображения. Эмоциональная выразительность, драматизм и одновременно величие и монументальность - основные черты его манеры. Он уже преодолел традиционный средневековый аллегоризм, и поэтому его образы понятны всем. Со временем росписи капели начали называть " евангелием Джотто".

Джотто был и архитектором: за его проектом была сооружена звонница флорентийского собора, которая до сих пор украшает Флоренцию своим  легким силуэтом, контрастируя с могучим  куполом собора.

С конца XV в. начинается тяжелый период для Италии. Военные нападения северных городов на разделенную страну, которая теряла свое могущество, необходимость борьбы за независимость, выдвинули в искусстве на первый план идеи гражданской доблести, обязанности, подвига, образ прекрасного, сильного духом и телом героя, который поднялся над будничностью. В этот период наступает короткий " золотой век " итальянского Возрождения, так называемый Высокий Ренессанс. Его искусство отказывается от подробностей, незначительных деталей во имя обобщенного образа. И, естественно, творцами такого искусства могли стать истинные титаны.

Одним из них был Леонардо да Винчи. Он жил во многих городах  Италии: Флоренции, которая была не очень радушной к художнику в  начале его пути, в Милане, Мантуи, Венеции. Снова во Флоренции. Закончил свои дни во Флоренции.

Он знал анатомию, музыку, геометрию, мелиорацию, лингвистику  и т. д. Когда Леонардо предложил  свои услуги герцогу в Милане, он, прежде всего перечислил свои навыки воинского инженера (строителя мостов, фортификатора, судостроителя), мелиоратора, зодчего, а уже потом скульптора и живописца. Леонардо посвятил всю свою жизнь научным исследованием. В искусстве он тоже ставил опыты, делал наблюдения, расчеты, экспериментировал. Через перспективу выходил в сферу оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и т.п.

Первое большое произведение миланского периода - " Мадонна в  скалах " (или "Мадонна в гроте "). У него уже в полной мере проявились черты стиля Леонардо. Композиция логическая, точно выверенная. Фигуры мадонны и ангела излучают покой, но вместе с тем и определенную таинственность, вызовут тревожное чувство, что подчеркнуто фантастическим видом самого грота и пейзажем. По сути, это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда проживания персонажей. Созданию этой среды оказывает содействие и то особое качество живописи Леонардо, которая получила название " сфумато ": все предметы обвитые легкой кисеей, которая смягчает контуры, образовывает светлую специфическую атмосферу.

Высочайшим достижением  Леонардо да Винчи была роспись стены  трапезной монастыря Санта - Мария  делла Грация на сюжет " Тайной вечери". Христос в последний раз встречается  за ужином со своими учениками, чтобы  объявить им о предательстве одного из них: " Истинно говорю вам, один из вас предаст меня ". Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на его слова: очень сдержанный, но преисполненный внутренней напряженности. Художник много раз изменял композицию, и в основу ее положил математические расчеты. И при этом главным его интересом остались характеры, темпераменты, индивидуальности.

Леонардо во многом остался  на позициях искусства кватроченто, так никогда и не признав стремления молодых современников к синтезу  и обобщения явлений природы, к типизации человеческого образа. Леонардо усматривал в человеческом теле жилье души человека, а в манере поведения, мимике, гримасах отображения душевных порывов, прекрасных или безобразных. Исследователю итальянского искусства эпохи Возрождения М. Дворжаку належит такая оценка творчества Леонардо: "Это психологическая живопись, воплощение душевных процессов, неизвестное предшествующему искусству. Оно опирается на таком самом познании человеческого характера, которое один из величайших писателей в Италии, Макиавелли, в одно и то же время положил в основу своего " Государя ", - воплощение, которое объясняет значащие, трагические и бурные события человеческой жизни не внешними, материальными

обстоятельствами или  вмешательством сверхъестественным сил, а влиянием психических особенностей самого характера. Так был проложен путь, который вел в литературе к трагедии характеров - к Шекспиру и дальше к Гете и Шиллеру ".

