Город как феномен средневековой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 08:37, реферат

Описание работы

Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов.
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование средневекового города……………………..5
Глава 2. Теории возникновения феодального города……………….8
Глава 3. Общая характеристика средневекового города…………...11
Глава 4. Городское ремесло и классовое расслоение в городе…….15
Заключение………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

реферат культ.docx

— 40.91 Кб (Скачать файл)

Основные, первые по значимости категории населения в городе - ремесленники и купцы. Появляются новые слои населения. Возникает  постоянно растущая категория людей, занятых в сфере обслуживания.

В крупных городах жили светские и духовные феодалы, представители  сеньериальной и королевской администрации. Следует выделить и еще одну категорию населения, которую условно можно назвать зарождающейся интеллигенцией. Прежде всего это врачи, учителя, преподаватели школ и университетов, а также адвокаты, правоведы, нотариусы. С зарождением города в нем появляется фигура ростовщика.

С самого начала отличительной  чертой города было имущественное и  социальное неравенство населения. Очень рано, уже в ХII-ХIII вв. в результате такой дифференциации в городе возникают два полюса - богатых и бедных. Бедных в городе было значительно больше, чем богатых и обеспеченных.

По своим размерам средневековые  города были самые различные - мелкие, средние и крупные. В мелких городах  население было невелико - порядка 1 тыс. человек. В средних городах - от 2 до 5 тыс. чел. В XIV-XV вв. с ростом городского производства и укреплением торговли численность населения города возрастала. Город рос также за счет деревни - он как бы притягивал население  из деревень, все больше привлекая  к себе крестьян. В XIV-XV вв. город с  населением в 20-30 тыс. человек был  типичным городом периода развитого и позднего феодализма. И только в немногих городах (таких как Париж, Венеция, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья) население колебалось от 80 до 100 тыс. человек. Это были своего рода средневековые мегаполисы, часть из них оформилась как города-государства (Италия).

Город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и  выездные ворота. Эти ворота охранялись и закрывались в определенное время суток. Часто средневековый  город был защищен не только стенами, но и рвами, заполненными или не заполненными водой. В общих чертах абрис средневекового города напоминал феодальный замок, который, повидимому, и явился его архитектурным прототипом.

Но город - это не застывшее  явление, а живой организм. Город  живет, растет и функционирует. Стены, окружавшие город в XI в., уже в  ХII-ХIII вв. и особенно в XIV в. становятся ему тесны. Это приводит к тому, что вокруг городских стен начинают возникать предместья. Первые предместья по своему характеру были ремесленными. Они состояли из различных ремесленных слобод, в которых занимались тем или иным видом ремесла. Вокруг этих предместий или слобод постепенно строилась вторая стена - в целях защиты города и его производства, защиты накапливаемых в нем богатств.

В Западной Европе центром  средневекового города была, как правило, рыночная площадь, недалеко от которой  располагался собор, а в городах  с самоуправлением - площадь, на которой  находилась ратуша.

Средневековый город до XIV в. сохранял тесную связь с деревней, т.е. с теми местами, из которых вышли  многие его жители. За стенами города, а затем и за стеной предместья простирались поля, пастбища, огороды, принадлежащие горожанам и являвшимся существенным подспорьем в существовании.

С эволюцией города, с  ростом производства стены начинали мешать городской жизни. Они определяли всю архитектонику самого города. Улицы средневекового города были настолько узки, что по ним мог проехать только один экипаж. В первом периоде развитого феодализма (IX-XI вв.) существовало правило - улица города не должна быть шире длины копья. В Западной Европе ограниченность территории определяла характер архитектуры средневекового города. От ширины улицы зависела архитектура домов.

Дома были двухэтажные (редко  трехэтажные), и при постройке  второй этаж, как правило, нависал  над первым и над улицей. Город  рос не в ширину, а вверх, поэтому  улицы средневековых городов  были не только узкими, но и очень  темными. Ночью по ним лучше было не ходить, несмотря на редкое и скудное  фонарное освещение.

