Искусство во второй половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является развитие изобразительного искусства России начала XX века.

Предметом исследования- состояние живописи, графики, скульптуры изучаемого периода.

Цель курсовой работы- охарактеризовать развитие изобразительного искусства России начала XX века.

Файлы: 1 файл

курсовая Нигаматуллина А..doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Начало XXв истории русского искусства отличается исключительной сложностью и противоречивостью, небывалым обострением борьбы прогрессивного реалисти­ческого искусства со множеством противостоящих ему враждебных течений. На первом этапе (с середины 90-х годов до революции 1905 — 1906 гг.) основ­ным врагом демократического искусства стала группа «Мир искусства», сложив­шаяся в конце XIX века. Ее представители — А. Бену а, С. Дягилев и другие — высту­пили с резкой критикой самых основ передвижничества, противопоставляя его демократическому реализму и боевой общественной направленности теорию «искус­ства для искусства», поэтизацию старой дворянской культуры, ретроспективизм и стилизацию в художественном творчестве. Талантливые и высокообразованные художники, они добились больших успехов в графике (преимущественно в книж­ной иллюстрации) и особенно в театрально-декорационном искусстве, достигшем небывалого, блистательного расцвета именно в этот период. Но в целом их дея­тельность явилась выражением начавшегося кризиса буржуазной культуры, характерного для эпохи империализма и пролетарских революций. Они положили начало модернистическому искусству, являвшемуся, как проницательно заметил еще Л. Н. Толстой, последней стадией в развитии искусства высших классов.

Другим направлением, противостоящим демократическому искусству пере­движников, был импрессионизм с его культом этюда и выражением мимолетных, субъективных впечатлений. Если Репин, Суриков, Поленов, Левитан и многие другие художники предшествовавшего периода разработкой проблемы пленэра обогащали реалистические возможности живописи, добиваясь «свежести и силы впечатления» (Репин) в своих глубоко идейных, обобщающих явления действительности полотнах, то в творчестве многих других живописцев происходит обеднение реализма вследствие отказа от сюжетно-тематической картины и увлечения чисто живописными исканиями. Правда, ими были созданы тонкие по колориту и поэтичные произведения, но направление «русского импрессио­низма» при всем его национальном своеобразии вело, как и на Западе, к само­довлеющей красочной декоративности.

После поражения революции наступили тяжелые годы жестокой реакции, приведшей к усилению формалистических, антигуманистических течений в искусстве. В это время появляются такие группировки, как «Голубая роза», «Буб новый  валет», «Ослиный хвост», и искусство объединенных в них художников степенно приходит к полному вырождению

Примерно те же тенденции, что и в живописи, можно проследить и в развитии русской скульптуры начала XXв . Здесь также перекрещивались различные направления — от позднего академизма до импрессионизма  и модернизма; сохранялись, а в некоторых отношениях были  развиты дальше реалистические, демократические традиции.

Подвода итоги историк русского искусства, хочется закончить на словами А. М. Горького: «В области искусства, в творчестве сердца, русский  народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий  прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красоты». Даже  в период разложения буржуазной культуры эпохи империализма в русском изобразительном искусстве были сохранены большие реалистические и демократические традиции, созрели элементы социалистической культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

 

1.Бенуа А. Возникновение “Мира искусства”. Л., 1928.

2. Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века. Сб. ис-следований и публикаций. Под ред. Е.Борисовой, Г.Поспелова, Г.Стернина. М.,1978.

3.История русского искусства конца XIX-начала XX в. М.,2001
4.Костин В. К.С.Петров-Водкин. М., 1966.

5.Подобедова О. Е.Е.Лансере. М., 1961. С.187.

6.ПоспеловГ. “Бубновый валет” Примитив и городской фолклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.

7.Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977.

8.Русаков Ю. К.Петров-Водкин. Л. 1975.
9.Русская художественная культура конца XIX-нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. М., 1969. С.249.

10.Федоров-Давыдов А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

11.Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.,1993.

12.Сарабьянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

13.Сидоров А.Русская графика начала XX века. М., 1970.



14.Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. М., 1970.
15.Стернин Г. Художественная жизнь России начала XX века. М.,1976.

16.Стернин Г. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.
 

17.Живова О.А.Е.Архипов. 1959

18.Шмидт. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. М., 1969..Каменский А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990.

 

 



[1] История русского искусства конца XIX-начала XX в. М.,2001. С.5.

[2] Там же С.7

[3] Русская художественная культура конца XIX-нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. М., 1969. С.249.

[4] История русского искусства т2, кн.,2 М.,1980. С. 11-12.

[5] Там же. С.12.

[6] Там же. С.13.

[7] Подобедова О. Е.Е.Лансере. М., 1961. С.187.

[8] Сидоров А.Русская графика начала XX века. М., 1970. С.203.

[9] .Стернин.Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.,1976. С42.

 

[10] О.Живова.А.Е.Архипов. М., 1959. С.156.
 

[11]О.Живова. Ф.А.Малявин. М.,1967.С.71.

[12].Мочалов Л. А.А.Рылов. Л., 1966. С.45.

[13] Д.Сарабьянов. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.,1993. С.76-78.

[14] А.Русакова. Павел Кузнецов. Л., 1977. С. 49.

[15] Там же. С.54.

[16] История русского искусства т2, кн.,2 М.,1980 С.37-38.

[17] Там же.С. 41.

[18] .Поспелов Г. “Бубновый валет” Примитив и городской фолклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. С.124-126.

[19] Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века. Сб. ис-следований и публикаций. Под ред. Е.Борисовой, Г.Поспелова, Г.Стернина. М.,1978. С.176.

[20] Там же. С. 177.

[21] Поспелов Г. “Бубновый валет” Примитив и городской фолклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. С. 131.

[22] Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века. Сб. ис-следований и публикаций. Под ред. Е.Борисовой, Г.Поспелова, Г.Стернина. М.,1978. С.184.

[23] . В.Костин. К.С.Петров-Водкин. М., 1966. С. 57-59., 91, 93.
 

[24] А.Каменский. Коненков. М., 1962. С.49-53.

[25] И.Шмидт. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. М., 1969. С.183.

[26] Там же С.200.

[27] А.Каменский. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990. С39-43.


Информация о работе Искусство во второй половине 19 века