Граффити – искусство протеста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Термин "граффити" применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств. Сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. В то же время граффити все чаще вторгается в иные пласты культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГРАФФИТИ, ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ РИСУНКА……………………………………………………………………...4
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ГРАФФИТИ……………………………………….9
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРАФФИТИ………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

граффити.docx

— 297.80 Кб (Скачать файл)

Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Размалёванные  хитрыми буквосплетениями, составы  мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала просачиваться  внутрь вагонов. Теперь уже выбор  локации уступает в важности и  первостепенности самому письму. Ведь изначально все буквы строились  ровно в ряд и читались с  полпинка. С появлением же радикальных  стилей трудночитаемые каракули привлекали всё большее внимание. А вот и стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так, райтер по прозвищу Super Kool заметил, что замена узеньких колпачков спреющих баллонов на пузатые позволит ему "накрывать" большие поверхности широкими размашистыми "мазками". Когда он написал таким образом свое имя, получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа получилась так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках subway system. А райтер Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool(-a) и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стало аккуратным, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters [1, С. 55].

         Следующая революция в стиле  произошла, когда Pistol 1 - уже бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги.

         "Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.) независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого “расписывал” поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получилась “интересной социологически, но наивной драматургически”. Дни года спустя вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием “Beat Street”, ставшая культовым хип-хоповским фильмом.

         Да, поезда подземки стали идеальными  объектами для художеств нью-йоркских  подростков. Юные творцы забирались  в отстойники, и наутро поезда  выходили оттуда “обновленными”. Граффити обрело скорость. Оно  стало мобильным и отныне не  ограничивалось стенами школ  и туалетов. Послание, начертанное  на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало “полотно” размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же “неподходящими” считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием. Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечном начальничьем “не положено” - немало граффитистов, и в самом деле, не столько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствие мастерства и вкуса. В середине 80-х “подземное” начальство выжило-таки граффитистов из своих владений. “Есть множество юных умов, которым есть что поведать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами МТА” - подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известный рэппер и уличный художник Футура-2000 [1, С. 60].

         Нью-Йорк по-прежнему почитается  как “колыбель” граффити. Именно  там родился мир уличного искусства  - со своей техникой, стилем и  слэнгом. Вообще-то, точнее было  бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество направлений и  течений. От считающихся ныне  уже немодными “надувных” буквмастеров  “старой школы” до невероятно  изощренного, требующего немалого  мастерства и сноровки “wild style”, в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере.

“Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги “Subway Art”, считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого “писателя” - понятие вполне конкретное. Определяется оно прежде всего формой самих букв и тем, как они соединяются”. А техническое мастерство и индивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. “Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному”. Как, впрочем, и “черновик”, куда заносятся и где потом бесконечно шлифуются все новые идеи. Символично название одного документального фильма, посвященного граффити, - “Война стилей”. На заре современного уличного искусства основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крест-накрест. Одно время в Нью-Йорке была даже команда ТСО, то есть “the cross outs” (англ. “cross out” - “вычеркивать”), которая, судя по названию, решила объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны за определенное время (oт нескольких часов до дня) “заполнить” часть стены. Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время - обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет “освоить” большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффитист или “команда”. О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее собственно насилия [6, С. 14].

         Еще одно напоминание об извечном  споре “кто - кого?” - названия-аббревиатуры  команд (состоящие, как правило,  из трех букв), которые нередко  заканчиваются “К” - “kings”. Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т.д.

Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на “писательский” стиль. К примеру, так называемые “blockbusters” - огромные, “квадратные” буквы, слегка наклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие, будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта - читай: “тэггинга”. Чье имя больше - тот и круче. История граффити как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда “первописатели” вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя “увесистыми” буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРАФФИТИ

 

Репутация граффити связана  с субкультурой, оппозиционной государственным  властям, хотя политические взгляды  разных граффитчиков могут сильно расходиться. Граффити может выражать политическую активность, а может быть одним  из массы средств гражданского сопротивления. Таким примером стала анархическая панк-группа Crass, которая на рубеже 1970-1980-х годов рисовала в лондонском метро трафаретные граффити с антивоенными, анархистскими, феминистскими и анти-потребительскими посланиями.

Панк-граффити получило свое развитие в Амстердаме: весь город был буквально исписан именами ‘De Zoot’, ‘Vendex’ и ‘Dr Rat’. Специально для того, чтобы запечатлеть эти граффити, был основан панк-журнал под названием Gallery Anus. Поэтому когда в начале 1980-х годов в Европу проникло хип-хоп движение, здесь уже процветала живая и активная культура граффити.

В мае 1968 года в ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки весь Париж был украшен революционными, анархистскими и ситуационистскими слоганами, такими как L'ennui est contre-révolutionnaire ("Скука контрреволюционна") and Lisez moins, vivez plus ("Читайте меньше, живите больше"). Эти граффити, хоть и не отразили полностью свою эпоху, передали чувство пророческого и бунтующего духа, приправленного словесным остроумием.

«Я думаю, граффити отражает наше поколение. Извините за мой французский, но мы не кучка п*диков. Художников всегда считали вялыми и спокойными, немного свихнувшимися. Мы в этом смысле больше похожи на пиратов. Мы защищаем свою территорию. И где бы ни рисовали, мы свирепо защищаем свои места». – Сандра ‘Lady Pink’ Fabara.

