Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
2. Показать формирование электронного информационного пространства;
3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....................................3
1. Информационное пространство: эволюция понятия
1.1. Определение понятия………………………………………………….......6
1.2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
2. Информационное пространство библиотеки
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20
3. Восприятие пользователями информационного пространства
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации…………….28
3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курса Снежаны.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 [26].

Несмотря на все, сегодня уже сложилась определенная концепция создания и развития электронного информационного ресурса и фиксируется в следующих положениях:

      • Электронные информационные ресурсы (ЭИР) создаются многими производителями и активно заполняют собой информационное пространство.
      • ЭБ как важная часть ЭИР создаются и традиционными библиотеками, и другими организациями, и физическими лицами как в традиционных библиотеках, так и вне их.
        • Альтернативу традиционным библиотекам ЭБ могут составить только для отдельных, как правило, небольших, вновь создаваемых или вместо других библиотек. В остальных случаях замещение части печатного фонда электронным, означает создание электронного фонда или электронных коллекций, но не ЭБ.

ЭБ, в том  числе и в Интернете, создаваемые  как общедоступный или ограниченно  доступный информационный ресурс, как  правило, ЭБ не является – это просто электронно-информационные массивы или электронные коллекции; превратится в ЭБ они могут только при наличии других, кроме фонда, системообразующих компонент и физически существующего объекта (библиотеки), осуществляющего обслуживание и поддержку этой коллекции [32].

Однако роль библиотек и учебных заведений  в расширении Интернет-пространства и в целом в освоении и продвижения  информационно-комуникационных технологий чрезвычайна велика. Фактически для  большинства населения и для  огромной армии студентов и преподавателей библиотеки и вузы открыли Интернет. Сегодня в процессе обучения многие дисциплины используют Интернет просто как инструментарий, подготовки дипломных и курсовых работ, поддержки и развития дистанционного обучения. Интернет реально внедрил в практику саму идею дистанционного образования, позволил многочисленной студенческой аудитории, работать с электронными учебниками, онлайновыми тестами и экзаменами, а библиотекам – создавать и поддерживать электронные фонды и ЭБ в интересах многомиллионной читательской аудитории. В электронно-информационной среде нарождающегося общества знаний перечень электронной продукции и электронных ресурсов включает:

    • Электронный каталог и базы данных;
    • Электронные фонды;
    • Полнотекстовые ресурсы собственной генерации;
    • Заимствованный электронный ресурс, в том числе и в Интернете;
    • Электронные библиотеки;
    • Электронная доставка документов;
    • Специальные библиографические, фактографические и иные электронные ресурсы;

Университеты  и другие вузы производят и используют следующие электронные ресурсы:

    • Базы данных и электронный каталог собственных библиотек;
    • Электронные расписания;
    • Электронные системы тестирования;
    • Электронные учебники;
    • Веб-сайты и образовательные порталы;
    • Совместные образовательные ресурсы и проекты [31].

Одна из главных  проблем для создания Интернет-библиотек – согласование размещения произведений для всеобщего доступа с нормами авторского права. Составители зарубежных коллекций электронных коллекций электронных текстов практически никогда не вступали и не вступают в конфликт с действующим законодательством, тщательно следя за тем, чтобы в состав их собраний включались исключительно произведения, на которые срок действия авторского права уже истек. Классический пример – «Проект Гутенберга» - первая в мире ЭБ, собравшая великие произведения человеческого разума всех времен и народов. В более отдаленной перспективе распространение через Сеть объектов интеллектуальной собственности будет все более детально регламентироваться соответствующими законами, как ныне регламентируется распространение традиционных книг и иных носителей информации в офлайновой среде [27].

К современным  электронным учебным изданиям представляемым на рецензирование в сфере образования  предъявляются такие требования:

    • благоприятность визуальной среды;
    • организация интерактивного диалога;
    • соответствие технологических решений представления текстовой информации, аудиоинформации, графической информации санитарно-гигиеническим нормам;

Защита прав интеллектуальной собственности тех  библиотечных ресурсов, которые отвечают таким критериям, должна обеспечиваться следующими необходимыми организационными мерами:

      1. государственная регистрация российских баз данных;
      2. регистрация в российском регистре цифровых мастер-копий;
      3. включение ресурсов и библиотеки в корпоративные электронные коллекции библиотек;
      4. метадокументация защиты фонда;
      5. удостоверение интеллектуального участия, в том числе на уровне записи в библиографических или авторитетных файлах.

Создавая электронные  ресурсы, многократное копирование  не требует затрат, если они предоставляются в открытом доступе и библиотека позиционирует себя в едином электронном пространстве принимая ответственность:

  • установкой знака охраны авторского права;
  • гарантией легитимности процессов оцифровки, хранения и предоставления [1].
  • Решением вопросов депонирования машиночитаемых документов с учетом специфики, статуса, региональных особенностей и национальной политики [30].

Это говорит  о том, что в формировании электронного информационного пространства возникает большое количество проблем, таких, как повсеместное нарушение авторских прав; отсутствие гарантии стабильности и сохранности электронных документов целых коллекций, разнообразные технические решения в представлении документов, существенные расхождения в источниках, описании, качестве, многократное дублировании при оцифровывании идентичных материалов. Поэтому все ЭБ должны соблюдать эти нормы и правила.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Информационное пространство библиотеки

2.1. Понятие  и структура информационного  пространства библиотеки

По мнению Р. С. Мотульского, первопричиной создания и функционирования библиотеки как  социального института является необходимость удовлетворения постоянно  растущих и изменяющихся информационных потребностей общества [25, с. 193]. Библиотека как информационный институт общества создает и развивает то информационное и документное пространство, в котором люди осуществляют различные процессы, взаимодействуя с информацией для удовлетворения своих информационных потребностей и обеспечения таких же потребностей других людей.

