Ювелирное искусство эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить основы ювелирного искусства Эпохи Возрождения. Нарисовать эскиз ювелирного изделия в стиле эпохи Ренессанса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. История возникновения ювелирного искусства .....………………..3
1.1 Мода Ренессанса………………………………………………………3
1.2 Раннее Возрождение. Высокое возрождение……………………...4
Глава 2. Мастерство ювелиров Эпохи Возрождения………………………..8
2.1 Мастерство эпохи…………………………………………………….9
2.2 Ювелирные традиции эпохи Возрождения………………………..12
2.3 Практическая часть. Эскизы Ювелирных изделий……………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Использованная литература…………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Ювелирное искусство в эпоху Возрождения.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. История возникновения  ювелирного искусства .....………………..3

1.1 Мода Ренессанса………………………………………………………3

1.2 Раннее Возрождение.  Высокое возрождение……………………...4

Глава 2. Мастерство ювелиров Эпохи Возрождения………………………..8

2.1 Мастерство эпохи…………………………………………………….9

2.2 Ювелирные традиции  эпохи Возрождения………………………..12

2.3 Практическая часть.  Эскизы Ювелирных изделий……………….16

Заключение………………………………………………………………………18Использованная литература…………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» —  «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный»)- эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV- последняя четверть XVI века и в некоторых случаях- первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Эпоха Ренессанса вносит свои преобразования в ювелирное искусство. В это время благодаря масштабным географическим передвижениям, люди разных стран обмениваются ювелирными изделиями. В Европу начинают привозиться драгоценные  камни, а это свидетельствует  о начале нового этапа в ювелирном  деле.

Актуальностью данной курсовой работы является применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

Цель курсовой работы:  изучить основы ювелирного искусства Эпохи Возрождения. Нарисовать эскиз ювелирного изделия в стиле эпохи Ренессанса.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения ювелирного искусства Эпохи Возрождения.

2. Рассмотреть на примере  ювелирные изделия времен Ренессанса.

Курсовая работа состоит   глав:

Глава 1. История возникновения ювелирного искусства.

Глава 2. Мастерство ювелиров Эпохи Возрождения.

Глава 1. История  возникновения ювелирного искусства.

1.1 Мода Ренессанса.

Ренессанс - эпоха поиска и возрождения прекрасных античных традиций. Если в Средние века преобладал интерес к золоту, в период Возрождения главную роль заняли камни в оправе. Лейтмотивом всех ювелирных изделий Ренессанса становится античность: греческие и римские боги, мифические персонажи, исторические лица, философские темы.

Мастера- ювелиры эпохи Возрождения не только обладали чувством материала и формы, не только умели соединить богатую фантазию со сложнейшим исполнением, но и были настоящими ценителями прекрасного, не просто ремесленниками, но художниками, разносторонне одаренными людьми, которые видели в работе возможность воплотить чудеса природы, дойти в их создании до грани возможностей материала и самой красоты.

Изделия ювелиров этого времени - гимн природе и человеку как её величайшему творению; каждое из них - индивидуально и неповторимо. Знаменательна возросшая популярность тем животных, птиц, растений, использовавшихся преимущественно в декоре кулонов, медальонов и брошей.

 С началом периода  великих географических открытий  стала популярна морская тематика, особенно в Северной Европе: дельфины, русалки и прочие морские существа, подвески-корабли. В то время  носили разнообразные массивные  цепи и изящные цепочки, подвески, медальоны, много колец и перстней. Со второй половины ХVI века  мужчины и женщины носили на  шляпах броши и пряжки, изображения  святых и вензели, сплетённые  из букв имени. Дамы носили  серьги в виде цветов и из  жемчуга, мужчины могли носить  одну серьгу. Подвески обычно  носились на цепочках, которые  сами по себе были произведением  ювелирного искусства: каждое  звено представляло собой маленькую композицию из растительных мотивов или фигурок, богато украшенную эмалью и орнаментом.

 В XVI веке в подвесках  всё больше главенствуют алмазы. При сочетании алмазов с цветными  камнями, под них часто подкладывали  цветную фольгу. Показное демонстрирование  украшений также диктуется модой;  в эпоху Ренессанса не только  женщины, но и мужчины соперничали  в этом друг перед другом. Средневековые  монархи и правители подхватывают  традицию использовать перстни  в качестве печатей. Мужчины  носят медальоны и кулоны, брошки  и кольца, которые говорят об  их могуществе и власти.

 Эпоха Ренессанса вносит  свои преобразования в ювелирное  искусство. В это время благодаря  масштабным географическим передвижениям,  люди разных стран обмениваются  ювелирными изделиями. В Европу  начинают привозиться драгоценные  камни, а это свидетельствует  о начале нового этапа в  ювелирном деле. В это время  особую популярность приобретают  камни и умение работать с  ними. Самые разнообразные камни  используются во всех ювелирных  украшениях.

 В эпоху Ренессанса  начинает зарождаться и так  называемая бижутерия. Мода Ренессанса  отдавала предпочтения цветным  благородным камням: рубинам, сапфирам, топазам. В эпоху Ренессанса  новобрачные обменивались кольцами  с изумрудами, т.к эти камни  должны были обеспечить постоянное  чувство, а также они благоприятствовали  беременным женщинам.

1.2 Раннее Возрождение. Высокое возрождение.

Раннее возрождение.

 Период так называемого  «Раннего Возрождения» охватывает  собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти  лет искусство ещё не вполне  отрешается от преданий недавнего  прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

 Тогда как искусство  в Италии уже решительно шло  по пути подражания классической  древности, в других странах  оно долго держалось традиций  готического стиля. К северу  от Альп, а также в Испании,  Возрождение наступает только  в конце XV столетия, и его ранний  период длится, приблизительно, до  середины следующего столетия, не  производя, впрочем, ничего особенно  замечательного.

Высокое Возрождение

 Второй период Возрождения  — время самого пышного развития  его стиля — принято называть  «Высоким Возрождением», оно простирается  в Италии приблизительно с  1500 по 1580 год. В это время центр  тяжести итальянского искусства  из Флоренции перемещается в  Рим, благодаря вступлению на  папский престол Юлия II, человека  честолюбивого, смелого и предприимчивого,  привлёкшего к своему двору  лучших артистов Италии, занимавшего  их многочисленными и важными  работами и дававшего собой  другим пример любви к художествам.  При этом папе и его ближайших  преемниках, Рим становится как  бы новыми Афинами времён Перикла:  в нём создаётся множество  монументальных зданий, исполняются  великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до  сих пор считающиеся жемчужинами  живописи; при этом все три  отрасли искусства стройно идут  рука об руку, помогая одно  другому и взаимно действуя  друг на друга. Античное изучается  теперь более основательно, воспроизводится  с большей строгостью и последовательностью;  спокойствие и достоинство водворяются  вместо игривой красоты, которая  составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Рис1. Солонка "Нептун и Церера" Челлини, Бенвенуто 1543г. Золото, эмаль Имперская сокровищница. Вена, Италия. Выполнена по заказу французского короля Франциска I. Впоследствии была преподнесена архиепископу Фердинанду Тирольскому.

.

 

 

 

Рис 2. Застежка "Лев и грифон" 16 век. Золото, драгоценные камни; литье, эмаль. Высота 3,5 см; длина 9 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва Россия. Изготовлено в Западной Европе

Рис 3. Ганс Гольбейн. Джейн Сеймур, жена Генриха VIII. 1536-1537гг.

 

 

Глава 2. Мастерство ювелиров Эпохи Возрождения.

2.1 Мастерство эпохи.

Для работ ювелиров XIV в. характерны иные признаки. Геометрическая четкость конструкций, богатство растительных узоров, многоцветие прозрачных эмалей отражают особенности так называемой пламенеющей готики- этого крайнего выражения тенденции к устремленности вверх, к дематериализации и растворению конструкции в кружеве шпилей, в маленьких стреловидных выступах. Как видно из вышеизложенного, одинаково сильно выражено общее для всего средневекового искусства стремление к декоративному богатству цвета и фактуры, достигаемому за счет сочетания различных материалов и искусственно создаваемой несогласованности чистых и ясных красок между собой. В начале XV в. в значительном количестве ювелирных изделий чувствуется стремление мастера ослабить влияние избыточной декоративной орнаментики, более рационально использовать пространство, ввести светские сюжеты. Появляются изделия светского назначения. Судя по документам, наряд знатной дамы в Германии или Нидерландах XV в. состоял из платья с узкими рукавами, высоко подпоясанного, а поверх платья набрасывался плащ. Застежки, край корсажа или плаща, широкий пояс декорировались жемчугом или небольшими эмалированными бляшками, а то и драгоценными камнями. На пояс подвешивались ножики, четки, кошельки, ключи. Несколько перстней украшали пальцы обеих рук. И мужчины, и женщины носили золотистые цепи. Мужские плащи, шляпы, обувь, особенно пояса, украшали так же богато. В конце XV в. расцветает новая техника эмалирования: ювелиры открыли, что эмаль можно накладывать послойно на уже эмалированную и обожженную поверхность. При всей сложности технологии росписи эмаль, или финифть, получила широкое распространение, почти вытеснив другие способы и сблизив эмалирование с живописью. В XVI в. расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. В лучших работах, выполненных в технике расписной эмали, поражает тонкое композиционное чувство мастера: живописный оригинал использован в органической связи с формой предмета и его назначением. Основная масса предметов, созданных в технике расписной эмали, по своему стилю относится уже к эпохе Возрождения. Внешним проявлением стиля ювелирного искусства этого времени оказался культ античности. Используя подлинные вещи, найденные при раскопках, ювелиры, возрождая изделия, не оставляют их неизменными: применяя в качестве нового декора оправы из золота, самоцветы и эмали, придают возрожденным изделиям несвойственную античности яркость, что создает ощущение богатства материалов, декорирующих элементов. В Эрмитаже хранится подвеска в форме кораблика, корпус которого состоит из крупной жемчужины неправильной формы. По краям жемчужина усеяна крошечными красными и синими кабошонами в ажурной золотой оправе. Из золота с белой опалесцирующей эмалью сделан парус и мачта. Нарядный фонарь на носу и завиток бушприта оплетает тонкая паутина филигранных вантов и лесенок. Подобные подвески на длинных цепочках становятся самым модным украшением и женщин и мужчин. Амуры и ангелочки, женские фигуры, кентавры и драконы, корабли и фантастические звери на подвесках не выглядят просто миниатюрными скульптурами. Мастера виртуозно объединяют жемчуг, золото, эмали, обогащая каждый из этих материалов. Например, на шейке и крыльях лебедя одной из подвесок XVI в. белая эмаль наложена так, что просвечивает золотая основа и создается впечатление чешуйчатой поверхности. Ожерелья и цепи для подвесок редко состояли из округлых одинаковых звеньев. Каждая из них маленькая законченная композиция симметричных очертаний в виде цветов, плодов, листьев, маленьких фигурок или завитков пластического орнамента вокруг яркого камня. Многочисленные перстни также украшались пластическими деталями. В центре помещали крупные единичные камни- таблицы, оправленные в глубокие прямоугольные ячейки. В XVI в. впервые важным акцентом декора в подвесках становятся алмазы. Ограненные в виде пирамиды, они вставляются в глубокие закрытые оправы, а с конца XVI в. и в более плоские. Снизу оправы почти всегда имеют вид коробочки. В многоцветных сочетаниях с рубинами и изумрудами под алмазы часто подкладывают цветную или серебряную фольгу. Цветной фон используют и для усиления интенсивности цвета других камней. Со второй половины XVI в. мужчины и женщины Европы (особенно в Испании) носили на шляпах броши и пряжки, знаки святых либо инициалы. Наряду с большими цепочками в моде были и тонкие цепочки с медальонами. Серьги в виде подвесок из жемчужин или в виде цветов были обычными украшениями дам, хотя мужчины зачастую украшали себя колечком в одном ухе. Перстни же носили на всех пальцах обеих рук, и каждый перстень мог иметь какое-либо смысловое значение. Работы ювелиров XVI в. определили дальнейший путь развития европейского ювелирного дела. Мастеров этой эпохи отличали великолепно развитое чувство формы, умение использовать возможности каждого материала, фантазия в выборе сюжетов, которые они сумели соединить со свободой исполнения труднейших технологических операций. Лучшие черты искусства ювелиров Возрождения — индивидуальность каждого изделия, его художественная значительность и неповторимость.

