Индийская наука о долголетии - аюрведа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 22:18, реферат

Описание работы

Что такое Аюрведа? Каждый, кто хоть что-нибудь слышал об этой науке, сразу и без запинки ответит, что Аюрведа - это наука о жизни, а кто-то может даже вспомнит, что «Айус» на санскрите значит «жизнь», а слово «веда» значит знание. Еще кто-то может сказать, что Аюрведа является частью Вед - знаний, являющихся самыми древними на Земле. Также иногда говорят, что Аюрведа - это традиционная индийская медицина. В этом утверждении тоже что-то есть. Действительно, в Аюрведе много медицинских знаний, но все-таки главный упор в этой науке делается на правильном (благоприятном) образе жизни, соблюдая который человек не будет нуждаться в помощи докторов, кроме очень редких случаев.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1.Что изучает аюрведа…..………………………………………………...……3
2.История аюрведы…..………………………………………………...………5
3.Буддизм и аюрведа…..………………………………….……………...…….11
4.Аюрведические университеты…..………………………………….…...…...12
5.Основные направления аюрведы…..…………………….…………….....….12
6.Основные понятия аюрведы…..…………………………...……………...….15
Заключение…..………………………………….……………………….…..….17
Список использованной литературы…..…………………….……………...….18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПОКУЛЬТУРОЛОГИИ .docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

Аюрведическим принципам здоровой жизни следовали и в доведийском периоде. В "Ригведе" и "Атхарваведе" (примерно 5000 лет до н. э.) содержатся рекомендации относительно поддержания здоровья и лечения различных заболеваний. Медицинские руководства были написаны такими мастерами, как Чарака, Сушрута и Вагбхата, давшими детальное описание различных методов исцеления (см. "Чарака самхита", "Сушрута самхита"; они использовались в учебном процессе университетов Такшашилы и Наланды). Чарака составил список 50000 растительных средств.     

Согласно индийской мифологии наука жизни была сначала изложена Брахмой, Творцом, в "Брахма самхите". По версии "Чарака самхиты", когда на земле воцарились болезни, препятствующие исполнению дхармы, 50 риши (Васиштха, Нарада, Ангирас, Агастья, Бхригу, Маркандейя, Кашьяпа и другие) собрались вместе и послали Бхарадваджу к дэвам (богам), чтобы обрести необходимое для победы над болезнью знание. Бхарадвадж изучал аюрведу под руководством Индры, царя дэв, а затем вернулся на землю, чтобы распространить полученное знание. Он преподал его нескольким мудрецам, а те, в свою очередь, передали священное знание далее. Аюрведические принципы жизни, методы и практические указания были, в конце концов, записаны в трактатах Чараки и Сушруты.     

Аюрведа подчеркивает важность предотвращения развития болезни, омоложения систем организма и увеличения продолжительности жизни. Глубокий смысл изучения аюрведы заключается не только в том, что с ее помощью мы можем предотвращать развитие болезней, но также можем научиться лучше понимать самих себя и свое место в этом мире, а также жить в гармонии с Космосом и достичь духовного просветления.      

К 400 г. н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский; в 700 г. н. э. китайские студенты изучали медицину в индийском университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведические работы были переведены на арабский. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе. В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.

Аюрведа в ведическую эпоху   

«   В священных писаниях Индии запечатлено множество историй, показывающих, что в ведическую эпоху была развита сайнья чикитса(лечение армии), или чикитса (лечение). В "Ригведе" можно обнаружить много примеров, когда Ашвини-кумары, целители богов, выполняли потрясающие хирургические операции, предвосхищая достижения современной вибрационной и квантовой медицины. 

"Атхарваведа", "Каушиксутра", "Рамаяна", "Махабхарата" и "Харшабхари" содержат подробные описания  оснащения полевых врачей.     

В "Артхашастре" Каутильи приводится обсуждение докторов, обладающих янтрами (оборудованием), шастрами (инструментами), агадой (ядом), аушадхой (лекарствами), снехой (любовью), вастрой (одеждой), паничаракой / паричарикой (медсестрами).     

В ведическую эпоху уделялось большое внимание и лечению животных. Корова почиталась как священное животное; коров дарили, давали в качестве приданого, отдавали за долги. Ветеринария дала начало многим побочным отраслям ведического знания: гаджаюрведа, ашваюрведа, гаваюрведа.      

