Художественная культура эпохи возрождения в Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Данный период хотя и не являлся продолжительным в мировой истории, но оставил яркий след в сознании людей, в их мышлении и понимании окружающего мира.
Цель реферата – знакомство с творчеством знаменитых личностей того времени, их произведения, идеология и религия. Это, несомненно, интересно, полезно и важно для саморазвития и самосовершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проторенессанс 4
Глава 2. Раннее Возрождение 7
Глава 3. Высокое Возрождение 20
Глава 4.Позднее Возрождение 25
Заключение 31
Литература 32

Файлы: 1 файл

Логвинов реф ИСПР.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Калужский филиал

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Московский государственный технический университет  имени Н.Э. Баумана»

(КФ МГТУ им.Н.Э. Баумана)

 

 

 

Кафедра философии и  политологии

 

 

Реферат по культурологии  на тему:

«Художественная культура эпохи возрождения в  Италии»

 

 

 

Выполнил: Логвинов А.А.,

студент гр. ПТМ И. - 12

Проверил: Жукова Е.Н.,

к.ф.н., доцент

 

 

 

Калуга, 2012 г.

 

Содержание

 

Введение                    3

Глава 1. Проторенессанс                 4

Глава 2. Раннее Возрождение                7

Глава 3. Высокое Возрождение                 20

Глава 4.Позднее Возрождение              25

Заключение                 31

Литература                 32

 

 

Введение

Итальянский феномен  возникновения новой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальянского феодализма. Гористая местность Северной и Средней  Италии не позволяла создавать крупные  земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевской династии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена на отдельные города-государства.

Все это способствовало более раннему (в10-11 веках), чем в  других странах, и более быстрому росту городов, а вместе с ними – росту и усилению роли пополанов, то есть торгово-ремесленных слоев, которые в борьбе с феодалами уже в 13 веке к своему экономическому господству добавили и политическую власть во Флоренции, Болонье, Сиене и других городах.

Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали и многие другие события и явления. К их числу в первую очередь относятся Великие географические открытия – открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (15 век) и т.д. – после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами.

Данный период хотя и не являлся продолжительным в мировой истории, но оставил яркий след в сознании людей, в их мышлении и понимании окружающего мира. Художники, скульпторы, архитекторы заставили посмотреть вокруг их глазами, руша прежние представления о жизни и человеке. Они рассказали народу о своем представлении окружающего мира, при этом показав наиболее значимые для них ценности – это свобода и разум, умеренность и миролюбие, простота и здравый смысл, образованность и ясность мысли, терпимость и согласие.

Цель реферата – знакомство с творчеством знаменитых личностей того времени, их произведения,  идеология и религия. Это, несомненно, интересно, полезно и важно для саморазвития и самосовершенствования.

 

Глава 1 Проторенессанс

На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий  подъем. Вслед за возникновением поэзии "сладостного нового стиля" появляется колоссальная новая фигура - Данте. В изобразительном искусстве  безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера - Никколо и Джовани Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще органически связано  с общеевропейской средневековой  культурой, но одновременно в ней  появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.

Развитие проторенессансных  тенденций протекало неравномерно. Их расцвет приходится на конец XIII и  первые десятилетия XIV века. С середины столетия в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние  готики.

Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он получил распространение в Северной Италии и Тоскане - области средней Италии, расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV века, существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно отличается от французской. Она ограничивается применением декоративных элементов готического стиля: стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклей, роз. Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.) У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

Новые веяния проникают  и в живопись Италии. В течение некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса - Пьетро Каваллини (ок. 1250-ок. 1330) Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит  в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи "византийской" или "греческой" манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго  десятилетия XIV века художественная жизнь  в Риме замерла. Ведущая роль в  итальянской живописи перешла к  флорентийской школе. Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.

Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают  с именем Ченни ди Пеппо, прозванного  Чимабуэ (ок. 1240-ок. 1302) .

Но самым радикальным  реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) . В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись. Основной работой Джотто является роспись капеллы дель Арены в Падуе.