Субъектами  информационного пространства библиотеки являются библиотекарь и пользователь, объектом – информация, представленная в различных формах, предметах на многих носителях.

В системе «субъект – объект – субъект» для удовлетворения своих и чужих информационных потребностей субъекты информационного  пространства библиотеки участвуют  в аналогичных процессах взаимодействия с информацией – в поиске, отборе и массы выявленных данных, в восприятии, анализе,  обобщении, свертывании, хранении, передаче.

Каждая библиотека имеет свое информационное пространство со свойственными ей особенностями, свойствами и признаками. Библиотекари выступают субъектами информационного пространства, в котором каждый из них выполняет свои обязанности, применяя профессиональные знания и опыт работы, используя различные библиотечные технологии. Обмен опытом работы, повышение классификации обеспечивают библиотекарю объем знаний и информации, необходимый и для дальнейшего развития библиотеки как современного учреждения, и для качественного развития информационного пространства библиотеки.

Управленческая  деятельность библиотеки также базируется на информации, которая является одновременно предметом и труда работников аппарата управления и результатом их работы. Информационное обеспечение управления включает комплекс операций по получению и обработке всех видов информации необходимой для анализа ситуации, формулирования проблем и принятия решений. Реализация их способствует развитию информационного пространства библиотеки, а также вхождению ее в более крупное информационное пространство, − сети библиотек и информационных учреждений региона, страны и т. д.

В системе «субъект – объект – субъект» (соответственно «библиотекарь – информация  − пользователь») объектами информационного пространства библиотеки являются информация, представленная в виде предмета и результата деятельности библиотекаря и пользователя, и ее носители – одушевленные (человек, его знания) и неодушевленные  − документ (фонд библиотеки), справочно-библиографический аппарат, базы данных Интернет и т. д.

Одной из важнейших  составляющих объекта информационного  пространства библиотеки является ее фонд. Библиотекарь участвует в многочисленных процессах формирования, хранения, использования документального фонда, т. е. осуществляет информационную деятельность. Фонд является тем основным ресурсом библиотеки, без которого функционирование ее информационного пространства невозможно. С исчезновением этого элемента нарушаются связи «субъект – объектной» системы, в результате чего роль библиотек как социального института общества утрачивается. Сохранность же библиотечного фонда во временном и пространственном соотношениях гарантирует стабильность информационного пространства библиотеки.

В информационное пространство библиотеки входит система  внутренней информации: указатели расположения помещений библиотеки; перечни библиотечных услуг; инструкции по применению автоматизированных информационно-библиотечных систем и информационных технологий; правила пользования библиотекой; базы данных о читателях, книговыдачах и прочее. Такая информация разъяснительного характера содействует организации определенных действий в информационном пространстве библиотеки.

Библиотечные  каталоги и картотеки также относятся к важным составляющим объекта информационного пространства библиотеки, являясь средствами раскрытия содержания документального фонда и инструментами поиска информации / документа создаваемой и используемой субъектами информационного пространства библиотеки.

Библиотекарем и пользователем информационного  пространства библиотек Интернет используется как источник информации в двух видах  своей информационной деятельности: для поиска партнера, располагающего необходимыми информационными ресурсами, получения их и для представления, предоставление собственных информационных ресурсов.

Вместе с  тем многие специалисты рассматривают  Интернет в качестве самостоятельной  разновидности информационного  пространства, способной интегрировать другие информационные пространства.

В информационное пространство библиотеки входит система  внутренней информации: указатели расположения помещений библиотеки; перечни библиотечных услуг; инструкции по применению автоматизированных информационно-библиотечных систем и информационных технологий; правила пользования библиотекой; базы данных о читателях, книговыдачах и пр. Такая информация разъяснительного характера содействует организации определенных действий в информационном пространстве библиотеки.  

Таким образом, движение информации в информационном пространстве библиотеки как системе  «субъект – объект – субъект» («библиотекарь  – информация − пользователь») происходит в процессе следующих взаимосвязей: 1) пользователь для удовлетворения своих потребностей в определенной информации, документе или услуге делает запрос библиотекарю, выступая в вышеобозначенной системе доминирующим субъектом, мотивирующим работника библиотеки к действиям; 2) библиотекарь как субъект информационного пространства предоставляет пользователю информационные продукты и услуги, выполняя для этого процессы поиска, отбора, обработки, создания и хранения информации и документов. Он осуществляет функции посредника между информацией / документом и пользователем.

Пользователь  как субъект информационного  пространства библиотеки осуществляет действия с информацией в различных  формах: устной (объяснение запроса, указание алгоритма поиска, отбора, обработки  информации или документа); в физической – передача письменной информации, документов, являющихся материальными источниками информации; в знаковой форме – обмен, передача созданных вторичных документов или их совместное создание.

Однако поиск  и отбор информации и документов пользователь осуществляет во всем имеющимся информационным ресурсам библиотеки (книги, журналы, сборники трудов, информационные ресурсы Интернет, полнотекстовые базы данных и т. д.) с помощью библиотекаря, при физическом наличии в библиотеке имеющихся документов.

Конечным результатом  информационного взаимодействия библиотекаря и пользователя в информационном пространстве библиотеки являются информация / знания / или создание вторичных документов, которые могут быть передаваться другим пользователям или применяться в профессиональной деятельности библиотекаря [22].

Оказывается, каждая библиотека имеет свое информационное пространство со свойственными ей особенностями, свойствами и признаками. Библиотекари выступают субъектами информационного пространства, в котором каждый из них выполняет свои обязанности, применяя профессиональные знания и опыт работы, используя различные библиотечные технологии.

Информация о работе Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями