Хореографическое искусство эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:45, доклад

Описание работы

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Нельзя не отметить, что музыка и танец на протяжении многих столетий активно взаимодействовали. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Файлы: 1 файл

Культура танца эпохи Возрождения.docx

— 24.34 Кб (Скачать файл)

                  Государственное учреждение образования

                         «Линовская детская школа искусств»

 

 

 

                   Самостоятельная работа по теме

     «Хореографическое  искусство эпохи Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнили ученики 6 класса хореографии :

                                                                 Редькович Анастасия

                                                                 Василюк Надежда

                                                                 Сиряченко Елизавета

                                                                 Кунда Владислав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            2013 г.

           

Культура танца  в эпоху Возрождения

 

Музыка и танец

 

Итак, музыкальная  культура занимала особое место в  искусстве и культуры Возрождения. Рассматривая музыку, невозможно не обратиться к различным ее сферам. Одной из таких сфер является танцевальное искусство.

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Нельзя не отметить, что музыка и танец на протяжении многих столетий активно взаимодействовали. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Еще со времен античности мы обнаруживаем своеобразный синтез музыки, поэзии, танца, они были для  греков не разными искусствами, а  одним, единым целым. Для обозначения  этого единого искусства употреблялось  слово «хорея», обозначавшее коллективный танец. В дальнейшем слово «хорея»  преобразуется в хореографию, которая  стала обозначать само искусство  танца или, еще точнее, искусство  сочинения танца.

В эпоху Средневековья  также обнаруживаются черты взаимосвязи  музыки и танца, которая охватывает более сложные приемы и формы, танцевальная музыка становится преимущественно  инструментальной. Вследствие чего дальнейшая связь музыкальной культуры и  танца становиться более сложной  и специфичной.

Огромное преобразование музыки и танца осуществилось  в эпоху Возрождения. Танец, танцевальная музыка – важнейшие пласты ренессансной культуры. Развитие музыкального искусства  в эпоху Ренессанса было тесно  связано с развитием танца, поскольку  почти все крупные композиторы  в своих сочинениях ориентировались на танец. Павана, гальярда, жига, куранта, вольта и другие виды народных плясок стали материалом для виртуозных композиций. Музыканты заимствуют из народных песен и танцев мелодии и ритмы для жанров инструментальной музыки, особенно ярко можно это увидеть в таком произведении музыкальной культуры как - сюита.

В танцевальной музыке находятся истоки многих крупных  инструментальных форм, на которых  основано все классическое искусство.

 

Богатство танцевальных образов, запечатленных в классической музыке, огромно. И это неудивительно… Композиторы неизменно воплощают в своих произведениях мимику, жест, пластику в движении танца или марша, обращаясь к танцевальной музыке при создании и инструментальных, и вокальных, в том числе — оперных сочинений.

Таким образом, следует  отметить немаловажную роль танца в  музыкальной культуре Западной Европы, начиная с эпохи Возрождения. Танцевальные ритмы привлекали крупных  композиторов, а музыка, основанная на таких ритмах в свою очередь влияла на практику и теорию танца. Музыка предписывала танцу следовать за ее открытиями, вбирать в себя что-то новое и взаимодействовать с другими видами искусства. Свидетельства такого сдвига, дают нам танцы эпохи Возрождения, как символ становления танцевального искусства на новый путь развития.

 

Хореография на подступах  к самоопределению

 

Среди других видов  искусства в эпоху Возрождения  начинает выделяться танцевальное искусство. Танец становиться особенно популярным и достигает в своем развитии небывалых успехов. Если в предыдущие эпохи танец был всего лишь частью культа или всеобщего развлечения, то в эпоху Возрождения у хореографического  искусства появляются новые функции, новое отношение к танцу. Греховность, недостойность этого занятия, характерная для эпохи Средневековья, в эпоху же Возрождения он превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков (наравне с такими как искусное владение шпагой, умение ездить на лошадях, приятно и вежливо говорить, изощренно ораторствовать). Танец вливается в общее течение преобразований: под воздействием музыки он превращается в профессиональное искусство.

