Иконопись на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

На протяжении многих столетий русские люди знали только иконы и росписи на стенах храмов – фрески. Традиция украшения церквей и написания икон пришла к нам вместе с христианской религией из Византии. Киевский князь Владимир решил покончить с языческими божествами, которым поклонялись люди его государства – Киевской Руси, и с этой целью отправил послов в разные страны: пусть узнают, во что веруют люди и чья вера лучше. Побывав на службе в храме святой Софии в Константинополе, Столице Византии (ныне г. Стамбул в Турции), они почувствовали себя на небесах – так понравились им и торжественность богослужения, и ангельские голоса певчих, и удивительные мозаики, покрывавшие стены и мерцавшие в лучах света. В 988 году Русь приняла христианство.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Корни древнерусской иконописи………………………………………5
Как писали иконы на Руси………………………………………………7
Художник Андрей Рублев……………………………………………..10
Троица Андрея Рублева………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

В основанном Сергием Радонежским  монастыре воспитывался самый знаменитый художник древней Руси Андрей Рублев. Он был монахом, высокообразованным и мудрым человеком. Летописи называют его «чудным старцем», «в добродетелях совершенным». Недаром его позднее канонизировали, то есть признали святым.

«В память Св. Сергия», для  Троицкого собора основанного им монастыря была написана Рублевым удивительная икона – «Троица».

Время жизни Андрея Рублева  совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории  русского искусства. С его именем связано возникновение художественного  направления, на многие десятилетия  определившего развитие русской  живописи.

Список произведений Рублева огромен. “Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные”. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание. В ряде произведений авторство Рублева устанавливается по стилистическим аналогиям. Но даже в тех случаях, когда причастность Рублева к работе над памятником документально подтверждена - так обстоит дело с иконами из владимирского Успенского собора - выделить принадлежащие его руке произведения чрезвычайно трудно, поскольку создавались они совместно большой группой мастеров под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного.

Если дошедшие до нас биографические сведения о Рублеве изобилуют  противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера  и в оценке его искусства источники  обнаруживают редкое единодушие. Андрей и Даниил предстают в их изображении  как “чудные добродетельные старцы и живописцы”, “всех превосходящие  в добродетелях”. В Рублеве особенно подчеркивается то, что он “намного всех превосходил в мудрости”.

Для воссоздания творческого  облика Рублева очень важны сведения, сообщенные в1478 году Иосифу Волоцкому  бывшим игуменом Троицкого Сергиева монастыря старцем Спиридоным. По словам Спиридона, удивительные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских дел.

Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его живописного  метода. Но чтобы верно понять смысл  приведенных высказываний, необходимо познакомиться с некоторыми представлениями  византийской мистики, получившими  широкое распространение среди  последователей Сергия Радонежского. Согласно этим представлениям, для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирический “теней вещей” показывать подлинную их природу, живописец должен был стать созерцателем, если только он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать “невещественный” свет. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”, засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”, потому что, как утверждал Василий Кесарийский, “истинная красота созерцается только имеющими очищенный ум”. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась добродетели смирения. Не случайно в источниках к имени Рублева часто прилагается эпитет “смиренный”. Исаак Сирин называл смирение “таинственной силой”, которой владеют лишь “совершенные”; именно смирение дает всеведение и делает доступным любое созерцание. Высшим, наиболее труднодостижимым он считал созерцание Троицы.

 

 

Троица Андрея Рублева

В1904 году иконописец В. И. Гурьянов начал расчистку иконы «Троица». В1919 году расчистка этой иконы была закончена, но еще до окончания реставрации  «Троица» была единодушно признанна  гениальным произведением Андрея Рублева, сведения о котором сохранились  в литературных источниках XVI и последней  четверти XVII вв. Сюжет иконы, находящийся  сейчас в Государственной Третьяковской  галерее, основан на библейской легенде  о явлении Троицы, в виде трех юношей – ангелов, Аврааму, угощавшему их под тенью Мамврийского дуба. Рублев создал лаконичную композицию, акцентируя внимание на лицах и фигурах  трех ангелов и избегая излишних деталей бытового характера. Он внес в это произведение необычайное  богатство внутренней жизни и  тонкое понимание красоты. Образы «Троицы» Рублева проникнуты ясной и светлой  гармонией. Ангелы – стройные и прекрасные юноши, склонившиеся друг к другу  в тихой беседе, полны глубокой человечности и монументального  величия.