Первоначально дома были деревянные и в городах часто случались  пожары. К концу развитого феодализма перешли к каменному строительству. Улицы не только не мостились, но и  постепенно покрывались отходами, которые  выбрасывались прямо из окон домов.

Санитарное состояние  городов не только мешало передвижению по их улицам, но и приводило к  серьезным последствиям. Улицы, заваленные пищевыми отходами, способствовали размножению  крыс - разносчиков различных заболеваний. И эпидемии чумы становились постоянным явлением средневекового города. Во время  эпидемии население небольшого города могло вымереть, практически, полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Городское  ремесло и классовое расслоение в городе

 

Средневековые города возникали  либо на земле феодалов, либо на королевской  земле. Поэтому с самого начала эти  города находились в зависимости  от короля или от светского либо духовного сеньера. В самом начале развитого феодализма (IX-XI вв.) власть в городе принадлежала сеньору или представителю королевской администрации. Конечно, и король, и феодалы были чрезвычайно заинтересованы в процветании города, в развитии его производства - город для них был существенным источником доходов. Естественно, горожане предпочитали освободиться от этой зависимости, но ни короля, ни феодалов такая независимость не устраивала. Почти с самого начала существования города происходит несовпадение интересов горожан и сеньора (феодала или короля) - несовпадение стремления к свободе со стремлением к наживе. По всей Западной Европе в X-ХIII вв. начинается политическая борьба - борьба города и сеньора, города и короля, которая в исторической науке получила название коммунального движения.

В разных регионах Западной Европы коммунальное движение имело  свой характер. В Северной и Средней  Италии и Южной Франции города уже в Х-ХII вв. добились независимости. В Италии крупные северные и средние города получили статус городов-государств. Независимость получили также многие города в немецких землях. Некоторые города в немецких землях получали статус городов-республик. Они управлялись городским советом во главе с бургомистром. Эти города жили по Магдебургскому праву, разработанному специально для города Магдебурга, отсюда его название. Магдебургское право, предоставлявшее городу форму самого высшего и широкого самоуправления, является классическим правом городской независимости. В результате коммунального движения на немецких землях получили независимость и статус городов-республик Гамбург, Бремен, Франкфурт на Майне и др.

Многие города Северной Франции, практически не романизированные, такие  как Суассон, Амьен и др., а также города Фландрии - Брюгге, Гент и др. - в результате коммунального движения стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.

Гораздо труднее и совершенно иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских  землях. Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять  городам статус самоуправляющихся  коммун. На город король смотрел  как на свою собственную казну. Практически  ни один город, который находился  на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана. О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил "первый средневековый историк" Гвиберт Ножанский. Особенно подробно он описал трагические события коммунальной борьбы в Лане. Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г. Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно. Ему принадлежит ставшее классическим определение средневековой коммуны для тех, кто ее не принимал:

"Коммуна - это новое  и отвратительное слово заключается  в том, что все, обязанные  выплачивать господам поголовный  побор в качестве обычной сервильной  повинности, вносят его раз в  год, а совершившие какое-либо  правонарушение уплачивают штраф.  Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются."

В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации. В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским.

Но даже те города, которые  получили независимость или имели  ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда  за независимым вроде бы городом  постоянно наблюдает представитель  центральной власти, характерна для  северных регионов Западной Европы (Скандинавские  страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального  движения остались в зависимости  от сеньоров. При всей разнице результатов  коммунального движения для городов  Западной Европы их объединяло одно общее  достижение - жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после  коммунального движения сложилась  традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Крылатое выражение "городской воздух делает человека свободным" явилось как бы метафорическим выражением результатом коммунального движения.

Ремесленное производство, составлявшее основу городского производства, имело особую форму организации  на первых этапах развитого феодализма - цехи, или ремесленные гильдии. В Византии ремесленные объединения - корпорации или кинонии - существенно отличались от западноевропейских. Кинония была слабой, малочисленной, нестабильной ремесленной организацией.

