Индийская наука о долголетии - аюрведа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 22:18, реферат

Описание работы

Что такое Аюрведа? Каждый, кто хоть что-нибудь слышал об этой науке, сразу и без запинки ответит, что Аюрведа - это наука о жизни, а кто-то может даже вспомнит, что «Айус» на санскрите значит «жизнь», а слово «веда» значит знание. Еще кто-то может сказать, что Аюрведа является частью Вед - знаний, являющихся самыми древними на Земле. Также иногда говорят, что Аюрведа - это традиционная индийская медицина. В этом утверждении тоже что-то есть. Действительно, в Аюрведе много медицинских знаний, но все-таки главный упор в этой науке делается на правильном (благоприятном) образе жизни, соблюдая который человек не будет нуждаться в помощи докторов, кроме очень редких случаев.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1.Что изучает аюрведа…..………………………………………………...……3
2.История аюрведы…..………………………………………………...………5
3.Буддизм и аюрведа…..………………………………….……………...…….11
4.Аюрведические университеты…..………………………………….…...…...12
5.Основные направления аюрведы…..…………………….…………….....….12
6.Основные понятия аюрведы…..…………………………...……………...….15
Заключение…..………………………………….……………………….…..….17
Список использованной литературы…..…………………….……………...….18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПОКУЛЬТУРОЛОГИИ .docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………2

1.Что изучает аюрведа…..………………………………………………...……3

2.История аюрведы…..………………………………………………...………5

3.Буддизм и аюрведа…..………………………………….……………...…….11

4.Аюрведические университеты…..………………………………….…...…...12

5.Основные направления аюрведы…..…………………….…………….....….12

6.Основные понятия аюрведы…..…………………………...……………...….15

Заключение…..………………………………….……………………….…..….17

 

 

Список использованной литературы…..…………………….……………...….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Что такое Аюрведа? Каждый, кто хоть что-нибудь слышал об этой науке, сразу и без запинки ответит, что Аюрведа - это наука о жизни, а кто-то может даже вспомнит, что «Айус» на санскрите значит «жизнь», а слово «веда» значит знание. Еще кто-то может сказать, что Аюрведа является частью Вед - знаний, являющихся самыми древними на Земле. Также иногда говорят, что Аюрведа - это традиционная индийская медицина. В этом утверждении тоже что-то есть. Действительно, в Аюрведе много медицинских знаний, но все-таки главный упор в этой науке делается на правильном (благоприятном) образе жизни, соблюдая который человек не будет нуждаться в помощи докторов, кроме очень редких случаев. А вот по поводу того, что эта наука индийская, то это представление является в корне неверным, как и то, что Веды принадлежат какому-то народу или религиозному течению. В действительности, это знание универсальное и является даром всему человечеству. Просто индийцы, в силу своей консервативности и склонности к почитанию традиций, сумели донести до нас эту науку в наиболее полном виде. Используя аюрведические знания и методики в повседневной жизни можно значительно улучшить свое физическое, ментальное и духовное здоровье, а также, лучше понять себя, жизнь и свой жизненный Путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что изучает Аюрведа

 

«Определение Аюрведы, означающее науку о жизни предполагает, что это знание не только о болезнях и способах их лечения. Согласно древнему мудрецу Чараке, автору классического аюрведического труда «Чарака Самхита»: «Аюрведа является знанием о благоприятных и неблагоприятных, подходящих и неподходящих, условиях жизни человека, о факторах, способствующих долголетию или препятствующих ему, а также о том, с какой мерой нужно подходить к жизни в целом.» (Чарака Самхита 1.41) . Таким образом Аюрведа изучает жизнь во всем ее многообразии и всех ее проявлениях. В связи с этим предлагаю рассмотреть немного более детально само понятие «жизнь» и в каком контексте оно употребляется. Одно из определений жизни также дается Чаракой. Это: «…единство тела, органов действия, органов восприятия и ума с душой. Термин «айу» имеет синонимы и «анубандха», «нитйага», «дживита», «дхари».

То есть, понятие «жизнь» не является «…формой существования материи, характеризующейся высокой структурной сложностью, способностью развиваться, сопротивляться распаду, перерабатывать ресурсы внешней среды и самовоспроизводиться…», как утверждает современная наука. Это понятие намного более обширное, включающее в себя душу (атму, личность), интеллект, ум, чувства и тело, то есть то, что мы называем человеком, условия его существования, цели и задания, стоящие перед ним, а также всю совокупность факторов, влияющих на человека.

