Художественная культура эпохи возрождения в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Данный период хотя и не являлся продолжительным в мировой истории, но оставил яркий след в сознании людей, в их мышлении и понимании окружающего мира.
Цель реферата – знакомство с творчеством знаменитых личностей того времени, их произведения, идеология и религия. Это, несомненно, интересно, полезно и важно для саморазвития и самосовершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проторенессанс 4
Глава 2. Раннее Возрождение 7
Глава 3. Высокое Возрождение 20
Глава 4.Позднее Возрождение 25
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Логвинов реф ИСПР.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Данное направление  получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь  Италией, перетекает и в большинство  европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».

Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно  пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей  и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства.

Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто  Челлини»), исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Теоретические труды выражают собой идею, которая является фундаментом для творчества маньеристов — искусство возвышается над действительностью и на пьедестале стоит не реальность, а сугубо субъективные представления художника, симбиоз творческой фантазии.

Паоло Веронезе  (1528 — 19 апреля 1588) — один из виднейших живописцев венецианской школы, прозванный Веронезе по месту рождения, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле.

В своих юношеских  произведениях («Мадонна», остатках фресок из Casa Contarini, фресках виллы Соранцо и виллы Фанцоло) он проявил характерные особенности веронской школы с её нежным колоритом, но вместе с тем и выказал свободу создания художественных образов, которой он был обязан влиянию рафаэлевской школы. Благодаря быстро  распространившейся славе о его таланте он в возрасте 27-28 лет был призван в Венецию для украшения ризницы церкви Святого Себастиана и так хорошо исполнил возложенную на него задачу, что до 1570 года ему приходилось постоянно возвращаться к работам для этой церкви и существовавшего при ней монастыря, а по смерти своей удостоился чести быть погребенным в этом храме. Его работы в церкви Святого Себастиана отличаются легкостью рисунка и нежным, теплым колоритом, свойственным веронской школе: Коронование Пресвятой Девы, Эсфирь перед Артаксерксом (Ксеркс I), Коронование Эсфири и триумф Мардохея, Алтарный образ Богородицы, Фрески, изображающие житие и страдания Святого Себастиана, Христос у Симона Фарисея.

В своих изображениях евангельских сцен с участвующим  на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея; Христос у Симона; Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В этих произведениях оживает перед нашими глазами все великолепие пиров тогдашнего времени; мы видим ту жажду удовольствий и ту любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались старинные венецианцы.

Легкость отношения  к духовным сюжетам однажды навлекла на художника преследование инквизиции: он был обвинен в 1573 году её судом, но сумел оправдаться и был принужден только исправить и исключить некоторые фигуры в одной из своих картин. В числе религиозных его произведений, кроме вышеприведенных, заслуживают быть упомянутыми: Обручение св. Екатерины, Мучение св. Юстины, Святого Георгия, Снятие с креста, Отдохновение на пути в Египет.

Из картин его на светские сюжеты можно указать:Семейство Дария, Похищение Европы, Концерт, Юпитер, Марс и Венера.

Во всех этих произведениях  среднего периода деятельности Веронезе умелый и изящный рисунок соединяется с богатством замысла и с блеском и теплотой колорита. Как портретист (портреты Маркантонио Барбари, Даниеле Барбаро, воина, сенатора из фамилии Капелло, Джованни Барбариго) Паоло Веронезе близко подходит по манере к Тинторетто, но при всем том остается, как везде, оригинальным.

Также следует рассмотреть  его декоративные работы, из числа которых многие, к сожалению, до нас не дошли; работы эти отличаются, помимо их в высшей степени умелого приспособления к архитектурным целям, смелостью замысла, свободой исполнения, ласкающей глаз свежестью колорита; его стенная и плафонная живопись составляет сильную сторону его таланта. Особенно интересны в этом отношении, например, фрески в вилле Барбаро в Мазере, в вилле Тиене, в замке в Маньядоле и во Дворце дожей в Венеции. Часть исполненных им во Дворце дожей работ теперь находится в других местах; лучшие из них — в зале Большого совета: Возвращение дожа Андреа Контарини с морской победы над генуэзцами при Кьодже, Защита Скутари Антонием Лоредано, знаменитый плафон Апофеоз Венеции.