Развитие граффити в условиях арт-галерей, колледжей, уличного и  андеграундного искусства, привело  к тому, что в 1990-х годах вновь  появились формы искусства, открыто  выражающие острые политические и культурные противоречия. Это выразилось в антирекламе, создании слоганов и изображений, ломающих конформистское представление о  мире, навязанное СМИ [2, С. 48].

До сих пор искусство  граффити считается незаконным, кроем  тех случаев, когда художник не использует перманентную краску. Начиная с 1990-х  годов, всё больше граффитчиков обращаются к неперманентным краскам из-за ряда причин, но в основном потому, что в таком случае полиции будет сложно предъявить художнику обвинение. В некоторых сообществах такие недолговечные работы существуют дольше, чем работы, созданные перманентной краской, потому что зачастую они выражают мысли и настроения всего сообщества. Это похоже на гражданский протест людей, выступающих на уличных демонстрациях – такой же недолговечный, но всё-таки эффективный протест.

Порой, когда много художников в одном месте решают работать неперманентными материалами, между  ними возникает что-то вроде неофициального соревнования. То есть, чем дольше рисунок  останется нетронутым и не разрушится, тем большее уважение и почет  заслужит художник. Незрелые, мало продуманные  работы сразу же стираются, а работы наиболее талантливых художников могут  просуществовать до нескольких дней.

Неперманентными красками рисуют в основном те, для кого важнее утвердить  контроль над имуществом, чем создать  сильное произведение искусства, выражающее политические или другие взгляды.

Современные художники используют разнообразные и часто несовместимые  техники и средства. К примеру, Александр Бренер использовал и видоизменял работы других художников, придавая им политическое звучание. Даже вынесенные ему судебные приговоры он представлял как форму протеста [1, С. 64].

Средства выражения, которыми пользуются художники или их объединения, очень сильно варьируются, изменяются, и сами художники не всегда одобряют работы друг друга. К примеру, в 2004 году антикапиталистическая группа the Space Hijackers создала рисунок о том, как противоречиво Бэнкси использует капиталистические элементы в своих рисунках, и о том, как он трактует политические образы.

Наивысшим проявлением политических граффити являются граффити, с помощью  которых политические группировки  выражают своё мнение. Этот метод, ввиду  своей незаконности, стал излюбленным  среди группировок, исключенных  из установленной политической системы (к примеру, крайне левые или крайне правые). Они оправдывают такую  деятельность тем, что у них нет  денег – или нет желания  – на официальную рекламу, а также тем, что «истеблишмент» или «правящая верхушка» контролирует средства массовой информации, не давая возможности выразить альтернативные или радикальные точки зрения. Вид граффити, используемый такими группировками, обычно очень прост и зауряден. К примеру, фашисты небрежно рисуют знак свастики или другие нацистские символы.

Еще одна новаторскую форму  граффити придумали в Великобритании в 1970-х члены Фронта по Освобождению Денег. Это было свободное объединение андеграундных журналистов и писателей, куда входили поэт и драматург Хиткот Уильямс, а также издатель и драматург Джей Джефф Джонс. Они начали использовать бумажные деньги как средство пропаганды контркультурных идей: они перепечатывали банкноты, обычно изображая на них Джона Булля, карикатурный образ типичного англичанина. Несмотря на свое недолгое существование, Фронт по Освобождению Денег стал ярким представителей альтернативного Лондонского литературного сообщества, которое располагалось на улице Лэдброук Гроув. На этой улице всегда было много юмористических граффити, выражающих идеи антиистеблишмента.

Рисунки на мирной линии, разделяющей  враждующие сообщества в Северной Ирландии

 

 

 

 

 

Североирландский политический конфликт также породил огромное количество граффити. Кроме слоганов, Североирландские граффити включали и большие настенные живописные работы. Такие настенные рисунки разделяли территории уличных группировок, так же, как флаги и раскрашенные камни тротуаров. Рисунки обычно выполнялись на фасадах домов, а также на Линиях мира – высоких стенах, разделяющих враждующие стороны. Настенные граффити были сильно стилизованы, и разные политические партии прибегали к разным образам в живописи. Ольстерские лоялисты обращались к историческим событиям – начиная с войны между Яковом II и Вильгельмом Оранским, заканчивая XVII веком, а граффити республиканцев отражали сюжеты современного конфликта в Северной Ирландии [2, С. 53].

Граффити используют для  разграничения территории, где каждая группировка имеет определенный набор тэгов и логотипов. Такие  граффити как бы показывают чужаку, чья это территория. Рисунки, связанные  с уличными группировками, содержат таинственные знаки и сильно стилизованные буквы-инициалы. С их помощью объявляется состав группировок, имена противников и союзников, но чаще всего эти изображения просто помечают границы – как территориальные, так и идеологические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а  ограничиваться критикой существующего  режима или каких-то его аспектов.

Граффити и другие виды стрит-арта — это изображения и надписи, которые наносят на стены домов, автобусы, поезда, мосты и другие заметные места, нередко без разрешения. Граффити могут быть незаконны и представлять собой форму вандализма.

Информация о работе Граффити – искусство протеста