Интелектуальные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:09, реферат

Описание работы

Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В контексте мышления данная проблема была четко поставлена еще С.Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.

Файлы: 1 файл

Шадриков В.Д. - Интеллектуальные операции.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривая генезис интеллектуальных операций, Рубинштейн пишет: «Первично  ребенок манипулирует не специфичным  образом на любом материале, и  результат его деятельности –  лишь побочный продукт этого функционирования, лишенный определяющего значения для действия. По мере того, как продукт деятельности начинает «опредмечиваться», противополагаться самой деятельности и определять её, благодаря этому новому отношению к продукту деятельности, - перед ребенком встают первые задачи. Действия, направленные на их разрешение и определяемые отношением к объекту, - это первые интеллектуальные операции ребенка».[20.304]

Опираясь на подходы С.Л. Рубинштейна к определению интеллектуальных операций, мы, вместе с тем, осторожно подходим к его противопоставлению интеллектуальной операции и ассоциативного процесса. «Самое основное отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адекватно отраженными в сознании отношениями между предметами мышления, а не ассоциативными сцеплениями одних лишь представлений. Основным нервом мышления является предметная отнесенность его содержания».[20.299] Но кто утверждает, что в ассоциации нет этой предметной отнесенности? Именно в первичной предметной отнесенности таких ощущений, которые даны рядом с предметными отношениями, связями и зависимостями порождается мысль. Ассоциация – это не связь представлений, а прежде всего связь между предметами объективного мира, находящая отражение в связи представлений. Именно в одновременном восприятии предмета и отдельных его признаков, как отмечал И.М. Сеченов, порождается предметная мысль. Физиологическую основу возникновения ассоциаций составляет открытый И.П. Павловым механизм образования временных нервных связей. Ассоциации не противостоят мыслительному процессу, а составляют основу всех более сложных образований психики человека. В ассоциациях рождается первично мысль.

«Мыслительной или разумной, - пишет  Рубинштейн, - является такая операция, которая сообразуется с объективными свойствами и отношениями тех предметов, с которыми она оперирует».[20.304] И это правильно, но встает вопрос, а как человек узнает об этих объективных свойствах и отношениях? Как эти свойства, отношения и связи раскрываются? Очевидно, эти свойства и отношения раскрываются на долгом пути от чувственного восприятия к понятийному мышлению в практической деятельности как функциональные свойства предметов. В этой функциональности и заключаются связи, устанавливаемые в предметно-практической деятельности, связи между наглядными свойствами и их значением для деятельности. Эти связи порождают соответствующие мысли. Без этих связей (мыслей) мышление лишается мыслей.

Прежде чем перейти к классификации  интеллектуальных операций остановимся  кратко на понятии психических метапроцессов. Данное понятие находиться в стадии научной разработки.

В общепсихологическом статусе  метапроцессы выступают процессами «второго порядка» сложности по отношению  к традиционно выделяемым психическим  процессам (первичным процессам). Метапроцессы разделяются на метакогнитивные и метарегулятивные.

Как отмечает А.В. Карпов, «метакогнитивные процессы дифферен-цируются в структуре психики не по критерию их большей сложности, а по их направленности, по их предмету («материалу»)».[10.89] Понять сущность метакогнитивных процессов можно только исследуя их в той системе, в которой и для которой они формируются и функционируют. В качестве такой системы выступает психологическая система деятельности.[34] «В ней метакогнитивные процессы раскрываются в их основной, т.е. регулятивной функции, в их естественном и многомерном виде. Они при этом реализуются как интегративные процессы регуляции деятельности и поведения».[10.90]

В соответствии со структурой психологической  системы деятельности можно выделить такие метапроцессы как целеполагание, антиципацию, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль.

Нам представляется, что к метакогнитивным  процессам относятся также такие  интегральные процессы как саморефлексия, понимание, выяснение значения и смысла, интерпретация, аргументирование, доказательство, моделирование, опосредование.

Интересным является тезис, приведенный  А.В. Карповым о необходимости дифференциации метакогнитивных процессов по критерию их направленности на тот или иной традиционно выделяемый («первичный») процесс: «мышление о мышлении» - метамышление, «память о памяти» - метапамять и др. «Для всех этих процессов наиболее характерно то, что в них по отношению к какому-либо из когнитивных процессов используются операционные средства и механизмы самого этого процесса».[10.94] Мысль о развитии высших психических функций как о формировании процесса управления своими психическими функциями была высказана еще Л.С. Выготским. В экспериментально доказанной форме этот процесс был изучен нами в контексте теории способностей, сформулированной автором ещё в начале восьмидесятых годов ХХ века и разрабатываемой на протяжении более двадцати лет.[30] [32] С этой точки зрения способности человека в их развитой форме можно рассматривать как метакогнитивный процесс.