Веронезе в 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В непрестанной работе, окруженный всеобщим уважением и почетом, он умер 19 апреля 1588 г. После его смерти его сыновья Карлетто и Габриеле вместе с его братом Бенедетто образовали товарищество и выпускали из своей мастерской картины за подписью «наследников Павла» (Heredes Paoli); но, переняв его манеру, они не унаследовали его гения, и масса разбросанных по всему свету картин их работы, часто идущих под именем великого художника, весьма низки по качеству.

Из подражателей и  последователей Веронезе заслуживают  быть названными: Баттиста д’Анджело, Баттиста Дзелотти и Даоло Фаричати.

Якопо Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti) (29.9.1518, Венеция, - 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне,Микеланджело,     Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 года работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто уже в ранних работах ("Рождение Иоанна Крестителя", конец 1540-х годов, Эрмитаж, Петербург) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина "Чудо св. Марка" (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто вполне сложившимся мастером. В 50-60-х годах 16 века окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Тинторетто любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость ["Введение Марии во храм", около 1555 года, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-1564, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан]. Главная его работа - цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-1588), в которой Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение" и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений ("Бегство в Египет" и др.). Остро эмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто ("Битва при Заре", около 1585 года, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами "Тайная вечеря" в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-1594). Особняком в позднем творчестве Тинторетто стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дожей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Тинторетто писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.

Проникнутое бунтарским духом творчество Тинторетто ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 века и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Тинторетто немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.

Для второй половины XVI века характерным является и возникновение бесчисленных художественных академий. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением, и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью.

Италия XVI века насчитывает  огромное количество академий. Наиболее знаменитыми являются: витрувианская академия в Риме (основанная в 1542 году), академия рисунка во Флоренции (сформированная Вазари в 1560 году) и Болонская академия братьев Карраччи (1580 г.), которая дала жизнь новому этапу развитии европейского искусства.

В Италии второй половины XVI века маньеризм был распространен повсеместно, но далеко не везде занимал одинаковое место, находясь на лидирующем положении в художественной культуре.

 

Заключение

Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она  стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции – тенденции от культуры к цивилизации.

В Италии, где эта Культура возникла впервые, она продолжалась три столетия – с 14 века по 16 век. А в остальных европейских  странах и того меньше – 15-16 века. Что же касается других стран и континентов, то там наличие эпохи Возрождения представляется, по меньшей мере, проблематичным.

В социально-экономическом  и политическом отношениях, а также  хронологически, эпоха Возрождения  в целом остается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с этой точки зрения она во многом является переходной. Что касается культуры, то здесь Возрождение действительно составляет особую, переходную эпоху от Средневековья к Новому времени.

Само слово «ренессанс»  означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства Греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получил широкое хождение позднее, в начале 19 века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше.

Формирование культуры Возрождения являлось, прежде всего, ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.

 

Литература

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского возрождения. - М., 1976.

2. Виппер Б.Р. Борьба течений  в итальянском искусстве XVI века. М., 1956.

3. Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890—1907.

4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа. 1980.

5. Дмитриева Н. , краткая история искусств. - М.,«АСТ-Пресс, Галарт», 2008 .

6. Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.

7. Кармин А.С. , Новикова Е.С.  Культурология. - СПБ, Питер, 2005.

8. Курс лекций /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. Культурология. - М., 1997.

9. Попов А.В. Введение в культурологию. Учебное пособие. - М., 1996.

10. Силичев Д.А. Культурология Учебное пособие для ВУЗов. - М., 1998.


Информация о работе Художественная культура эпохи возрождения в Италии