Гипотезы происхождения человека и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Существует два взгляда на возникновение культуры.
Трудовая концепция. Труд по созданию орудий труда, и деятельность самими орудиями труда была той причиной, которая преобразовала человека и затем привела к возникновению общества и культуры.
Человек, в отличии от животного, не приспосабливается к окружающей природе, а преобразует ее согласно своим требованиям и в конце концов создает свою особую среду - искусственно созданный мир культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…2
Понятия культуры и культурогенеза…3
Теория Ч. Дарвина…3
Антидарвинские гипотезы…4
Гипотеза космического происхождения…6
Божественно-космическая гипотеза происхождения…7
Гипотеза космической катастрофы…11
Гипотеза влияния космических лучей…11
Гипотеза теплового стресса…11
Стохастическая модель Лема…12
Возникновение культуры…13
Классификация и красткая характеристика культур пелеолита…14
Орудийно-трудовая теория…16
Натуралистическая теория…16
Теория магического происхождения культуры…17
Игровая теория…17
Символическая теория…18
Трансцендентальная теория…18
Космологическая теория…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

П. Тейяра де Шардена, Л.Н. Гумилева, подтверждались уже упоминавшимся  антропным принципом в астрофизике.

 

Наука не стоит на месте, появляются новые факты и теории и нельзя однозначно выбрать ту, единственную, правильную. Скорее всего, возникновение культуры, процесс комплексный, сочетающий в себе многие факторы.

 

Возникшая в 1970 году новая  наука - синергетика, развивающая методологическую программу теории систем и принципов системных исследований на основе изучения процессов развития самоуправляющихся систем - процессов их саморегуляции, применяемая в отношении культуры, оказалась очень перспективной.

 

Одним из специфических  способов существования человечества, является историзм. Он обладает рядом принципиально важных особенностей:

 

Во-первых, при всей значительности влияния на нее природной среды, история является закономерным процессом  социокультурных изменений, внутренне  мотивированным самодвижением человечества.

 

Во-вторых, историческая форма бытия характеризуется  развитием системы - движением от высших форм к низшим, более сложным  и более совершенным с точки  зрения связей системы со средой и  ее собственного жизнеобеспечения.

 

В-третьих, она выражает объективную целенаправленность процесса, независимо от того в какой мере эта целенаправленность осознается внутри самой системы и сколь широк спектр ее многолинейного движения.

 

Обобщающим определением перечисленных особенностей исторического движения выступает понятие саморазвития, так как если изменение происходит под влиянием внутренних и внешних причин, то развитие есть следствие только внутренней детерминации.

 

Таким образом, признавая  непосредственное и непрерывное  влияние общества на развитие культуры, несомненно, более сильное, чем воздействие космоса и даже земного климата, историю культуры нужно изучать как ее саморазвитие, хоть при учете всех внешних влияний.

 

В результате длительного - на протяжении нескольких миллионов  лет - процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее «небольшом» участке биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропо-социо-культурную. Новое живое существо, живущее не в стаде и не в стае, а в стихийно самоорганизовавшемся обществе, - Человек - создал для себя искусственную среду обитания и в ходе творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальные и духовные качества. Эти качества не передаются по наследству, формируются у индивида прижизненно, нестабильны и меняются по содержанию из поколения в поколение и становятся все более разнообразными у разных представителей одного поколения. Совокупность этих качеств, реализующихся в совместной созидательной деятельности и воплощающаяся в ее предметных плодах, и является культурой в широком философском смысле этого понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Ростовцев О. М. «Гипотезы  происхождения человека на Земле» (Ташкентская  правда» 19.09.1992г.)

 

Александр Марчук «Северная  гипотеза происхождения человека»

 

Учебник Культурология (под  редакцией Г.В.Драча)

 

Учебник Культурология (под  редакцией Ю.Н. Солонина, М.С.Когана)

 

Учебник История Мировой Культуры (под редакцией Г.В.Драча)

 

С Жарникова «Золотая нить»

 

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии

 

А. Аскоченская «Откуда берутся  люди» (журнал «Огонек» ноябрь 2004)


Информация о работе Гипотезы происхождения человека и культуры