В иконе Рублева отброшены  все бытовые подробности библейского  повествования, затрудняющие восприятие этой философской идеи. Смысловой  и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа. Трапеза, на которой стоит чаша, - прообраз “гроба господня”. Чашу благословляет ангел, олицетворяющий Сына. В молчаливом согласии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему Отца. К Отцу склонил  голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры в руках ангелов  обозначают власть и всемогущество. Склонением голов среднего и правого  ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен мотив  исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение, образованное склонением фигур и  в ритмических отголосках повторенное  контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц  божества, их общее участи в осуществлении  Сыном центральной идеи легенды, “предвечного” замысел спасения человечества.

Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой, раскрывающей различные  аспекты явления Сына-Логоса как  вечного жизненного принципа мира. Дуб позади среднего ангела - “древо вечной жизни” - указывает на функцию  второго лица Троицы как Слова, творческого  начала вселенной; это прообраз креста и символ воскресения. Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ “горы высокой” - Фавора, где  трем избранным ученикам открылось  божество Христа, символ священной  горы Сион, где был основан иерусалимский  храм. Дом - образ богопознания, “домостроительства” Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, прообраз “дома божьего” - вселенской церкви.

Глубоко символично и цветовое решение иконы. Живописец акцентирует  в нем значение второго лица Троицы. Фигура среднего ангела выделяется наиболее интенсивными тонами одежд. Они указывали на евхаристическую жертву - тело и кровь Христа. Лазурь, окрашивающая гиматий, по учению византийских мистиков, передавала цвет божественного ума, погруженного в созерцание своей сущности. Согласно Исааку Сирину, чистота ума совершенного человека уподоблялась “небесному цвету”. Оттенки этого цвета варьируются в одеждах всех трех ангелов. Цвета одежд левого и правого ангелов менее интенсивны и как бы отдалены от созерцателя. Вместе с тем они необычайно одухотворенны и словно лучатся изнутри серебристым сиянием, пронизывающим все изображение и уплотняющимся в белой поверхности евхаристического престола. Лиловый тон плаща левого ангела воспринимался как цвет умственного созерцания на высших его ступенях. Нежно-зеленый тон гиматия правого ангела считался цветом согласия и одновременно цветом весны, символом Воскресения. Интенсивным желтым цветом крыльев выражалась “надмирная” интеллектуальная сила. Наконец, золотой фон, почти полностью утраченный, символизировал “божественный свет”.

Атмосфера внутреннего согласия и любви, радостное звучание холодных и чистых оттенков, передающих оптимистическую  идею о будущем совершенстве преображенного материального мира, о восстановлении утраченной “первообразной” красоты  и гармонии вселенной заставляют вспомнить о том, какое значение придавал Сергий Радонежский первому, построенному им храму Троицы. По словам жития, составленного его современником Епифанием Премудрым, Сергий желал, чтобы “воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Правомерно предположить, что, создавая икону “в похвалу” Сергию, воспитанник и последователь его философской школы Андрей Рублев поставил перед собой задачу как можно полнее воплотить представления, с которыми связывалась у Сергия идея Троицы.

Художник воплотил в “Троице” свой идеал совершенства, представление  о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В  линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных  жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

Андрей Рублев отразил  в «Троице» идеалы и стремления народа, его представления о красоте  человека и мира. Поэтому его произведения продолжают жить и в наши дни, воздействуя  на современного зрителя не только красотой художественной формы, но и  глубиной заложенной в нем идеи.

«Троица» имеет много  утрат, оставленных на ней временем, многочисленными записями и реставрациями, хотя и снятыми в 1904-1919 гг., но сильно повредившими рисунок и красочный  слой иконы. Однако утраты не мешают общему впечатлению от этого замечательного художественного произведения, характеризующего высокий уровень русской художественной культуры первой половины XV в.

