Игра. Её роль в культурно досуговой деятельности. Педагогическая классификация игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Современные условия жизнедеятельности человека, диктуют необходимость разумного сочетания двух взаимосвязанных процессов: затраты жизненных сил и их восстановление. Процесс оптимального обновления, восстановления физических и психических сил человека обозначается термином «рекреация» (с латинского: обновлять, восстанавливать), который в настоящее время широко используется в досуговедении.
Если досуговая деятельность в целом не исключает антисоциальные проявления потребностей определенной части населения общества, то рекреационная деятельность, имеющая место в свободное время, не только отвечает интересам и потребностям человека, доставляет ему удовольствие, но и ей присущи социально-оправданные цели и организация.

Содержание работы

Игра. Её роль в культурно досуговой деятельности. Педагогическая классификация игр. Методика подготовки и проведения………………...............................................................……3
Аудитория досуговых учреждений…………………………………...9

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 31.56 Кб (Скачать файл)

Забава. Рассматривая точнее можно сказать об организации  мероприятия развлекательного характера  или пользуясь современным языком - досуге. Поэтому правомочно сказать, что досуг - это часть нерабочего времени, предназначенного для активного отдыха. Активность проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда появление понятия зрелищное. На мой взгляд зрелищное - зрелище как основная характеристика мероприятия, где существует разделение на исполнителей и зрителей. Ему присуща яркая форма и выбор наиболее действенных средств внешней выразительности, предназначенных исключительно для визуального восприятия.

Привлечение зрителей в процесс  игры развлекательного мероприятия  можно определить как игровую  акцию, следует игровая акция - совокупность игровых действий (актов), направленная на достижение к конкретной постановочной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение зрителей, повышение их активности и т.д.).

Современные подходы к  понятию «игра» рассматриваются  в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

Существует ряд положений  этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

  • игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;
  • игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;
  • игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;
  • игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации [1, 17-18].

В исследованиях С.А. Шмакова  отмечаются основные игровые методы (игры, игрового тренинга и театрализации). Все исследователи сходны в едином мнении, что основным в игре является метод состязательности, который  способствует всестороннему развитию личности, не затрагивая нравственной.

 «С термином  «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека. Рассмотрение игр с позиций рекреативных, досуговых, педагогических,  психических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе» [4].

Игра - вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм жизнедеятельности человека в свободной манере. Игре присущи определенные условия существования (пространственно-временной характер игры, цель, методы и средства ее осуществления) функционально-ролевого разделения участников в игропрактике. Зачастую игре присуще наличие соревновательного момента.

К основным характеристикам  игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.

Таким образом, зрелищно-игровой досуг - это форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом.

 

2.Аудитория досуговых учреждений.

 

Наличие общих интересов у разных людей служит объективным условием формирования аудитории. Аудитория  – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения  и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие  отличить ее от других общностей людей.

Существуют два типа интересов  – социальные и аудиторные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, он становится ее потребителем и в это своем качестве проявляется через аудиторные интересы. Специалисты культурно-досуговых учреждений без овладения мастерством работы с аудиторией не смогут выполнить своей основной задачи – влиять на сознание слушателей, зрителей.

Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают  новые формы, могут прерываться  и возобновляться. Поэтому для  аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и  ее носитель.

Суть понятия “аудитория культурно-досугового учреждения” заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую  общность людей, но и отношение с  источником информации.

Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как  сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный  социальными связями. Она живет  своей особой жизнью, и, чтобы управлять  ею, нужно знать, какими качествами она характеризуется, каковы ее отличительные  черты.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство личности – это ее активность. Она проявляется  в волевых качествах аудитории, обладает определенной самостоятельностью, своим поведением она как бы выражает свою волю. Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными  составляющими – подготовленностью, предрасположенностью, активностью.

  Аудитория культурно-досуговых учреждений, ее сознание характеризуется определенной высотой барьера в восприятии информации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Она может быть спокойной и возбужденной, заинтересованной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной. Нет состояния вообще – вне времени и места, вне связи с конкретным провесом. Нельзя говорить о равнодушии зрителей, слушателей безотносительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Не пользующаяся популярностью тема сегодня, завтра может привлечь к себе всеобщее внимание аудитории. Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться на прошлое знание аудитории, каким бы оно полным не было.

Состояние аудитории культурно-досуговых  учреждений предопределяется прежде всего  всей системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями  и слушателями культурно-досуговых  программ. Было бы наивным считать, что силами одной только культурно-досуговой  деятельности можно создать любые  заданные умонастроения и побуждения в обществе. Но нельзя также сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что при общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат, который отражается на ее состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой  тренинг специалистов социокультурной  сферы: Учеб. пособие.  СПб., 1999.- 64 с.

2. Даль В.И. Толковый  словарь: В 4 т. Т.2. М.: Русский  язык, 1989. 779 с.

3. Киселева Т.Г., Красильников  Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. 

4. Современные технологии  социально-культурной деятельности. Учебное пособие: Тамбов, 2002.- 29,3 п.л.

 


Информация о работе Игра. Её роль в культурно досуговой деятельности. Педагогическая классификация игр