Рис 4. Подвеска 'Каравелла' ,Золото, рубины, изумруды, жемчуг; чеканка, гравировка, эмаль. 4х3.8 см . Италия (?). Конец 16 в.

2.2 Ювелирные традиции эпохи Возрождения.

Зарождение ювелирного искусства  произошло, пожалуй, с появлением первого человека. Каждая историческая эпоха внесла в ювелирное искусство свой вклад, развивая и привнося что-то свое, новое характерное именно этой эпохе.

Пожалуй наибольшего развития ювелирное искусство достигло в  эпоху Возрождения. Драгоценное  обрамление присутствовало во всем наряде знатной дамы, начиная от отделки корсетов, заканчивая кольцами и колье.

Чтобы подчеркнуть красоту, богатство и статус знатные дамы заказывали у швей декорировать свою одежду эмалированными блестящими элементами или жемчугом. Иногда фантазия богатых дамочек требовала роскоши, и тогда в ход шли драгоценные камни, которыми украшались широкие пояса, края платья, корсажа  или плаща, и даже обувь. Руки модниц эпохи Ренессанса были обильно украшены кольцами и браслетами.

Ювелирный стиль Возрождение  коснулся и мужского костюма. Мужчины  носили не менее вычурные одежды и  обувь, чем женщины. 

В мужском гардеробе , судя по картинам эпохи Возрождения и находкам археологов, можно отметить, что украшались и шляпы, и плащи, и обувь, но особое внимание уделялось поясам. Вообще пояс в эпоху Возрождения играл в костюме одну из ведущих ролей. В то время было принято носить на поясе не только часы, но, порой на некоторых картинах можно видеть, что к поясу подвешены нож, кошелек, четки и ключи.

         

Рис 6. Пьетро делла Франческо, «Мадонна с младенцем и святыми», 1472г.

Рис.7. Аллессандро Аралди «Портрет Барбары Паллавичино», 1510 г.

Особой популярностью  в это время пользовались, незаслуженно забытые позже и вновь набирающие популярность в наши дни- камеи. Видеть камеи можно практически на каждой женщине, а порой и мужчине. Это удивительное украшение получило наибольшую популярность в эпоху Возрождения, став своеобразным символом этого времени. Популярность камей продолжалась не одно десятилетие.

Не утратили своей популярности в эпоху Возрождения перстни. Крупные, массивные они изготавливались из драгоценных металлов и камней. Наиболее распространенными камнями для перстней и других ювелирных украшений в эти годы были рубин, сапфир, топаз, жемчуг. При этом следует заметить, что чаще всего форма камней была округлой, не граненный, напоминающей кабошон.

Особой любовью в это  время пользовались подвески, которые, чаще всего, носились на цепях. Так же подвески могли прикалываться непосредственно к платью, а порой и к шляпам или беретам.

Информация о работе Ювелирное искусство эпохи Возрождения