Гуманизм эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Содержание работы

Введение 3
1. Формирование гуманизма 7
2. Теоретический аспект гуманизма 12
3. Практический аспект гуманизма 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 73.50 Кб (Скачать файл)

свою точку зрения, он опирался на теорию “двойной истины”, в которой

различались истина, доступная  разуму, и истина, доступная лишь для веры.

Однако, вопреки этому  сокрушительному разрушению метафизического  образа

человека, Помпонацци вновь обращается к идее человека как “микрокосма” и к

некоторым идеям “манифеста”  Пико. Душа оказывается на первом месте  в иерархии

материальных существ, и  поэтому граничит с нематериальными  сущностями,

объединяя те и другие. Она  материальна в сравнении с  нематериальными

существами и нематериальна в сравнении с материальными существами. Она

причастна как к разумному, так и к материальному. Когда  она действует в

согласии с духовными сущностями, она божественна; когда же действует как

животное, то в него и обращается.

Итак, мы снова видим, что  человек предстает как единение материального и

нематериального, он их объединяет в себе. Отметим также другие, не столь

крупные, но все же важные для составления общей картины  гуманизма, течения и

теории.

В эпоху гуманизма возвращаются к жизни греческие и восточные  учения,

обращаются к магии  и теургии, распространившимся в некоторых письменных

источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Они имели

последствия значимости и  отразились на взглядах философов-неоплатоников.

В XVI веке начинают вновь завоевывать  позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Итак, прежде чем дать окончательное  определение человека с точки  зрения

гуманистов эпохи Ренессанса, я хочу отметить проблематику мифа о гуманизма.

Рассмотрев в общих  чертах направление теории гуманистов становится очевидным,

что эти ученые не внесли в него много оригинальных  элементов. В этом я и

вижу проблему мифа о гуманизме  – несмотря на то, что гуманизм, если брать его

теоретический аспект, в принципе представлял собой лишь переработку  идей

предшествующих эпох, он был  заявлен как принципиально новое  философское

направление. Именно в эпоху  Возрождения, как мы помним из первой главы,

зародился гуманизм, хотя  он представлял собой сбор более-менее  увязываемых

между собой идей из предыдущих направлений. Однако, этот факт нисколько  не

уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все  потому, что кроме

теоретического аспекта  существует еще и практический, благодаря которому

гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов  прошлых эпох,

а идеологией, воплощением  синтеза этих  идей в таких  сферах жизни как

политика, образование, искусство. Об этом речь пойдет в следующей  главе моей

курсовой, сейчас  же следует подвести итоги и дать, наконец, определение

понятию человека в философии  Ренессанса.

Итак, все вышеперечисленные  традиции увязывались в одно явление, определение

которому было – философия Гуманизма. Все они стремились найти сущность

человека. Но видно, что о  какой-либо стройной философской системе  речь здесь

не идет, философия Гуманизма  – не цельное явление,  а сбор разнородных

фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект

Гуманизма.

В итоге, для философов  гуманизма человек стал неким  сплетением телесного и

божественного начал. Качества бога теперь принадлежали жалкому смертному,

который в средние века был лишь подобием своего создателя. Теперь же человек

стал венцом природы, все  внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе

греческих идеалов в сочетании  с божественной душой – вот  цель, которую

стремились достичь гуманисты. Своими действиями гуманисты пытались внедрить

идеал человека. Поэтому одной  лишь теории для обозначения гуманизма

недостаточно. Необходимо пояснить практическую сторону проблемы.

    

3. Практический аспект  гуманизма

 Итак, теперь я бы  хотел

рассмотреть как умозрения гуманистов эпохи Возрождения претворялись ими в

жизнь. Это поможет составить  более-менее полную картину о  смысловой сущности

гуманизма и ответить на вопрос, что же он из себя представляет –  разрозненные

переработанные теории, скрепленные  лишь рамками эпохи, или нечто  большее?

К середине XV в. гуманизм вырастает  в мощное культурное движение во

Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Мантуе, Ферраре и ряде

других городов. Гуманисты  выступают в роли политических деятелей, секретарей

на службе у республик  или при дворах правителей, преподавателей

университетов. Складывается новая социальная прослойка —  гуманистическая

интеллигенция. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая

представителей различных  социальных кругов и профессий. Гуманистические

кружки (нередко по античной традиции их называли академиями), где  в атмосфере

свободной дискуссии читали древних авторов и собственные  сочинения, стали

важной формой интеллектуального  общения. В оживленной полемике гуманистов

разных направлений кристаллизовались  идейные принципы движения.

Этап раннего гуманизма  завершился к началу XV в. Его главным  итогом было

зарождение ренессансной литературы и переориентация знания и образования на

проблемы земного бытия  человека, реабилитация античного наследия, особенно

поэзии и философской  мысли. Следующий этап в истории  итальянского гуманизма

охватывает первые четыре десятилетия XV в. Новое поколение  гуманистов активно

воплощало в жизнь программу  предшественников. Розыски и изучение античных

рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии,

совершенному овладению  языком классической латыни, освоению греческого языка

с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и  других центрах

Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика,

появились трактаты о новых  принципах образования и воспитания, возникали

частные гуманистические  школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный

подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические

идеи. Разработка этических  проблем оказывала энергичное воздействие  на

формирование гуманистической  идеологии в целом, а также  на изобразительное

искусство Возрождения.

Итак, можно выделить несколько  направлений практической деятельности гуманистов:

1.     Воспитание  и образование

2.     Государственная  деятельность

3.     Искусство,  творческая деятельность

Рассмотрим теперь каждое по порядку.

