Гуманизм эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Содержание работы

Введение 3
1. Формирование гуманизма 7
2. Теоретический аспект гуманизма 12
3. Практический аспект гуманизма 18
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 Живопись итальянского  Возрождения складывалась прежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо1. В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы).

 В искусстве и жизни  проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

 Таким образом, мы  видим, что гуманисты жаждали,  стремились быть услышанными,  излагая свое мнение, «проясняя»  ситуацию, ибо человек XV века заблудился  в самом себе, выпал из одной  системы верований и пока не  утвердился в другой.

 Каждый деятель Гуманизма  воплощал или пытался воплотить  свои теории в жизнь. Гуманисты  не просто верили в обновленное  счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это  общество своими силами, организуя  школы и читая лекции, объясняя  свои теории простым людям.  Гуманизм охватывал практически  все сферы жизни человека.

 

 Заключение

 Итак, мы рассмотрели  теоретический и практический  аспекты гуманизма, предварительно  обосновав невозможность определения  этого феномена, руководствуясь  лишь одним аспектом.

 Мы увидели, что провозглашенное  первыми гуманистами духовное  раскрепощение личности было  неразрывно связано с задачей  построения новой культуры, переработки  и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную  и образовательную деятельность.

 Поэтому определить  гуманизм только как философскую  систему воззрений невозможно. Теоретический  и практический аспекты связаны  между собой. 

 Рассмотрев платонизм,  аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма — не цельное явление, а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.

 В итоге, для философов  гуманизма человек стал неким  сплетением телесного и божественного  начал. 

 При всем при этом, теория гуманизма не представляла  собой нечто радикально новое.  Однако, несмотря на то, что теоретический  аспект гуманизма, в принципе, являлся лишь переработкой идей  предшествующих эпох, гуманизм был  заявлен как принципиально новое  философское направление. Но этот  факт нисколько не уменьшает  значимости такого явления как  гуманизм. И все потому, что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих идей в таких сферах жизни как политика, образование, искусство.

 Как мы проследили  в третьей главе, практически  каждый деятель Гуманизма воплощал  или пытался воплотить свои  теории в жизнь. Гуманисты не  просто верили в обновленное  счастливое интеллектуальное общество  — они хотели и пытались  построить это общество своими  руками, используя такие сферы  как искусство, воспитание и  политика.

 На основании всего  выше сказанного мы можем сделать  вывод, что гуманизм не является  исключительно системой философских  знаний, он намного сложнее. Гуманизм  вбирает в себя идеи многих  философских традиций, но сам  не является только философией. Он направлен на развитие общественных  отношений на основании философских  понятий, поэтому определить Гуманизм как только философию или только мировоззрение нельзя. Это совокупность этих форм мысли. Попытка построить на основе ответа на вопрос о сущности человека идеальное общество — вот как можно охарактеризовать возрожденческий гуманизм. К сожалению, как и прочие идеологии гуманизм, далеко несовершенен. Выявить и обосновать эти изъяны — вот одна из возможных перспектив моего исследования.

 

 Список использованной  литературы

1. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 221.

2. Петрарка Ф. Автобиография.  Исповедь. Сонеты. Пер. М. Гершензона  и Вяч. Иванова — М:1915 — С.40-168

3. рагина Л. М. «Становление реннессансной культуры в Италии и ее общеевропейское значение» // История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. Москва «Наука» 1993. С. 455-467.

4. Брагина Л. М. Этические  взгляды Пико делла Мирандола. — «Средние века», вып. 28. — М: 1965 — С. 16-40

5. Лосев А. Ф. «Эстетика  возрождения». — М, 1997 — С. 47-447

6. Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды/Девятайкина Н. И. —Саратов: Сарат. ун-т, 1988. —49-90с.

7. Бибихин В. В. Новый ренессанс /Бибихин В. В. —М.: Наука, 1998. —496с

8. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма/Хлодовский Р. И. ; Ред. А. Д. Михайлов; АН СССР. —М.: Наука, 1974. —С.146

9. Баткин Л. М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л. М. ; Ред. С. С. Аверинцев-М.: Наука, 1989. —272с

10. Горфункель А. Х. Гуманизм  и натурфилософия итальянского  Возрождения — М: 1977. — С.59

11. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления — М:1976. — С.78-102

12. Брагина Л. М. Итальянский  гуманизм — М: 1977. — С.95

13. Нанси Ж. —Л. Сегодня  // Ад Маргинэм 93 — М: Маргинэм, 1994 — С.149-169

14. Гуревич П. С. Философия  человека Ч.1— М: РАН, 2000 — С.253

15. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние (http://elenakosilova.narod.ru/studia/bruening.htm), 03.05.04г.

 

Курсовая: Гуманизм эпохи  Возрождения 

                                СОДЕРЖАНИЕ                               

     Введение 3

1. Формирование гуманизма 7

2. Теоретический аспект  гуманизма 12

3. Практический аспект  гуманизма 18

Заключение 26

Список использованной литературы 28

 

 

                                                                             

    

                                 Введение                                

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его

определяющей роли в мировоззренческом  сознании европейского человечества (по

крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что  ни одно

философское, политическое, художественное направление или  учение,

претендующее на роль духовного и практического лидера европейской

цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.

Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся  в

духовной культуре в форме  традиции, выдержали испытание временем, доказав

свою значимость, непреходящую ценность.

Однако широкая практика использования идеи гуманизма иногда приводит к

досадным результатам. Происходит девальвация, искажение в общественном

сознании гуманистической идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть

необходимость выявить содержание гуманизма.

В 1990 году Жан-Люк Нанси  в своей лекции “Сегодня” показал  кризис таких простых

и общеупотребимых понятий  как существование, свобода, смысл, сама философия.

Эти слова просты, но вместе с тем они являются вместилищем  ключевых понятий для

человека в качестве наследия всей нашей традиции. А это наследие мы получаем от

гуманизма, который наделил  когда-то своими идеалами весь мир, идеалами, которые

действуют до сих пор. Но Нанси  говорит, что в данное время мы переживаем кризис

этих понятий, потому что  уже не очевидно, что мы живем  этими значениями и

смыслами. Соответственно, мы переживаем кризис гуманизма, потому что  уже не

очевидно, что такое быть человеком. Мы уже не можем определить человека через

какую-то сущность, ему принадлежащую, потому что она “исчезла”. То есть, такой

ответ, как “человек –  то-то и то-то и должен быть таким-то и таким-то”,  ответ,

претендующий быть неким гуманизмом, устарел. “Нет больше точного и

беспрекословного определения  гуманизма, чтобы ответить на вопрос о гуманизме,

ведь задавая вопрос о  человеке, мы будем разыскивать гуманизм”

1. То есть гуманизм представляет  собой поиск человеческой сущности.

Следовательно, он заранее  считает, что у человека есть сущность, что она может

быть найдена и помыслена. Сущность человека гуманизм превращает в идеал, единый

для всех. И наконец, сущность провозглашается гуманистами ценностью. Нанси и

современная философия считали, что сущности у человека нет –  в этом и состоит

кризис гуманизма.

На основании вышесказанного я считаю, что моя попытка определить такое

явление, как гуманизм, является актуальной для данного времени. Чтобы понять

в чем кризис гуманизма  нужно понять что есть гуманизм, а следовательно –

условия его зарождения.

Ренессанс как эпоха предельно  разнообразен и богат. Это также  смещает

хронологические рамки и  создает трудности при обозначении  собственно

антропологической темы данного  ареала культуры.

С течением времени понятие  “гуманизм” приобретает новые характеристики,

однако стержень этого  понятия остается неизменным. Идейный  стержень

гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции,

которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей духовной

культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого  начала,

противостоящего групповому, классовому, национальному, гуманизм доказывает

свою жизненную стойкость.

В данной работе я попытаюсь  дать определение гуманизму как  явлению,

обращаясь к конкретному  культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе

Возрождения.

Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф

или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь  на

основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины

XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе

критической литературы по данному  вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов

используются различные  подходы к решению тех или  иных вопросов, способы

аргументации, прослеживается приверженность разным философским  традициям

античности и раннего  средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к

теме человека.

Итак, эпоху Гуманизма  отличает направленность на человека, формирование его

моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов  той

эпохи, способствует обращение  к прошлому – классической философии  Древней

Греции.

В этом я и вижу проблему гуманизма как мифа – заявленный, как принципиально

новое философское направление,  он представлял собой сбор более-менее

увязываемых между собой  идей из предыдущих направлений. Более  подробно

проанализировать и понять, действительно ли  данный тезис  является истинным,

– вот еще одна из задач  моей работы.

Пытаясь ответить на поставленные вопросы, я рассмотрел в первой главе  своей

курсовой, которая называется “Возникновение  гуманизма”,  те условия, которые

сопровождали такое явление  как гуманизм. Здесь я обосновывал  невозможность

определения гуманизма только лишь через философию. Затем я  рассматривал,

теоретическую или философскую  сторону гуманизма: затрагивались  такие явления

как платонизм, неоплатонизм, аристотелизм, эпикуреизм и так далее. В третьей

части своей курсовой я  показал: как теории и взгляды  гуманистов воплощались

ими в жизнь.  В результате проделанной работы я надеюсь  ответить на вопрос о

смысловой сущности такого непростого явления как гуманизм.

                        1. Формирование гуманизма                       

Итак, сначала я хотел  бы показать в общих чертах какие условия сопровождали

появление такого непростого феномена как гуманизм. Возможно это поможет

доказать несостоятельность  однобокого взгляда на данное явление  лишь как на

теоретическую систему умозрений.

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается

предположение, что одна из причин трансформации средневековых  представлений о

человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы

поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается

общая духовная атмосфера, в  которой высоко ценились индивидуальность и

незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный,

энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности

предков, сколько собственным  усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Человек начинает по-иному  видеть себя и мир природы, изменяются его

эстетические вкусы, отношение  к окружающей действительности и  к прошлому. Он

стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие  его

инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир.

Город становится той средой, где формируется особый социокультурный  тип людей

- горожан, отличающихся  своим образом жизни, самосознанием  от обитателей

сельской округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость,

развивается относительная  доступность общения в контексте  живой динамичной

среды. Приходит понимание  того, что людей нужно ценить не за их богатства,

происхождение, титулы, а  за благородство души, образованность, личные

Информация о работе Гуманизм эпохи возрождения