Судьба "Тайной вечери " трагическая. Леонардо сам был причиной осыпания стенописи, так как проводил опыты с красками, смешивая темперу с маслом. Со временем в стене были пробиты двери, и в трапезную начали проникать влага и пар. В конце XVIII в. бонапартисты, которые ворвались в Италию, устроили в трапезной конюшню, склад сена, а потом тюрьму. Во время второй мировой войны в трапезную попала бомба - и стена лишь чудом уцелела. В 50 - х г. роспись была фундаментально реставрирована.

Гасконские арбалетчики  в 1449 г. расстреляли и конный памятник Франческо Сфорца, что в начале 90 - х г. Леонардо завершил в глине, но не успел вылить в бронзе.

Из живописных работ  Леонардо одна из наизнаменитейших в  мире - портрет Моны Лизы, жены купца  дель Джокондо. О портрете написаны сотни страниц. Неопровержимо, это важнейшая ступень на пути развития ренессансной живописи. Портретный жанр завоевал достойное место рядом с картинами на религиозные и мифологические сюжеты. Портретам кватроченто было еще далеко до раскованности и ярко выраженной индивидуальности этого образа.

Величие Моны Лизы достигается  уже самым сопоставлением ее сильно выдвинутой к краю холста фигуры с  видимым, словно издали ландшафтом, заманчивым, неуловимым, будто фантастическим. Неуловимо и выражение лица Джоконды - в нем ум, проникновенность и тонкость. Ее глаза следят за зрителем, таинственная обольстительная улыбка может быть истолкована по-разному. В портрете подчеркнуто чувства собственной значимости, высокого права на самостоятельную духовную жизнь. При этом без единой натуралистической ноты достигается такое впечатление конкретности этого тела, которое дало возможность еще Вазари воскликнуть, что в углублении шеи Моны Лизы можно увидеть биения пульса.

Леонардо да Винчи  был гением, который открыл новые  горизонты в искусстве. Любой из оставленных ним произведений - это этап в развития культуры, а некоторые его научные открытия и прозрения представляют интерес и сегодня.

Слияние традиций античности и духа христианства получили ярчайшее проявление в творчества Рафаэля (Рафаэло  Санти (Санцио), 1483 - 1520 гг.).

Он был счастливым художником. Много и напряженно работал, но творчество никогда не было для  него горьким мучением. В своем  искусстве он не ставил недосягаемой цели, а умел определить задачи. Это  прирожденное чувство меры, естественная тяга к гармонии; все, что он хотел сказать людям, он успел передать в своих произведениях, хотя прожил лишь 37 лет. Его искусство было ясным, приподнятым, идеальным, в самом деле классическим. На протяжении пяты столетий не утихают дискуссии о Рафаэле: одни считают его творцом какой-то " вечной красоты ", другие делают его ответственным за рождение далекого от жизни академизма. Но следует помнить, что его творчество было выражением идеалов своего времени. В произведениях мастера ярко воплотились представление ренессансного гуманизма о свободном человеке, про ее физическое и духовное совершенство, про его особое место в окружающем мире.

Светлый гений Рафаэля  не был склонен к психологической  углубленности и постижению внутреннего  мира человека, как к этому стремился Леонардо. Еще больше был ему чужд дух титанического и вместе с тем трагического восприятия жизни, какой был присущ Микеланджело.

О сути своего искусства  Рафаэль высказался в письме к  другу Бальдасаре Кастильоне: " Чтобы срисовать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что ваша милость будет со мной вместе, чтобы сделать выбор наилучшей. Но за недостатком как компетентных судий, так и красивых женщин я воспользовался определенной идеей, которая пришла мне на ум. Содержит ли она в себе какое-то совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь ее достичь ". Он стремился соединить ценности земного бытия с высокими идеями. Рафаэль, как никто другой из мастеров Возрождения, сумел не только овладеть мастерством формы, а и уловить саму суть произведений античного искусства.

Заслуга Рафаэля состояла в том, что в своем искусстве  он органически связал в одно целое  два разных мира - мир христианский и мир классический.