Хореография вступает на путь к самоопределению: искусство  упорядочивается, устанавливает определенные правила и нормы, оттачивает приемы и структурные формы, происходит разделение видов танца: народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца.

Если народные танцы  сохраняют свой непринужденный, грубоватый характер, то стиль придворных танцев становится все более торжественным, размеренным,. Это обуславливалось несколькими факторами. Во-первых, пышный и тяжелый стиль одежды феодалов исключал энергичные, напряженные движения, резкие прыжки. Во-вторых, строгая регламентация

манер, правил поведения  и всего танцевального этикета  приводит к исключению из танца пантомимного и импровизационного элементов.

Происходит существенное изменение в технике танца. Кроме  этого, изменяется техника исполнения: На смену танцам с хороводной и  линейно-шеренговой композицией приходят парные (дуэтные) танцы, которые строятся на сложных движениях и фигурах, имеющих характер более или менее  откровенной любовной игры. Основой  хореографического рисунка становится быстрая смена эпизодов, различных  по характеру движений и по числу  участников.

Утверждая важность момента в истории танца, Курт Сакс особенно отмечает Северную Италию, в которой, прежде всего, возникло профессиональное обучение танцам. И, действительно, наиболее пышно танцевальное искусство расцветает в Италии. Балы во Флоренции XV-XVI веков - образец великолепия, красочности, изобретательности. Итальянские учителя  танцев приглашаются в различные  страны. «Раньше профессиональные танцовщики были бродячими мимами и презренными  жонглерами, - пишет Сакс, северо-итальянский учитель танцев занимал почетное положение. Он был спутником принцев, иногда – наперсником; на венецианских свадьбах, где существовал обычай представлять невесту в молчаливом танце, он мог выступать вместо отца. Учителя особенно были заинтересованы в создании школ для обучения танцам. И, вот уже в XV веке в Италии появились специальные школы, прочно утверждается профессия учителя танцев. Таким образом, вероятно, что в XVI веке Италия была королевой танца, так же как, видимо, это было и в XV веке.

Первым итальянским  теоретиком танцевального искусства  считают Доменико из Пьяченцы. Доменико да Пьяченца на рубеже XIV – XV века сочинил трактат «Об искусстве танца и пляски».

 Кроме этого  стоит отметить еще одного  теоретика и учителя танцев  – Гульельмо Эмбрео, который сочинил «Трактат об искусстве танца. Труд Гульельмо переоценить невозможно, он выразил гуманистическое мировоззрение Ренессанса, когда объявил танец «свободомыслящей наукой» столь же возвышенной и значительной, как и другие, и более тех обращенной к человеческой природе.

 Среди итальянских  трудов по хореографии XVI века  заслуживает внимания книга Фабрицио Карозо «Танцовщик», вышедшая в свет в 1581 году. Эта книга – своеобразное руководство, предназначенное для бального танца, однако можно сказать, что данные правила были использованы и в сценическом танце, хотя в них преобладали более представительные па.

Карозо, несомненно, положил начало развитию балета его технике и исполнению. Естественно, что первые балетные спектакли появились в Италии. Так, например, в 1489 году ломбардец Бергонцо ди Бота в честь бракосочетания герцога миланского Гальацо Висконти создал пышный театральный праздник, в котором танец чередовался с пением, музыкой и декламацией. Итальянская хореография оказала большое влияние на первые французские балеты. К концу XVI века появляются балетные постановки, имеющие законченный сюжет, который выявляется через танец, пение, стихотворный речитатив, сложное и пышное декоративное оформление. Опыт молодого итальянского балета, его педагогическая методика и труды по хореографии были восприняты многими европейскими странами. Таким образом, в эпоху Ренессанса можно уже говорит о зачатках балета.


Информация о работе Хореографическое искусство эпохи Возрождения