 

 

 

 

Заключение

Сейчас мы говорим об иконописи как о чем-то родном, исконно русском, считаем этот жанр, чуть ли не народным видом искусства. Всегда ли было так? Для многих удивительно будет узнать, что «наша» икона придумана была далеко от русских полей - в Византии.

Вместе с христианством  Россия получила от Византии в конце  Х века уже установившийся церковный  образ, формулированное о нем  учение и зрелую, веками выработанную технику. Ее первыми учителями были приезжие греки, мастера классической эпохи византийского искусства, которые уже с самого начала в  росписях первых храмов, как, например, Киевской Софии (1037- 1161/67), пользовались помощью русских художников.

Икона ничего не изображает, она являет. Она есть явление Царства  Христова, явление преображенной, обоженной  твари, того самого преображенного человечества, которое в своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви, центральными первообразами в христианстве были образы Спасителя,  сошедшего  с небес и вочеловечшегося  для нашего искупления, и образ  Его Матери. Позже стали писать апостолов, святых, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определяется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной высоте, о которой она свидетельствует.

Иконописание - творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и Богослужение, складывался  в течение столетий и сформировался  в таком виде, в котором дошел  до нас, где-то к XII веку. Церковь всегда уделяла много внимания своему искусству, следила за тем, чтобы оно выражало Ее учение. Все уклонения устранялись  соборно. Так, на Стоглавом Соборе вопрос иконописания занимал очень важное место. В частности, речь шла и  об иконе Святой Троицы, так как  уже к тому времени распространились иконы "Отечество" и "Новозаветной Троицы".

Существуют четыре типа икон Святой Троицы. Они указаны в чине благословения этих икон в нашем  требнике. Это - ветхозаветное явление  Аврааму в образе трех ангелов, сошествие  Святого Духа на апостолов, Богоявление  и Преображение. Все остальные  изображения должны быть отвергнуты, как искажающие учение Церкви.

Грань XIV и XV столетий связана  с именем величайшего иконописца, преподобного Андрея Рублева, работавшего со своим другом преподобным Даниилом Черным.

В основе философского замысла  “Троицы” - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой  служит реальным залогом осуществления  единства человечества. Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических  образах средневековой живописи, ставит икону “Троица” в ряд  бессмертных творений мирового искусства.

Есть старое церковнославянское слово, теперь уже забытое, - "иконник". Это человек, который создает  произведения в рамках церковного канона и своим в них ничего не считает - никто из них своих икон не подписывал, - потому что искусство Церкви - соборное искусство, а не искусство конкретного  лица. Иконник, иконописец - только исполнитель. Самое опасное - подмена соборности самовыражением. Современные художники, как правило, не знают Богослужения в точности. А знали бы и были бы людьми добросовестными, то сами бы отказались расписывать храмы, даже если их просят об этом.

Сейчас у многих людей, даже у искусствоведов, восприятие иконы неверное. У древних, в лучшие времена христианства, восприятие было цельным, они не разделяли икону  на произведение искусства и на принадлежность культа, потому что вне Церкви красоты  не знали. С тех пор как церковная  жизнь стала обмирщаться, когда  подлинная икона оказалась в  совершенном забвении вплоть до конца XIX века, - многие стали искать красоту  вне Церкви, в светском искусстве.

 

Список литературы

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное искусство, 1978.
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 1993.
  3. Ветрова Г.А. Русское искусство. – Энциклопедия, 2002.
  4. Любимов Л.Д.  Искусство древней Руси.  -  М.,  Просвещение, 1974.
  5. Успенский А.А.  Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987, с.73.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_иконопись
  7. http://ramka-ikona.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=69:ikony-kak-pisali-na-rusi&catid=36:poleznoe-ikony&Itemid=66
  8. http://www.icon-art.ru/Masterica_ikonopisi.html

 

 

 


Информация о работе Иконопись на Руси