Цех или гильдия сначала  были организацией мелких городских  ремесленников, причем гильдия чаще была организацией купеческой. Над  цеховым производством существовал  жесткий контроль, также как и  над продажей ремесленных изделий. Во главе цеха стоял мастер. Как правило, этот мастер-ремесленник работал в своей мастерской. Ему помогали один или два подмастерья и несколько учеников. В первый период существования цехов подмастерье и ученик имели перспективу со временем стать мастером, отучившись положенный срок и приобретя определенную квалификацию. Такая организация ремесла была характерна практически для всех стран Западной Европы и носила принудительно-обязательный характер. В науке существует специальное понятие "цеховое принуждение". Это была строгая цеховая регламентация производства. Определялось абсолютно все: сорт материала, который употреблялся в мастерской, его ширина, длина, нитки, из которых ткали ту или иную ткань, инструменты, которыми работали мастер и его помощники, число подмастерьев и учеников, количество станков, продолжительность рабочего дня. И во всех этих вопросах мастер никогда не мог поступить по своему усмотрению - ему грозили или закрытием мастерской, или огромным штрафом. Поэтому он был вынужден подчиняться суровой регламентации.

На первых порах цеховая  регламентация имела определенные положительные моменты, обеспечивая  практически каждому ремесленнику сбыт его товара. Оправдывавшая себя вплоть до XIV в., жесткая цеховая регламентация в дальнейшем становится серьезным препятствием для развития производства.

Цех играл важнейшую роль в жизни горожан не только как  структура производства. Ему отводилось важнейшее значение во всех сферах жизни ремесленников, принадлежавших к тому иди другому цеху. У каждого цеха были свои праздники, своя атрибутика, одежда, фасон шляпы и т.п. Цеха имели своего святого покровителя, день которого обязательно праздновался. Цеха строили церкви или часовни. Цех также являлся военной структурой, поставлявшей воинов-ремесленников королю или сеньеру. Таким образом, цех представлял собой очень сложную систему - производственную, жизнеопределяющую, духовно-религиозную, культурную, военную и т.д.

Коммунальное движение, которое  привело к городской независимости, послужило причиной еще одного явления - складывания городского патрициата, которого не было на ранней стадии развития средневекового города. Суд, финансы, городская  администрация начинают постепенно сосредотачиваться в руках патрициата. В результате в XIII-XV вв. почти во всех странах Западной Европы развертывается борьба уже внутри города - борьба горожан  с патрициатом. Несмотря на некоторые  особенности в разных городах  Западной Европы эта борьба заканчивается  победой богатых ремесленников  и торговых слоев города, которые  устанавливают городское олигархическое управление, практически сливавшееся  с городским патрициатом. Олигархическое управление действует в интересах  богатых горожан.

В XIV-XV вв. наблюдается процесс "трансформации цехов", или "цеховая  трансформация", которая приводит к появлению богатых, или старших  цехов и бедных, или младших  цехов. Младшие цехи, в результате конкурентной борьбы с богатыми старшими цехами, постепенно разоряются, и члены  младших цехов постепенно превращаются в наемных рабочих - прототип будущего предпролетариата и пролетариата, который сложится два века спустя.

В этот исторический период меняется обстановка в самом цеху. Раньше ученик или подмастерье мог  надеяться со временем стать мастером. В XIV-XV вв. подмастерья и ученики  такую надежду потеряли. В это  время мастером мог стать либо родственник мастера, либо подмастерье  ценой немалых усилий (подарков мастеру  и т.п.), но и это было редким явлением. Все больше и больше с течением времени подмастерья и ученики попадали в число эксплуатируемых. Отучившись 12 лет (т.е. уже будучи практически мастером) ученик по-прежнему оставался учеником без всякой надежды на продвижение по профессиональной и социальной лестнице. Получалось так, что реально мастер эксплуатировал труд не ученика, не подмастерья, а уже высококвалифицированного работника. Рабочий день для подмастерья в XIV в. был длинным - от 14 до 18 часов. Мастер становился как бы воплощением цеха, и именно в этот период начинается процесс, который получил в исторической науке название "замыкание цехов": ученики и подмастерья окончательно теряли возможность повысить свой профессиональный и социальный статус и все больше и больше превращались в наемных рабочих.

Информация о работе Город как феномен средневековой культуры