Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:
1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
2. Показать формирование электронного информационного пространства;
3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....................................3
1. Информационное пространство: эволюция понятия
1.1. Определение понятия………………………………………………….......6
1.2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
2. Информационное пространство библиотеки
2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15
2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20
3. Восприятие пользователями информационного пространства
3.1. Современные методы и проблемы восприятия информации…………….28
3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31
Заключение ………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курса Снежаны.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного  дела Чувашской Республики

ГОУ «Чувашский государственный институт культуры и искусств»

Факультет культуры

Кафедра библиографии и библиотековедения 

 

Курсовая работа на тему:

Информационное  пространство библиотеки и ее восприятие пользователями

 

Работу выполнила  студентка 4 курса о/о БИД:

Иванова С. Н.

Научный руководитель:

Старший  преподаватель

Базранова С. Г.

 
 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….....................................3

  1. Информационное пространство: эволюция понятия
    1. Определение  понятия………………………………………………….......6
    2. Формирование электронного информационного пространства……. ...10
  2. Информационное пространство библиотеки

2.1. Понятие и структура информационного пространства библиотеки…….15

2.2. Современные концепции понятия пространства библиотеки……………20

3. Восприятие  пользователями информационного  пространства 

3.1. Современные  методы и проблемы восприятия  информации…………….28

3.2. Пользователь и информационное пространство………………………….31

Заключение ………………………………………………………………………36

Список использованной литературы…………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие и термин «информационное пространство» возникло недавно, но явление «информационное пространство» существует столько же, сколько существует сам человек. Информационное пространство – это искусственно созданная человеком среда для осуществления информационной деятельности, которая включает: поиск, отбор, обработку, создание и восприятие информации, ее передачу и хранение. Информационное пространство библиотеки – это не только информационное пространство авторов документов, но и информационное пространство пользователей.

Человек адаптирован  к проживанию в условиях информационного пространства, и библиотека – одна из форм его адаптации. Свое существование библиотека оправдывает только благодаря полезности для индивида и социума, и эта полезность определяется выполнением ею социальных функций, которые реализуются через особые механизмы, объединяющие библиотечные технологии и библиотечные услуги.

В научной литературе в качестве синонимов термина  «информационное пространство»  часто используются словосочетания «информационная сфера», «информационная  среда», «информационная инфраструктура» и др.

Информационная  среда она из концепций информационного  обслуживания, выдвинутая в конце 1970-х  гг. Ю.А. Шрейдером в связи с  гуманитаризацией науки, повышением интереса к мотивации творчества, анализу  ценностных и познавательных установок. Предполагается, что потребитель активно взаимодействует с информационной средой, как с любой другой – природной, социальной, технологической и т. д. динамично перестраивает свое поведение в ней, меняет понимание своих информационных потребностей. Комфортная информационная среда позволяет использовать разные ее элементы в любой последовательности и сочетаниях, получать информацию в различных ракурсах, устанавливать наличие связей между фактами и идеями, управлять тематикой, полнотой, точностью, темпом поступления, детализацией и другими характеристиками получаемой информации [11, с. 420].

Каждая библиотека как информационный институт общества создает и развивает то информационное и документное пространство, в котором люди осуществляют различные процессы, взаимодействуя с информацией для удовлетворения своих информационных потребностей и обеспечения таких же потребностей других людей.

Цель  научного исследования – определить элементарную и организационную структуру информационного пространства, место библиотеки в нем, а также выявить характер генетических, функциональных взаимосвязей между библиотекой и территориальным информационным пространством. Результаты исследования по этим научным проблемам позволят выработать научно обоснованные организационно-управленческие и технико-технологические решения по функционированию библиотек в рамках глобального информационного пространства. Отсюда можно выделить следующие задачи:

    1. Анализировать понятие «информационное пространство»;
    2. Показать формирование электронного информационного пространства; 
    3. Изучить «информационное пространство библиотеки», его понятие и структуру;
    4. Рассмотреть современные концепции понятия «информационное пространство библиотеки»;
    5. Установить связь между восприятием информации пользователем и информационным пространством библиотеки.

Научное рассмотрение проблемы пространства библиотеки является анализ на выявлении теоретических, методологических оснований, объясняющих строение этого феномена как особой целостности, на определении его пределов (границ), на изучении взаимосвязей с другими частями глобального информационного пространства.

На сегодняшний  день над этой темой работают известные  библиографы, такие как: Ю.М. Арский, Т.Ф. Берестова, Н.П. Ващекин, Н.Б. Зиновьева,

А.И. Каптерев,  К. Литинен, М.Ф. Меняев, Р.С. Мотульский, Ю. А. Шрейдер, и другие.

Объектом нашей исследовательской работы является пользователь, а предметом – информационное пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Информационное пространство: эволюция понятия

1.1 Определение  понятия

В научной литературе в качестве синонимов термина «информационное пространство» часто используются словосочетания «информационная сфера», «информационная среда», «информационная инфраструктура» и др.

Проблему «формирование  информационного пространства»  впервые, в 1970-е гг., стал разрабатывать Ю. А. Шрейдер. Затем к данному понятию обратилась М. Я. Дворкина, по мнению которой «информационное пространство» − более узкий термин, чем термин «информационная среда», определяемая ею как «… мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности». «Информационное пространство» М. Я. Дворкина обозначает «как систему накопителей информации (на бумажных, электронных, аудио-, видео-, микроносителях), каналов передачи информации и пользователей» [13, с. 87].

Существуют и другие точки зрения. Например, Н. П. Ващекин определяет информационную среду прежде всего как средство коммуникации между людьми. К. Литинен, анализировав информационную среду, выделил, что там происходит фиксация и сохранение информации на носителях разного вида, осуществляются поиск и передача в соответствии с принципами оперативности, полноты и точности [16, с. 176].