Трактуя евангельские эпизоды  как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.

Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был  единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

Еще одним важным центром  искусства Италии конца XIII века первой половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило  в одно время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура. Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой Папы.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и  декоративизма. В Сиене ценили французские  иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284-1297 годах Джованни Пизано.

Глава 2 Раннее Возрождение

Раннее Возрождение  окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало, что остается от Средневековья.

Родиной Раннего Возрождения  стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло (1386-1466).

Брунеллески внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали  целые столетия. Много он сделал для разработки законов перспективы.

Самой значительной работой  Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкцией собора Санта Мария дель Фьоре  во Флоренции. Перед ним стояла исключительно  сложная задача, поскольку требуемый купол должен был иметь огромные размеры – около 50 м в диаметре. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Благодаря найденному решению не только сам купол оказался удивительно легким и как бы парящим над городом, но и все здание собора приобрело стройность и величественность.

Творчество Брунеллески  примечательно тем, что он выходит  за рамки культовых сооружений и  создает великолепные постройки  светской архитектуры. Прекрасным образцом такой архитектуры является воспитательный дом-приют, построенный в форме буквы «П», с крытой галереей-лоджией.

Флорентийский скульптор  Донателло – один из наиболее ярких  творцов Раннего Возрождения. Он работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своем творчестве Донателло творчески использует античное наследие, опираясь на глубокое изучение натуры, смело обновлял средства художественной выразительности.

Он участвует в разработке теории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображение  обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник. Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности. Своим творчеством Донателло оказал большое влияние на последующее развитие европейской скульптуры.

Стремление Донателло к идеализации изображаемого человека ярко проявилось в статуе юного Давида. В этом произведении Давид предстает молодым, прекрасным юношей. Красоту его обнаженного тела подчеркивает изящно изогнутый торс. Молодое лицо выражает задумчивость и грусть. За этой статуей последовал целый ряд обнаженных фигур в скульптуре Ренессанса.

Огромная роль, которую  в архитектуре раннего Возрождения  сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо. Брунеллески и Донателло  переживали творческий расцвет, когда родился Мазаччо. По словам Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности». Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и все же успел сделать в живописи столько нового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401—1428), родился  в местечке Сан-Вальдарно близ Флоренции, куда он юношей уехал учиться живописи. Существовало предположение, что его  учителем был Мазолино де Паникале, с которым он затем сотрудничал, сейчас оно отвергнуто исследователями Мазаччо работал во Флоренции, Пизе и Риме.

Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица» (1427—1428), созданная для церкви Санта-Мария  Новелла во Флоренции Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, которая построена в форме ренессансной арочной ниши. На росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклоненные заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. Расположенное в нижней части фрески изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама, прародителя человечества, также словно выходит в пространство храм. Надпись над саркофагом содержит традиционное средневековое изречение «Я был таким когда-то, как вы, и вы будете такими, как я».

До 50-х гг. XX в. это произведение Мазаччо в глазах любителей искусства  и ученых отступало на второй план перед его знаменитым циклом росписей капеллы Бранкаччи. После того как в 1952 г фреска была перенесена на прежнее место в храме, промыта, отреставрирована, когда была обнаружена ее нижняя часть с саркофагом, «Троица» привлекла к себе пристальное внимание исследователей и любителей искусства. Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

В те же годы Мазаччо (в  содружестве с Мазолино) создал в  церкви Санта-Мария дель Кармине  росписи капеллы Бранкаччи, названные  так по имени богатого флорентийского заказчика.

Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение и психологическую глубину образов. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на под держание храма Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из нее статир. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Справа Петр вручает деньги сборщику. Таким образом, композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстает апостол. В новаторской по существу живописи Мазаччо этот прием — запоздалая дань средневековой традиции изобразительного рассказа, от него в то время уже отказались многие мастера и более столетия назад сам Джотто. Но это не нарушает впечатления смелой новизны, которой отличаются весь образный строй росписи, ее драматургия, жизненно убедительные, чуть грубоватые герои.

Информация о работе Художественная культура эпохи возрождения в Италии