С учетом сказанного, можно предложить классификацию интеллектуальных операций по психическим процессам, в которые  они включены, представленную в таблице  №1.

Таблица №1

Интеллектуальные операции

В восприятии

и памяти

В предметно-практическом мышлении

В мышлении в понятиях

В метаинтел-лектуальных процессах

установление ассо-циаций

 

структурирование

перцептивных действий

 

мнемические дейст-вия:

  - группировка

  - классификация

  - систематизация

  - аналогии

  - перекодирование

   - построение мне- 

    мических схем 

(опорных пун-ктов и связей  между ними, мнемотехничес-кие приемы, достраивание запоминаемого материала,  сериация)

    - повторение 

предметное ма-нипулирование

 

различение

 

сопоставление

 

сравнение

 

анализ

синтез

обобщение

 

выяснение функциональ-ного значения

анализ

абстрагирова-ние

 

[синтез]

 

[различение]

интеллектуали-зация поня-

тий

 

сопоставление

 

[сравнение]

 

раскрытие отношений

 

обобщение

 

классификация

 

систематизация

 

определение

 

рассуждение

 

суждения

 

умозаключение

 

обоснование

 

категоризация

 

кодирование

 

идентификация

формирование ги-потезы

 

целеполагание

 

принятие решения

планирование

программирование

контроль

саморефлексия

понимание

выяснение значе-ний и смыслов

 

интерпретация

аргументирование

доказательство

 

моделирование

 

опосредование

способности


 

Как мы уже отмечали ранее, предметно-практическое (наглядно-чувственное) мышление отличается от абстрактного (понятийного) мышления не по роду ментальных операций, которыми они оба располагают, и которые отличны не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к которым они прилагаются (по предмету мышления). В силу сказанного, интеллектуальные операции представленные в предметно-практическом мышлении будут входить и в состав интеллектуальных операций мышления в понятиях, а интеллектуальные операции основных психических процессов будут входить в состав метаинтеллектуальных операций.

Одновременно следует отметить, что интеллектуальные операции мышления (предметно-практического и понятийного) будут входить в процессы восприятия, памяти, воображения, интеллектуализируя их. Через эти операции чувственное отражение действительности становиться интеллектуальным.

В заключении отметим, что в основании  базовых интеллектуальных операций лежат определенные, до конца ещё не изученные, физиологические (природные) механизмы. К таковым можно отнести процессы анализа и синтеза в первичных и вторичных проекционных зонах зрительного восприятия, механизмы акцептора результата действия (по П.К. Анохину) в целеполагании, механизмы афферентного синтеза и принятия решения, вполне определенные, различные по локализации отделы головного мозга, ответственные за механизмы мышления (по А.Р. Лурия) и другие.

 

5. Формирование интеллектуальных операций.

Возрастная периодизация

 

Формирование интеллектуальных операций и их периодизации будут определяться, с одной стороны, предметом мышления, с которым имеет дело субъект, с другой – развитием самого субъекта.

Как известно, в вопросах возрастной периодизации интеллектуального развития нет единой точки зрения. Одни авторы, следуя за Пиаже, считают, что существуют четкие границы отдельных, качественно отличающихся периодов развития мышления, другие – считают, что когнитивное развитие не имеет таких четких границ и целесообразно говорить о последовательности в развитии. Мы будем придерживаться второй точки зрения. К этому следует добавить, что развитие ребенка, в целом, и интеллектуального развития, в частности, подчиняется закону неравномерного и гетерохронного развития.

В заключении отметим, что развитие ребенка обусловлено двойной детерминацией: природной и социальной (научением). Природная детерми-нация обуславливает прежде всего, развитие функциональных механизмов интеллектуальных операций, научение обеспечивает усвоение социального опыта в области интеллектуальных операций. При этом важно отметить, что для управления своими познавательными способностями необходимо осознавать свои мыслительные процессы со стороны используемых интеллектуальных операций. Поэтому формирование метакогниций, - представлений о собственных когнитивных функциях, является важным моментом в развитии ребенка.