Аюрведа делилась на три области:

  • Манава-аюрведа – лечение людей
  • Пашу-аюрведа – ветеринария
  • Врикшу-аюрведа – лечение растений» [2]

3.Буддизма и аюрведа     

  • Буддизм укрепился в Индии с 323 г. до н. э. по 642 г. н. э. Известный мудрец буддизма махаяны Нагарджуна написал комментарий к аюрведическим трудам и много сделал для того, чтобы донести эту науку по возможности, до всех людей. На улицах выращивались лекарственные растения, строились аюрведические больницы и университеты. Была проведена систематизация аюрведических методов лечения.     
  • Аюрведическая теория тридоши вытекает из концепции трех первоэлементов вселенной. Три доши – вата (ветер), питта (желчь) и капха (флегма) – соответствуют трем первоэлементам: воздуху, огню и воде. Буддистская медицина основывается на теории 4 элементов вселенной (к перечисленным элементам добавляется земля).     
  • Буддийские миссионеры отправлялись в Рим, Грецию и Китай. Также широко развивалась ветеринария. Лечившие слонов называлисьхастивайдьи, а лечившие лошадей назывались ашвавайдьи. Наука о болезнях растений называлась врикша-аюрведа.     
  • Нагарджуна заложил основу расашастры (аюрведической алхимии). Мистики занимались особым приготовлением ртути, серы и других полезных веществ. Значение ртути было настолько высоко, что расашастра развилась в отдельную отрасль мистического знания ("раса" – "ртуть", "шастра" – "наука"). Существует множество работ по расашастре: "Раса ратна самучхая", "Раса тхарангини", "Раса ратнакара" и другие.

4. Аюрведические университеты  

«В истории аюрведы выделяются три больших университета, в которых преподавали астрономию, математику, медицину и философию:

  1. Бенаресский университет – на берегу Ганги в Варанаси – VI век до н. э.
 
 

     2.Университет  в Такшашиле – на берегу  Джеллума (в настоящее время территория  Пакистана) – VI век до н. э.

3.Университет в Наланде  – в штате Бихар – II-XII вв. н. э. (в одном документе зафиксировано 1500 преподавателей и 10000 студентов)» [7]

 

                     5. Основные направления Аюрведы

 

  В классической Аюрведе  существовало восемь разделов:

 

1) Панчакарма Чикитсита  или Кайа Чикитсита - общая наружная  медицина. На современном медицинском  языке этот раздел можно назвать  «общая терапия». Является самым  главным разделом всей Аюрведы. Самый главный текст, описывающий этот раздел - Чарака Самхита. Также хорошо известны специалистам тексты этого раздела - Мадхава Ниданам Самхита или Бхайщаджьяратнавали. Поскольку большинство текстов, описывающие другие разделы Аюрведы, считаются утерянными, некоторые современные авторы смешивают понятия Кайа Чикитсита и Аюрведа, считая, что это одно и то же. Это не так. Кайа Чикитсита является всего лишь частью, пусть и главной, всей Аюрведы.

2) Кумара Тантра или  Баларога Чикитсита - педиатрия. Этот  раздел занимается беременными  женщинами, болезнями плода, детскими  болезнями детей до 12 лет. Единственный  сохранившийся текст этого раздела - Кашьяпа Самхита - к сожалению, сохранился  не полностью.

3) Бхутавидйа или Граха  Чикитсита - психология и демонология. Этот раздел занимается мистическими, духовными и психологическими  аспектами болезней и способами  их лечения. А также способами  защиты от сглаза, порчи, демонов, духов и т.п. Специализированные  тексты этого раздела являются  настолько тайными, что даже не  раскрываются их названия. Отдельные  моменты Бхутавидйи разбросаны  по Атхарваведе, Яджурведе и Ригведе. Немного об этом можно узнать  их Кайа Чикитситы.

4) Шалакйа Тантра или  Уртхванга Чикитсита - занимается  болезнями органов, расположенных  выше плеч. Это глаза, уши, нос  и горло. Тексты этого раздела  считаются утерянными. Скудную информацию  можно найти в Кайа Чикитсите.

5) Расаяна Чикитсита или  Джара Чикитсита - омоложение и  сохранение молодости. Как и Бхутавидйа, тексты этого раздела считаются  тайными. Поэтому нам ничего не  остается, как пользоваться популярными  материалами некоторых аюрведических  врачей, например, доктора И.Ветрова  и других. аюрведа жизнь долгол6) Дамстра Чикитсита - токсикология. Это наука о ядах, отравлениях и их лечении. Тексты этого раздела считаются утерянными.

7) Шалйа Чикитсита - хирургия. Этот раздел описывает довольно  сложные хирургические операции, причем не только ампутации конечностей, но и пластическую хирургию. Хорошо известен текст этого раздела - Сушрута Самхита.