1. Как мы видим, немало  сил, творческой энергии гуманисты  потратили на

воспитание, образование  общества. Организовывая научные  кружки, академии,

устраивая диспуты, читая  лекции, выступая с докладами, гуманисты  стремились

приобщить к духовному  богатству, создававшемуся поколениями  многих ученых,

поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали

надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей.

Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда  познания,

любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали в

университетах Италии, становились воспитателями, наставниками детей

правителей городов, создавали  школы (в том числе и бесплатные для бедных).

Важно, что в этих и подобных им школах внимание уделялось не только процессу

обучения, передачи знаний, умений, но и процессу воспитания, понимаемого  как

целенаправленное воздействие  на духовное и физическое развитие человека.

Целью педагогической деятельности преподавателей было воспитание человека,

который воплощал бы в себе гуманистические идеалы.

Гуманитарные дисциплины - studia humanitatis - призваны были, по мнению

гуманистов, формировать  нового человека, ибо “свободные науки” обладают

большой воспитывающей силой, совершенствуют и украшают человека; studia

humanitatis пробуждают возможности, заложенные природой в индивиде.

Провозглашенное первыми  гуманистами духовное раскрепощение  личности тесно

увязывалось ими с задачей  построения новой культуры, освоения античного

наследия, разработкой комплекса  гуманитарных знаний, ориентированных  на

воспитание и образование  человека, свободного от узкодогматического

мировидения. Теоретическому обоснованию этих задач посвятил свою научную

деятельность гуманист и  политический деятель Флоренции  Колюччо Салютати

(1375—1406). Он исходил из  убеждения, что путь к истинному  знанию открывает

не схоластическая философия, а античная мудрость, заключенная  в поэзии,

мифологии, философии, но также  и в раннехристианском учении. Поэзия и

теология равноправны  в познании основ мироздания и  смысла человеческого

бытия, полагал он, а греческие  мифы вполне сопоставимы с Библией. Тем самым в

культурно-исторический опыт человечества включалась и античная духовная

традиция, идея исключительности христианской религии ставилась  под сомнение.

Салютати выдвинул новое, гуманистическое понимание humanitas (человечности),

дал развернутое толкование этого цицероновского термина, символизирующего

целую культурную программу, призванную возвеличить человека. Тем  самым была

отвергнута традиционная сакральная ограниченность схоластического  знания и

широко раздвигались рамки  самой культуры. Отрицая ведущую  роль диалектики как

метода познания, гуманист подчеркивал практическое значение наполненных новым

содержанием гуманитарных знаний: грамматики, которая должна стать  наукой о

способе выражения мысли, риторики, как проводника мудрости, почерпнутой из

философии, истории — хранительницы  социального опыта человечества — и этики,

являющейся главным орудием  совершенствования личности и общества. Салютати

внес заметный вклад в  разработку гуманистической этики, проблемам морали

посвящены его сочинения  “О роке, судьбе и случайности”, “О жизни в миру и

монашестве”, “О подвигах Геракла” и множество писем. Считая в согласии с

христианской традицией  земную юдоль царством дьявола, он в  то же время звал к

активной борьбе со злом, видел главное предназначение человека в том, чтобы

собственными усилиями возвести на земле царство добра и справедливости. Этика

Салютати была далека от аскетической морали, от монашеского идеала

отшельничества и бегства  от мира. Главную ценность здесь  представляла

светская, гражданская жизнь. Поэтому Салютати подчеркивал значение истории,

раскрывающей все богатство прошлого опыта человечества.

2.  Рассмотрим теперь  политическую направленность гуманистов. Возьмем, к

примеру, представителей так  называемого гражданского гуманизма -  Леонардо

Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавший идеал активной гражданской жизни и

принципы республиканизма. В “Восхвалении города Флоренции”, “Истории

флорентийскою народа”, других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74—1444)

представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и

отмечает аристократические  тенденции в ее развитии

1. Он убежден, что лишь  в условиях свободы, равенства  и справедливости

возможно осуществление  идеала гуманистической этики— формирование совершенного

гражданина, который служит родной коммуне, гордится ею и обретает счастье в

хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода,

равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании, равенство всех

граждан перед законом  и соблюдение законности во всех сферах общественной

жизни. Бруни придавал особое значение нравственному воспитанию и образованию,

видел в моральной философии  и педагогике практическую “науку жизни”,

необходимую каждому для достижения земного счастья. Леонардо Бруни — гуманист и

политический деятель, многие годы бывший канцлером Флорентийской  республики,

прекрасный знаток латинского и греческого языков, сделавший новый  перевод

“Никомаховой этики” и “Политики” Аристотеля, блестящий историк, впервые

обратившийся к серьезному изучению документов о средневековом прошлом

Флоренции,— Бруни, высоко чтимый согражданами, сделал чрезвычайно много для

развития ренессансной культуры в первые десятилетия XV в. Под влиянием его идей

сформировался гражданский  гуманизм, главным центром которого на протяжении

всего XV в. оставалась Флоренция.

В трудах младшего современника Бруни — Маттео Пальмиери (1400— 1475), особенно в

диалоге “Гражданская жизнь”, идейные принципы этого направления нашли

развернутое изложение и  дальнейшую разработку. Моральная философия  Пальмиери

строится на понятии “естественной социальности” человека, отсюда и этическая

максима подчинения личных интересов  коллективным, “служения общему благу”

1. Гуманистическая этика  Пальмиери тесно сопрягалась с его

социально-политическими  идеями.

3.Рассмотрим теперь искусство.

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным

стержнем. Гуманистический  идеал гармоничного, наделенного  талантом созидания,

героизированного человека с особой полнотой отразился в  ренессансном

искусстве XV в., в свою очередь  обогатившем этот идеал художественными

средствами. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия

XV в. на путь радикального  преобразования, новаторства, творческих  открытий,

Информация о работе Гуманизм эпохи возрождения