Также понятие жизнь включает знание о жизни как таковой, то есть откуда она берется и из какой энергии или субстанции состоит. Хотя сами Аюрведические тексты не рассматривают эту тему подробно, так как она очень детально представлена в других разделах Вед, но мы все-таки по ходу семинара немного поговорим о ней. Дело в том, что когда писались главные каноны Аюрведы, то Ведическое знание было неотъемлемой частью культуры и образования той эпохи. Сейчас, в наше время и в нашей культуре мы не имеем даже общего представления об основных принципах, изложенных в Ведах. А не зная их, нам будет сложно понять многие принципы Аюрведы. Еще одно значение слова «жизнь» - это период существования атмы (души) в конкретном физическом теле, то есть то, что в современной медицине называют продолжительностью жизни. Продлением этого периода с помощью разнообразных средств и методик также занимается одно из направлений Аюрведы - Расаяна.»  [6]

Кроме этого, в фокусе внимания Аюрведы находится такое понятие как качество жизни. В современном мире под качеством жизни принято понимать материальный достаток, крепкое здоровье и возможность доставлять наслаждение чувствам. В аюрведической науке кроме этих двух составляющих качественной жизни выделяют еще два важнейших фактора - дхарму, то есть предназначение или призвание человека. Это то, что великий философ Григорий Сковорода называл «сродным или естественным трудом». Также в понятие «дхарма» входит «санатана-дхарма» - это закон любви и любовного служения, а также духовная жизнь человека. Кроме дхармы рассматривается понятие мокша или мукти, что часто переводят как «освобождение». В ведической философии термину «мукти» соответствовали понятия «нирвана» и «самадхи». По сути, мокша- это венец жизни, наивысшая точка в эволюции человека как личности. Виды мокши бывают разные, не обязательно теперешняя жизнь личности завершится духовным совершенством, однако постоянное самосовершенствование, развитие благих качеств должно быть одной из важнейших жизненных целей человека. Таким образом, дхарма, артха (экономическое развитие), кама (регулируемое удовлетворение потребностей тела) и мокша все вместе составляют основу качественной жизни любого человека. Большинство проблем современного общества коренятся именно в половинчатом, неполном подходе к жизненным целям и ценностям, как человека, так и общества в целом.

2. История аюрведы

« Аюрведа гордится своей долгой историей, уходя корнями к ведическим временам более чем на пять тысяч лет назад. Никакая другая область науки не сохранила столь древние тексты, которые до сих пор используются в аюрведе.     

Аюрведа упомянута в Ведах, упанишадах, Махабхарате, пуранах, тантрах и йога-шастрах. Она практиковалась и практикуется буддистами, джайнами, сикхами и индуистами и формирует базис тибетской медицины. Многие современные мастера, такие как Шри Ауробиндо, Свами Шивананда, Парамахамса Йогананда и другие, с уважением отзывались об аюрведе и рекомендовали ее изучение своим ученикам.     

В странах древности (таких как Месопотамия и Египет) искусство исцеления болезней было прерогативой священнослужителей. Хотя священнослужители и жрецы, действительно, исцеляли тело, их основной обязанностью оставалась духовная работа с болезнью, поскольку религиозно-медицинская практика находилась во власти строгих религиозных установок. С этой точки зрения лечение физического тела всегда было следствием исцеления духа.» [4]     

Вот возможные причины болезней, которые указывались жрецами: (a) наказание богов за совершенные грехи; (б) попадание под власть злого духа; (в) околдовывание, порча, сглаз. Древнейший текст Атхарваведы указывает необходимые мантры и заклинания, действенные в описанных выше случаях.     

Подобно тому, как западная медицина основывается на традиции Гиппократа, аюрведическая доктрина является звеном древней цепи преемственности. Последователи традиции считают, что сам высший творец Брахма вдохновил мудрецов на составление Вед, частью которых является аюрведа. Поэтому ведические писания расцениваются как вечный источник знания. Таким образом, аюрведические писания – самые древние известные людям медицинские источники. Важнейший акцент ставится на то, что это знание должно быть использовано на благо человечества.     

Вот имена знаменитых учителей аюрведы:  Чарака,  Сушрута,  Вагбхата, Атри. Вместе с интенсивным изучением биологии и ботаники эти мастера в совершенстве владели йогой, которая является составной частью лечебной аюрведической практики. Аюрведа ориентирована на поиск баланса и гармонии человека и мира, в котором он живет. Основополагающий принцип аюрведы – профилактика важнее лечения.     

