Государственная служба РФ : проблемы и перстективы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:41, статья

Описание работы

В статье рассмотрены правовые и организационные основы прохождения государственной гражданской службы, указывается на проблемы на пути развития информационных технологий в системе правового регулирования служебных отношений. В статье указывается на разнообразные общественные отношения, складывающиеся в связи с кадровым обеспечением служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Файлы: 1 файл

Статья К вопросу о процедурах прохождения государственной гражданской службы в контексте модернизации государственного управления.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕДУРАХ ПРОХОЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Б.Н. КОМАХИН

 

Комахин Борис Николаевич, кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России.

 

В статье рассмотрены правовые и  организационные основы прохождения  государственной гражданской службы, указывается на проблемы на пути развития информационных технологий в системе  правового регулирования служебных  отношений. В статье указывается  на разнообразные общественные отношения, складывающиеся в связи с кадровым обеспечением служебной деятельности государственных гражданских служащих.

 

Ключевые слова: служба, инновация, кадры, чиновник, контроль, система, процедура, обеспечение, регулирование, деятельность, запрет, ограничение, конкурс, аттестация.

 

On the question about state civil service procedures as a part of modernization of state management

B.N. Komakhin

 

The article is devoted to the legal and organizational grounds of state civil service procedures. The author of the article points out the problems encountered on the way of development of information technologies in the system of legal regulation of civil relations. The article also points out the variety of social relations formed due to staff resourcing of civil activity performed by state civil officers.

 

Key words: service, innovation, staff, officer, control, system, procedure, enforcement, regulation, activity, prohibition, restriction, contest, attestation.

 

Проблемы, связанные с административно-правовым осмыслением модернизации государственной  службы, работы ее служащих, остаются слабо  изученными. Вместе с тем характер изменений, происходящих в результате формирования инновационного государства, требует познания этих вопросов в  полном объеме, особенно в области  управленческой деятельности государственных  гражданских служащих. Актуальными  являются не застоявшиеся схемы правоотношений, а их радикальные преобразования на пути все более глубокого проникновения  служебно-правовой аналитики в процессе подготовки профессионально грамотных, компетентных юристов, управленцев, менеджеров. В этой связи очень важно совершенствовать процедуры прохождения государственной  гражданской службы, увязывать соответствующие  изменения с модернизацией государственного управления.

В этой связи неслучайно в свое время Б.М. Лазарев отмечал, что  лицо, состоящее на государственной  службе, подпадает под определенный правовой режим. Государственная служба имеет "процессуальный аспект и включает в себя поступление на службу, прохождение ее (продвижение по должностям, получение чинов и рангов и т.д.), увольнение (уход в отставку) <1>. А.П. Коренев в механизм прохождения государственной службы включал: прием (зачисление) на государственную службу; аттестацию государственных служащих; перемещение по службе; стимулирование служебной деятельности служащих; ответственность государственных служащих; прекращение государственной службы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Лазарев Б.М. Государственная  служба. М., 1993. С. 7.

<2> См.: Коренев А.П. Административное право. М., 2000. С. 134.

 

На гражданскую службу вправе поступать  граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующими квалификационными  требованиями, установленными настоящим  Федеральным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Поступление гражданина на гражданскую  службу для замещения должности  гражданской службы или замещение  гражданским служащим другой должности  гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящим Законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)"; при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных законом; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при  назначении на отдельные должности  гражданской службы, исполнение должностных  обязанностей по которым связано  с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню  должностей, утверждаемому нормативным  актом государственного органа <3>.

--------------------------------

<3> См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной службы. Домодедово, 2011. С. 65.

 

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться  при назначении на должности гражданской  службы, относящиеся к группе младших  должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности  гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Следует отметить, что претендент на замещение должности гражданской  службы, не допущенный к участию  в конкурсе, вправе обжаловать это  решение в соответствии с настоящим  Федеральным законом. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том  числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения  и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной  должности гражданской службы), представитель  соответствующего органа по управлению государственной службой, а также  представители научных и образовательных  учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для  проведения конкурса на замещение вакантной  должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой  связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений  законодательства РФ о государственной  тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется  таким образом, чтобы была исключена  возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией  решения. Претендент на замещение должности  гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Понятие и стороны служебного контракта

 

Служебный контракт - соглашение между  представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении  гражданской службы и замещении  должности гражданской службы. Служебным  контрактом устанавливаются права  и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется  предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность  прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему  возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской  службы в соответствии с настоящим  Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую  службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской  службы и замещении должности  гражданской службы и гражданский  служащий при заключении служебного контракта о замещении должности  гражданской службы обязуются исполнять  должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и  соблюдать служебный распорядок государственного органа.

 

Содержание  и форма служебного контракта

 

В служебный контракт включаются права и обязанности сторон. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

- наименование замещаемой должности  гражданской службы с указанием  подразделения государственного  органа;

- дата начала исполнения должностных  обязанностей;

- права и обязанности гражданского  служащего, должностной регламент;

- виды и условия медицинского  страхования гражданского служащего  и иные виды его страхования;

- права и обязанности представителя  нанимателя;

- условия профессиональной служебной  деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную  служебную деятельность в тяжелых,  вредных и (или) опасных условиях;

- режим служебного времени и  времени отдыха (в случае, если  он для гражданского служащего  отличается от служебного распорядка  государственного органа);

- условия оплаты труда (размер  должностного оклада гражданского  служащего, надбавки и другие  выплаты, в том числе связанные  с результативностью его профессиональной  служебной деятельности), установленные  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- виды и условия социального  страхования, связанные с профессиональной  служебной деятельностью <4>.

--------------------------------

<4> См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Указ. соч.

 

В служебном контракте могут  предусматриваться следующие условия:

- испытание при поступлении  на гражданскую службу;

- неразглашение сведений, составляющих  государственную и иную охраняемую  федеральным законом тайну, и  служебной информации, если должностным  регламентом предусмотрено использование  таких сведений;

- обязанность лица проходить  гражданскую службу после окончания  обучения в образовательном учреждении  профессионального образования  не менее установленного договором  на обучение срока, если обучение  осуществлялось за счет средств  соответствующего бюджета;

- показатели результативности  профессиональной служебной деятельности  гражданского служащего и связанные  с ними условия оплаты его  труда;

- иные условия, не ухудшающие  положения гражданского служащего  по сравнению с законом, другими  законами и иными нормативными  правовыми актами.

Условия служебного контракта могут  быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются  срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для  заключения срочного служебного контракта  в соответствии с законом и другими федеральными законами. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в  письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается  сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его  личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом  РФ.

Для замещения должности гражданской  службы представитель нанимателя может  заключать с гражданским служащим:

- служебный контракт на неопределенный  срок;

- срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим  Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается  в случаях, когда отношения, связанные  с гражданской службой, не могут  быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или  условий прохождения гражданской  службы, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается  в случае:

- замещения отдельных должностей  гражданской службы категории  "руководители", а также должностей  гражданской службы категории  "помощники (советники)";

Информация о работе Государственная служба РФ : проблемы и перстективы правового регулирования