Термин «информационное  пространство» одним из первых определил  М. Ф. Меняев: «Информационное пространство общества представляет собой  понятие, отражающее совокупность технических средств, методов и способов организации информации. Информационное пространство содержит сведения о различных сторонах общественной жизни…» [24, с. 156].

В Концепции  государственной информационной политики, принятой в 1995 г., обозначено, что термин «информационное пространство» включает следующие компоненты: «информационные ресурсы (базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотеки, музеи и прочее); информационно-телекоммуникационная инфраструктура; система массовой информации; рынок информационных технологий, средств связи, информации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; система обеспечения информационной защиты; система взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; система информационного законодательства» [9, с. 209].

А. И. Каптерев определяет понятие «информационное пространство общества» так: «совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг, политических, социально-экономических культурных условий реализации процессов информатизации, позволяющая обеспечит существенное повышение качества жизни населения, социально-политическую стабильность государства и переход общества к устойчивому развитию на новом историческом этапе…» [16, с.167].

В изучение феномена информационного пространства внес определенный вклад и коллектив  авторов из ВИНИТИ. «Единое информационное пространство» они определяют как «территориально ограниченное (открытое для расширения или сужения) пространство, в котором информационная деятельность регулируется согласованными правовыми нормами и в котором совместно используются общие информационные ресурсы, технологии и каналы коммуникации а также специально выделенные организационные структуры» [2, с. 89].

Более широкий  подход к определению информационного  пространства осуществил И. М. Дзялошинский, выделивший три аспекта данного  феномена: геополитический, информационно-ноосферный и социальный [Дзялошинский, И. М. Информационное пространство библиотеки: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И. М. Дзялошинский ; Моск. центр Карнеги. – М., 2001. – 30 с.], каждый из которых основан на доминировании тех или иных признаков.

По мнению Т. Ф. Берестовой, информационное пространство – это «обеспеченная правовыми  гарантиями и исторически сформировавшимися  средствами связи форма скоординированного функционирования интегрированных  и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, кумулирующих результаты коммуникативной деятельности людей, создающая наибольшую меру доступности информации для потребителя» [9, с. 186].

Итак, несмотря на наличие обширного количества литературы по вопросам создания и развития единого информационного пространства, эта тема еще недостаточно изучена, существует множество определений термина «информационное пространство» и его характеристик,  но общепринятого нет.

В заключении обзора приведенных выше определений термина «информационное пространство» Р. С. Костова дает свое: информационное пространство – это искусственно созданная человеком среда для осуществления информационной деятельности, которая включает: поиск, отбор, обработку, создание и восприятие информации, ее передачу и хранение.

Однако при  отсутствии информационных ресурсов становится бессмысленным само понятие «информационное пространство». Такое понимание значения информационных ресурсов для существования информационного пространства характерно для многих исследователей этого феномена. Единство информационного пространства, прежде всего, должна быть обеспечено за счет взаимодействия информационных ресурсов. Среди важнейших информационных ресурсов обычно в первую очередь называют государственные информационные системы, имеющие межведомственный универсальный характер: Библиотечную сеть России, Архивный фонд РФ, Музейный фонд РФ, Государственную систему статистики и ГСНТИ. Вместе они организуют функционирование значительной части традиционных и электронных документов. В последнее время быстро растет количество российских сайтов Интернета. Значительная часть электронных документов представлена в виде баз данных. Так, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ формирует базу данных девяти федеральных библиотек (РГБ, РНБ, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы и др.), а также банк данных по музеям и музейным экспонатам [4, с. 81.].

Субъектом информационного  пространства является человек, объектом – информация, которая является отражением внешнего и внутреннего мира человека, сопровождает всю его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.

Итак, информационное пространство – это искусственно созданная человеком среда для осуществления информационной деятельности, которая включает: поиск, отбор, обработку, создание и восприятие информации, ее передачу и хранение.

Информационное  пространство охватывает масштабы от целого мира до любого учреждения. Оно  динамично и имеет свойства развиваться, увеличиваться и уменьшаться под воздействием внешних и внутренних факторов в каждом учреждении существует информационное пространство, которое образуется посредством символов, знаков, предметов, рисунков и т. д., и люди, занимающиеся информационной деятельностью – профессионально либо опосредованно взаимодействуют, в процессе различных видов коммуникаций.

    1. Формирование электронного информационного пространства

Мировые тенденций  построения информационного общества расширяют функции современных  библиотек, переводя их в ранг высокотехнологических информационных центров, объединенных электронными ресурсами, доступными из любой точки земного шара.

Для перехода библиотек  на новый уровень, соответствующий  целям и задачам информационного  общества, должны быть решены такие  вопросы, как создание и накопление электронных массивов информации, в том числе полнотекстовых; создание и поддержка централизованных либо распределенных информационных ресурсов общего пользования; реализация процедур взаимодействия библиотек между собой и с другими субъектами информационного пространства.

В настоящее  время электронные библиотеки (ЭБ) являются областью научных исследований и практических разработок, направленных на развитие теории и практики накоплении, обработки, хранения, анализа, поиска и распространения данных в цифровой форме. При их создании и использовании требуется решать различные научные, технологические, методологические, экономические, правовые и другие вопросы.

Формирование электронного информационного пространства происходит практически стихийно, что порождает большое количество проблем, таких, как повсеместное нарушение авторских прав; отсутствие гарантии стабильности и сохранности электронных документов целых коллекций, разнообразные технические решения в представлении документов, существенные расхождения в источниках, описании, качестве, многократное дублировании при оцифровывании идентичных материалов

Информация о работе Информационное пространство библиотеки и ее восприятие пользователями