Древние мудрецы и провидцы считали здоровье неотъемлемой частью духовной жизни. Считается, что они обрели аюрведические знания в результате интуитивных прозрений, глубочайших медитаций и посредством божественного откровения. Искусство и наука исцеления, профилактика болезней, знание о продлении жизни и хирургии было дано им свыше. Затем это знание долгое время передавалось через устную традицию, перекликаясь с другими аспектами повседневной жизни и духовности. В "Чарака самхите" говорится: "Так как жизнь была всегда, то живые существа всегда обладали знанием о ней и о методах исцеления" ("Сутрастхана", 1:40)     

Дханурведа (боевые искусства), Гандхарваведа (творчество и эстетика), Стхапатьяведа (архитектура) и Аюрведа (медицина) – это четыре упаведы, или дополнения к Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе соответственно. Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами, а такие полубоги как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути считались божественными целителями. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти изложение концепции трёх дош, учение о семи дхату, пищеварении и обмене веществ, описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, освобождения из под влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию. Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе – 81, в Атхарваведе – 290, описание свойств ещё 130-ти из них можно найти в других брахманических текстах. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью пиявок.

 
 




 

     Издревле аюрведа применялась вместе с ведической астрологией, джьотиша-шастрой ("джьотиш" – "внутренний свет"). Среди 10572 гимнов "Ригведы" некоторые посвящены обсуждениям трех дош (вате, питте и капхе), пересадке органов и имплантантам; многие гимны упоминают об использование трав в медицинских целях. В "Ригведе" говорится о профессии лекаря (бхиджака) ("К Соме", IX:112).     

Из 5977 гимнов "Атхарваведы" многие посвящены анатомии, физиологии и хирургии, поэтому многие исследователи сходятся на том, что "Атхарваведу" в определенной степени можно считать одним из первых известных нам источников аюрведического знания. Заклинания "Атхарваведы" применялись для обретения успеха в земледелии, ремеслах, хорошем потомстве, здоровье и материальном благополучии. Важная часть "Атхарваведы" – заклинания, направленные на исцеление. Аюрведические тексты древней Индии переполнены описаниями воздействия на тонкую энергетику человека и советами, как наиболее эффективно победить демонов болезни.     

Примерно в 1500 г. до н. э. аюрведа была разбита на восемь отдельных отраслей знания. В то время выделялись две главные школы аюрведы: атрейя (школа врачей) и дханвантари (школа хирургов). Эти две школы сделали аюрведу более доступной с научной точки зрения и поддающейся классификации медицинской системой. Люди со всей земли стали приезжать в Индию, чтобы учиться искусству повышения качества жизни. Китайцы, тибетцы, греки, египтяне, персы и другие изучали древнюю мудрость и "экспортировали" ее в собственные страны.     

Называются два основных мастера аюрведы, чьи работы используются на практике до настоящего времени: Чарака и Сушрута. Их труды – "Чарака самхита" и "Сушрута самхита".     

Третий главный трактат по аюрведе называется "Аштанга хридайя", который является краткой версией работ Чараки и Сушруты. Чарака представлял атрейю – школу врачей. Он занимался физиологией, анатомией, этиологией, патогенезом, диагностикой, методологией заболеваний, лечением, вопросами продления жизни. Особое внимание Чарака обращал на внутренние и внешние причины болезни. Он утверждал, что главная причина болезни – потеря веры в божественное. Другими словами, когда человек не сознает Бога внутри себя и во всех вещах, окружающих его, создается вакуум, который заполняется тоской или страданием. Это страдание – начало духовной, умственной и физической болезни. Профилактика заболевания учитывает время дня, сезоны, режим питания и образ жизни. Существует целая отрасль аюрведы, обсуждающая лекарственные аспекты трав, пищи и процесс старения организма.     

Сушрута, представитель школы хирургов дханвантари, в своем труде детализирует сложное хирургическое оборудование, дает классификацию нарывов, ожогов, переломов, ран, ампутаций, пластической хирургии, анально-ректальной хирургии. У него можно найти подробное обсуждение анатомии человека. Внимание Сушруты направляется на кости, узлы, нервы, сердце, кровеносные сосуды, систему кровообращения и так далее. Справедливость и удивительная точность его хирургических методов подтверждается современными сложными медицинскими приборами. Из "Сушрута самхиты" можно подробно узнать также о науке массажа, используя мармы (жизненно важные точки); это знание перекликается с китайской акупунктурой.      

Древняя мудрость аюрведы – часть духовной традиции санатаны дхармы (универсальной религии).     

Аюрведа задумывалась и развивалась святыми провидцами (риши) и посвященными в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов, обсуждений и медитаций. На протяжении тысячелетий сакральное знание передавалось устно от учителя к ученику; и только примерно в V-VI столетиях до н. э. появились подробные аюрведические тексты на санскрите. Аюрведа, в основном, процветала и развивалась в Индии и юго-восточной Азии.     

Информация о работе Индийская наука о долголетии - аюрведа