Иконопись на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

На протяжении многих столетий русские люди знали только иконы и росписи на стенах храмов – фрески. Традиция украшения церквей и написания икон пришла к нам вместе с христианской религией из Византии. Киевский князь Владимир решил покончить с языческими божествами, которым поклонялись люди его государства – Киевской Руси, и с этой целью отправил послов в разные страны: пусть узнают, во что веруют люди и чья вера лучше. Побывав на службе в храме святой Софии в Константинополе, Столице Византии (ныне г. Стамбул в Турции), они почувствовали себя на небесах – так понравились им и торжественность богослужения, и ангельские голоса певчих, и удивительные мозаики, покрывавшие стены и мерцавшие в лучах света. В 988 году Русь приняла христианство.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Корни древнерусской иконописи………………………………………5
Как писали иконы на Руси………………………………………………7
Художник Андрей Рублев……………………………………………..10
Троица Андрея Рублева………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Корни древнерусской иконописи………………………………………5
  3. Как писали иконы на Руси………………………………………………7
  4. Художник Андрей Рублев……………………………………………..10
  5. Троица Андрея Рублева………………………………………………..12
  6. Заключение……………………………………………………………..15
  7. Список литературы…………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многих столетий русские люди знали только иконы  и росписи на стенах храмов –  фрески. Традиция украшения церквей  и написания икон пришла к нам  вместе с христианской религией из Византии. Киевский князь Владимир решил покончить с языческими божествами, которым поклонялись  люди его государства – Киевской Руси, и с этой целью отправил послов в разные страны: пусть узнают, во что веруют люди и чья вера лучше. Побывав на службе в храме  святой Софии в Константинополе, Столице Византии (ныне г. Стамбул  в Турции), они почувствовали себя на небесах – так понравились  им и торжественность богослужения, и ангельские голоса певчих, и удивительные мозаики, покрывавшие стены и  мерцавшие в лучах света. В 988 году Русь приняла христианство.

Икона не картина. Это как  бы окно, помогающее человеку во время  молитвы заглянуть в другой, высший мир. Поэтому здесь все так не привычно: нет глубокого, уходящего вдаль, пространства, фигуры на условном, часто золотом фоне будто лишены веса, «бесплотны». Каждый жест символичен и выражает какое-то чувство. Рука, прижатая к щеке, означает печаль, протянутая вперед – покорность. Если изображен крылатый юноша, дующий в трубу, это ветер, а фигуры с кувшинами, из которых льется вода, олицетворяют реки. На одной иконе могут одновременно изображаться разные сюжеты или моменты, следующие один за другим.

Иконопись – трудоемкое и сложное искусство. Строгое следование каноническим предписаниям обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана, но заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами.

Традиции и устоявшиеся  приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором  писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

В течение долгих веков  древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней  Руси, обретала необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Нашим предкам иконы были понятны, они легко разбирались  в сюжетах и святых, потому что  с детства узнавали и запоминали главные события Ветхого и  Нового Заветов. Однако времена изменились. И сейчас, чтобы понять икону, нужно  многое знать. Но даже если икона не всегда понятна, она притягивает  к себе плавностью и красотой линий, чистыми, праздничными, звучными пятнами  цвета. Это светлое, возвышенное  искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корни древнерусской  иконописи

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”, “изображение”) возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской церкви в тот период, когда Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери.

Через изобразительное искусство  античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую  ткань. Нужно отметить и то, что  для быстрого освоения византийского  наследия на Руси имелись благоприятные  предпосылки и, можно сказать, уже  подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая  Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских  мастеров с византийскими было исключительно  плодотворным. Новообращенный народ  оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло  столь благоприятной почвы и  нигде не дало такого результата, как  на Руси.

С глубокой древности слово  “Икона” употребляется для отдельных  изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством  размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше  подходили для убранства русских  деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что  в Древней Руси икона явилась  такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни  общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и  этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление  о том, что задача живописи - “воплотить слово” воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской  живописи лежит великое христианское “слово”. Прежде всего, это Священное Писание, Библия - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную  литературу, нужно было как можно  яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство  византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного  и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

 

 

 

Как писали иконы  на Руси

Иконопись в Древней Руси была делом священным. При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера. Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны. Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Доски для икон делали древоделы  или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно  возвышающимися над ним полями. Для  маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера  соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и  ширина полей нередко позволяют  определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а  ковчег глубокий. Более поздние иконы  имеют узкие поля, а с XIV века иконы  иногда писались на досках без полей.

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску  несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После  высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько  приемов, слоями. Поверхность левкаса  тщательно выравнивалась, а порой  шлифовалась. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная  с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая  узорная чеканка выполнялась  на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

На подготовленной поверхности  грунта делался рисунок. Сначала  выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской. Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили  образцами.

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что  требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки  одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком.

Работа красками выполнялась  в строго определенной последовательности. И иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных  школах и менялись во времени.

Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались  тонкими слоями соответствующих  красок в таком порядке: фон (если он не золотой), горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. После  этого делалось пробеливание, при  котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). Постепенно добавляя к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие  участки высветления. Последние  штрихи наносились уже чистыми белилами.

Для создания большей объемности изображаемого на затемненные и  углубленные участки наносился  тончайший слой темной краски. После  темной краски тонкими линиями прорисовывались  все черты лица и волосы. Потом  наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пряди  волос белилами или охрой с  большим добавлением белил. Затем  наносились "румяны". Красную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки  ушей. После этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.

Руководством к написанию  икон служили образцы — "подлинники". Подлинники содержали указания, как  должно писать тот или иной образ.

Темперная живопись требует  виртуозной техники и высокой  культуры письма. Этого достигали  в течение долгих лет ученичества. Иконописание было великим творчеством. Изограф специально готовился к совершению "дела иконотворения".

Это было актом общения  с миром иным и требовало духовного  и физического очищения, когда  все плотское по возможности подавлялось: "...он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию".

Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками

иконописцев писал икону  сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался. С другой стороны, иконописание было воистину сокровенным общением с миром иным, и называть себя было не нужно: ведь Бог сам знает того, кто творит образ, точнее, молитвенно и смиренно пытается воспроизвести Прообраз.

К сожалению, масляный лак  — олифа, со временем темнеет, и примерно через восемьдесят лет после нанесения пленка лака на иконе становится черной и почти полностью закрывает живопись. Иконы приходилось "поновлять". Наносилась новая живопись, которая, по замыслу художника, была призвана восстановить то, что скрыто под почерневшей олифой. На древние иконы наносились слой за слоем. Иногда писался новый, другой образ.

К концу XIX века, когда ученые стали интересоваться древним искусством, большинство сохранившихся старых икон было восстановлено. По-настоящему понять красоту старых икон удалось только в XX в. с помощью реставраторов, которые сумели снять записи и открыть миру живопись мастеров XII-XVI веков, нисколько не утратившую своей яркости и красоты.

Бывали случаи, когда на одной доске оказывалось поверх друг друга несколько изображений, одинаково ценных. Тогда реставраторы умудрялись отделить один слой от другого  и перенести каждый на новую доску. Конечно, такая работа требовала  огромного мастерства и терпения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художник Андрей Рублев

Князя Дмитрия Донского перед  Куликовской битвой в 1380 г. благословлял один из самых любимых и почитаемых на Руси народом и церковью святой Сергий Радонежский. В эпоху насилия, братоубийственных войн и жестокости он все свои силы прилагал для «преодоления ненавистной розни», для объединения  Руси.

Информация о работе Иконопись на Руси