8) Ваджикарана или Вришйа  Чикитсита - это наука сохранении  и восстановлении репродуктивной  силы. Эта наука относится к  тем, у кого ухудшается качество  спермы, кто испытывает трудности  с обменом сексуальной энергией. Ваджикарана представляет собой  как омоложение репродуктивных  органов, так и «преомоложение»  будущих потомков. Она дает возможность  получить здоровые гены для  произведения на свет детей  со здоровой конституцией через  активацию такой прогрессии здоровья, которая даст хороший результат  и в детях, и ввнуках. Тексты  этого направления аюрведы - Анангаранга  Кальянамалы и Камасутра Ватсаяны. Последний, хорошо известен широким  массам населения, правда, нет никакой  гарантии, что «современная камасутра», напечатанная везде, где уместно  и не уместно, соответствует своему  древнему оригиналу.

«Таким образом, получается, что наиболее разработаны и известны терапевтический раздел Аюрведы (источник - Чарака Самхита) и хирургический (источник - Сушрута Самхита). Тем не менее, Аюрведа не стоит на месте. Она имеет собственное развитее и постепенно приобретает, говоря современным языком, «научный подход». В наше время Аюрведа состоит уже из 16 частей:

Современные разделы Аюрведы:

  1. Маулика сиддханта - общая концепция.
  2. Расаяна - наука об омоложении организма и всевозможных тониках, иммунология.
  3. Шалйа Чикитсита - хирургия.
  4. Агада Тантра - токсикология.
  5. Ваджикарана - наука о принципах рождения хорошего и здорового потомства, а также о любви, сексе, увеличении сексуальной силы.
  6. Бхутавидйа и Манаса рога - психология, психиатрия и демонология.
  7. Свастхавритта - профилактическая медицина и социальная медицина.
  8. Кайа Чикитсита - общая медицина и терапия.
  9. Нидана - нозология и диагностика.

   10)Расашастра - минералогия и наука о металлах.

   11)Бхайшаджакальпана - фармацевтика.

   12) Дравйагуна - фармакология.

   13) Шарира - анатомия  и физиология.

   14)Шалакйа Тантра - лечение болезней органов, находящихся  выше плеч.

   15)Прасути Тантра - гинекология и акушерство.

   16) Каумарабхритья - педиатрия.» [3]

 

6. Основные понятия Аюрведы

Всю Аюрведу можно представить в виде определенного свода концепций. Важнейшими среди них являются концепции пяти элементов (Панча Махабхута), трех дош (Тридоша), тканей (дхату) и продуктов жизнедеятельности (мала), а также понятие об оболочках (кошах) человека.

В таблице 1 представлены основные понятия, на которых базируется вся Аюрведа:

 

 Понятие

Его проявление

Махагуны (модусы, качества материи)

Благость (Саттва) Страсть (Раджас) Невежество (Тамас)

Махабхута (первоэлементы)

Эфир (Акаш) Воздух (Ваю) Огонь (Теджас, Агни) Вода (Ап) Земля (Притхви)

Танматры

Звук Прикосновение Форма, цвет Вкус Запах

Гуны (вторичные качества)

Тяжелый - Легкий Холодный - Горячий Твердый - Мягкий Чистый - Слизистый Активный - Пассивный Шершавый - Гладкий Большой - Маленький Твердый - Жидкий Сухой - Влажный, вязкий Подвижный - Неподвижный

Дравья

Раса Вирья Випак Прабхава Карма

Коша (Шарира)

Ананда-майя Вигьяна-майя Гьяна-майя Прана-майя Анна-майя

Доша

Вата Питта Капха

Дхату (ткани)

Хилус Кровь Мышцы Жир Кости Костный мозг Семя

Агни

Кая Агни Дхату Агни Бхута Агни

Мала

Кал Моча Пот Выделения из отверстий

Ама

Анна Мала Мала Санчая Пратама Доша-душти


 

Одно из самых главных, базовых понятий всей Аюрведы - это понятие Тридоша. Хотя множество источников употребляет термин «три доши», но правильнее, все-таки, говорить "Тридоша".

Тридоша - это Вата (Воздух или принцип Движения), Питта (желчь, огонь или принцип Трансформации) и Капха (слизь, вода или принцип Объединения и Устойчивости). Успешное практическое применение аюрведического знания возможно только при четком понимании понятия Тридоша. Для этого необходимо выйти за пределы чисто медицинского аспекта Аюрведы и обратиться к философии Вед.

Информация о работе Индийская наука о долголетии - аюрведа