Особое место в развитии интеллектуальных операций занимает школа (школьное обучение). К сожалению приходиться констатировать, что в современной школе больше внимания уделяется предмету (содержанию обучения и научения), чем методу познания – интеллектуальным операциям, с помощью которых это содержание осваивается. Иными словами проблеме метакогниций школа практически не уделяет должного внимания. Хотя при этом постоянно и везде заявляется, что школа должна научить ребенка учиться. Но научить ребенка учиться невозможно вне проблемы формирования метакогниций. (Проблема эта актуальна не только для общеобразовательной школы, но и для высшего и даже послевузовского образования).

С учетом сказанного, последовательность развития интеллектуальных операций можно  представить в виде таблицы №2.

 

Таблица №2

Развитие интеллектуальных операций

Возраст

(период развития)

Предмет деятельности

(поведение)

Развитие субъекта

Характеристика интеллектуальных операций

1

2

3

4

Новорожденный

собственное тело, взаимодействие с  матерью

распознавание сенсорных сигналов

Сосание, хватательные движения

от 0 до 15 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

Собственное тело пред-метное взаимодействие, социальное взаимодействие

 

 

 

 

 

овладение собственным телом (рис. 13.4; с. 609);

формирование привязанности;

формирование представлений о  постоянстве объекта;

развитие сенсомоторного интеллекта

 

Координация движений большого пальца и одного, двух других (до года), сложные сенсомоторные координации - управление

собственным телом.

Манипулирование с предметами. Установление ассоциаций. Появление первых мыслительных схем: ассимиляция и аккомодация.

от 3 месяцев до

30 месяцев

Вокальные упражнения с голосовым аппаратом

Формирование специфических сенсорных  эталонов речи, овла-дение языком. (Табл. 13.1. с. 610)

Анализ и синтез речевых сигналов

1

2

3

4

от 15 до 30 месяцев

(до 2 лет

по Пиаже)

предметное взаимодействие;

совместная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное взаимодействие

сенсорное различение, установление значений, развитие сенсомоторного интеллекта, появление мысленных представлений  об объектах, которые отсутствуют, появление  предпосылок абстрактно-символического мышления, обогащение памяти знаниями об окружающем мире

 

Осознание «Я» и «не Я», отсроченное  подражание, имитация поведения близких  людей

Сравнение (сенсорных сигналов) целеполагание  в поведении (поиск игрушек), планирование поведения, способность к мысленным  представлениям

до 3 лет

предметное взаимодействие;

совместная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное взаимодействие

Дальнейшее овладение собственным  телом, развитие основных психических  процессов, установление значений и  смыслов, накопление знаний об окружающем мире (предметном и социальном), первичное понимание различий между реальным и воображаемым, стремление к познанию окружающего мира, восприятие и мышление управляются непосредственно происходящим здесь и сейчас

 

Первые проявления эмпатии, формирование представлений о других людях, понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как надо относиться к другим

Формирование моделей родительского  поведения

 

 

 

 

 

выдвижение гипотез (неосознаваемых), определяющих поведение, операции понимания, появление навыков счета (выстраивание последовательностей), появление ключевых идей счета

от 2 лет до 7 лет (дооперационный период – по Пиаже)

предметное и социальное взаимодействие, игра, дошкольное образование

овладение навыками мысленного представления, сложным набором мыслительных схем (операций);

мысленное манипулирование с ограниченным набором идей в соответствии с  четким набором правил

неспособность восприятия постоянства  объемов и количества

представления о взаимосвязи конкретных явлений;

усвоение социальных норм поведения; эгоцентризм в понимании окружающего мира

Освоение концептуальных схем числовых рассуждений,

операции сравнения (на примере  предметных рядов),

применение навыков различных  интеллектуальных операций к конкретным явлениям

от 7 до 11 лет

предметное и социальное взаимодействие, игра, учеба

Развитие навыков различных  мыслительных операций по отношению  к конкретным явлениям, появление  предпосылок абстрактного мышления,

формирование нравственной ответственности (избегание наказания и стремление к получению награды

- уровень 1 и 2 по Колбергу)

Конкретные интеллектуальные операции, нарастание их количества

с 11 лет – 17 лет (период формальных операций)

Оперирование со знаковыми системами, значениями (понятиями)

 

 

Социальное взаимодействие

Способность к оперированию абстрактными понятиями, понимание сущности явления, развитие понятийного мышления

Осознание нравственной ответственности  – развитие нравственного сознания (по Колбергу с. 683)

Формирование системы интеллектуальных операций мышления в понятиях

Информация о работе Интелектуальные операции