Фреска " Афинская школа " - аллегория Храма науки. Под  сводом этого храма непринужденно расположились философы давности. Величайшие из них - Платон и Аристотель - словно медленно выходят из глубины, становятся в центр группы ученых. За ними интерьер замечательного купольного храма, украшенного статуями Аполлона и Минервы. По правую сторону в образе Евклида Рафаэль изобразил своего современника - архитектора Браманте; дальше знаменитые астрономы и математики; возле самого края правой группы художников нарисовал себя. На сходах стоит глава школы киников Диоген, в левой группе - Сократ и Пифагор; на переднем плане в глубокой задумчивости - Гераклит Ефеський. Величественный образ Платона, за предположением некоторых исследователей, навеянный непересекающимся образом Леонардо, а в Гераклите изображенный Микеланджело. Главное, конечно, - это общая атмосфера высокой духовности, глубокого почета к могуществу человеческого духа и ума. Логика, абсолютное постоянство, ясность и простота композиции создают впечатление чрезвычайно целостной и удивительной гармоничности.

Архитекторы итальянского Возрождения культивировали тип центричного купольного храма. Это прежде всего проявилось в грандиозном проекте собора св. Петра. Рафаэль обогатил архитектуру тем, что, будучи художником, ввел сугубо декоративные, орнаментальные и живописные средства, которые временами выступали на первый план ( в особенности в его знаменитейших ватиканских лоджиях ).

 

Эпоха возрождения

В конце XIV - начале XV вв. в  Европе, а именно - в Италии, начало формироваться ранее буржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин 'Возрождение' указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества -искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином 'гуманистическое' (от лат. humanus -человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве 'идеального человека' признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Идеальный человек, по мнению гуманистов, это 'универсальный человек' ,человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Возрождению в культурном прогрессе принадлежит особое место. Дело не только в том, что в истории человечества не много найдется эпох, отмеченных столь же кипучей интенсивностью культурного, особенно художественного, творчества, таким обилием блистательных талантов, таким богатством великолепных достижений. Не менее поражает другое: прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансного искусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей. В чем же секрет этой поразительной жизненной силы? Как бы ни очаровывало нас совершенство формы, его одного недостаточно для такой активной долговечности. Секрет - в глубочайшей человечности этого искусства, в пронизывающем его гуманизме. После тысячелетия средневековья Возрождение явилось первой могучей попыткой духовного раскрепощения человека, освобождения и всестороннего развития скрытых в нем колоссальных творческих возможностей. Искусство, рожденное этой эпохой, несет в себе бессмертные этические ценности. Оно воспитывает, развивает гуманные чувства, оно пробуждает в человеке Человека. Живопись Византии, от влияния которой итальянские художники начали освобождаться только к концу XIII в., создала шедевры, вызывающие наше восхищение, но она не изображала реального мира. Искусство художников средневековья не рождает у зрителя ощущения объема, глубины, не создает впечатления пространства, да оно к этому и не стремится.

ДЖОТТО Треченто[1] - это  еще не Возрождение, это Предвозрождение, или Проторенессанс. Причем можно сказать, что проторенессансные веяния появились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в., а иногда даже и XII и XI вв. Уже Предвозрождение подняло девиз подражания природе. Именно за это гуманисты горячо хвалили Джотто. Флорентиец Джотто -первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Он был прежде всего живописцем, но также ваятелем и зодчим. Есть сведения, что он был дурен собой и славился острословием. Огромно было впечатление ,произведенное на современников творениями Джотто. Петрарка писал, что перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ  Золотой век итальянского искусства - это век свободы. Живописцы Высокого Возрождения владеют всеми средствами изображения - острым и мужественным рисунком, вскрывающим остов человеческого тела, колоритом, передающим уже и воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразу осваиваются художниками словно без всякого усилия. Фигуры задвигались, и гармония была достигнута в их полном раскрепощении. Движение становится более уверенным, переживания - более глубокими и страстными. Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художники Высокого Возрождения овладели видимым миром во всем его бесконечном разнообразии, во всех его просторах и тайниках, чтобы представить нам его уже не дробно, а в могучем обобщении, в полном блеске его солнечной красоты.

Информация о работе История искусства Италии