Гипотезы происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить существующие гипотезы происхождения человека.

Содержание работы

Введение
1. Развитие теорий о происхождении человека
1.1религиозный подход
2.1 глобальный эволюционизм (философский подход)
3.1и теорию эволюции (научный подход).
3. Теория Дарвина
4. Концепция происхождения человека Б.Ф. Поршнева
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по концепции раздел 3 Гипотезы происхождения человека.docx

— 20.82 Кб (Скачать файл)

Гипотезы происхождения  человека

 

Содержание

Введение

  1. Развитие теорий о происхождении человека

1.1религиозный подход

2.1 глобальный эволюционизм (философский подход)

3.1и теорию эволюции (научный подход).

3. Теория Дарвина

4. Концепция происхождения человека Б.Ф. Поршнева

 Заключение

 Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы происхождения человека до сих пор остаются открытыми, несмотря на массу гипотез, появлявшихся в  различные эпохи. Может показаться, что за давностью лет современная  наука не сможет однозначно ответить на эти вопросы. Однако, это не так. Парадоксально, но факт, что со временем люди узнают о прошлом больше, чем  знали раньше. Это объясняется  естественным стремлением человека к истине, постоянным процессом накопления знаний, наблюдений, фактов, формированием  альтернативных гипотез, отбраковкой  маловероятных гипотез, т.е. процессом  научного познания мира.

В современном естествознании существует три взгляда на происхождение  мира.

    • появления из неорганической материи материи живой
    • растительный и животный мир и сам человек появились на Земле в результате акта Творения
    • третий подход - теологический не отрицает того, что мир создан Богом, но не отрицает и эволюции.

 Но наука, как известно, не должна зависеть от мировоззрения.  Она должна оперировать фактами.

 Цель данной работы  – изучить   существующие гипотезы происхождения человека.

  1. Развитие теорий о происхождении человека

Учитывая сложность предмета изучения – человека – в науке  не сложилось единой теории его происхождения. В самом общем виде концепции  антропогенеза можно разделить  на три группы: креационизм (религиозный  подход), глобальный эволюционизм (философский  подход) и теорию эволюции (научный  подход).

Вкратце остановимся на первых двух концепциях, подробнее – на третьей, научной.

1.1 Согласно религиозным воззрениям, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами. Пути создания человека в разных верованиях различаются. Креационизм можно разделить на антиэволюционный и эволюционный. Теологи - антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

2.1 Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Глобальный эволюционизм, зародившийся в античные времена, придерживается мнения, что весь мир представляет собой единую систему, развивающуюся  по одним законам. Человек является частью мира и занимает в нем вполне определенное место. Согласно разным вариантам  глобального эволюционизма, место  это более или менее скромное либо же, напротив, центральное и  ведущее.

В 1876 г. Ф. Энгельс опубликовал  статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. При этом труд повлиял и на современную анатомию человека.

3.1 Альтернативную социокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в 1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название «гипотеза фетализации». Согласно Л. Больку, человек представляет собой как бы «неповзрослевшую» обезьяну. Множество признаков взрослого человека – большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас – соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны.

3. Теория Дарвина

Концепция изменения одних  существ в другие – биологическая эволюция – приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от «четвероруких» опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг.

Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов  путем естественного отбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в других работах.

Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического  наследования и его законов, стала  называться синтетической теорией  эволюции. Согласно этой теории генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго – в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

4. Концепция происхождения человека Б.Ф. Поршнева

Оригинальную гипотезу выдвинул Б.Ф. Поршнев в книге «О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии)». Согласно ей, древнейшие предки человека – троглодитиды – уровнем своей психической деятельности не отличались от животных. По способу питания они были падальщиками. Стадия «трупоядения» была промежуточной между растительноядностью и хищничеством. Инстинкт раскалывания камнями орехов или моллюсков троглодитиды перенесли на черепа животных, а затем на сами камни. Таким образом, производство каменных орудий у троглодитид не отличалось по сути от деятельности бобров или муравьев. Вместе с тем, у троглодитид значительно развилась способность к суггестии – психическому внушению, что позволяло им побуждать других индивидов действовать выгодным для внушающего образом. Развилась также и контрсуггестия – вторая сигнальная система, речь. С возникновением речи Б.Ф. Поршнев связывает возникновение собственно людей. Люди отличаются от троглодитид не только наличием речи, но также активной охотой, сознательной трудовой деятельностью и наличием искусства.

Концепция Б.Ф. Поршнева не подтверждается фактическими данными, однако заставляет обратить больше внимания на психологические  аспекты эволюции человека.

Заключение

Согласно современным  научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической  эволюции. Его предки на некотором  этапе были одновременно и предками современных человекообразных обезьян, а в более отдаленном прошлом  – также и предками других животных. Однако принципиальное отличие антропогенеза  от эволюции прочих организмов заключается  в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием  общества – социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно крайне расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества, невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.

Таким образом, религия предлагает наиболее простой путь решения: все  сказано в Священном Писании. Философы выводят свои заключения, исходя из своей логики. Ученые пытаются доказать свои положения, обосновав  с помощью известных фактов. Когда  фактов не хватает, ученые проводят специальные  исследования, восполняя наши знания об окружающем мире.

Современная наука подтверждает положение Дарвина о переходе к прямохождению, как части эволюционного процесса. Прямохождение предшествовало развитию кисти и головного мозга, свободное владение руками, как утверждал Дарвин, не что иное, как следствие прямохождения.

 

Список литературы

 Всеобщая история:  в 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1996. – Т. 1. Каменный век.

М.Х. Нестурх. Происхождение человека, 2 изд. - М., 1970

Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1974

Е.Р. Разумова «Концепции современного естествознания» 2006 г.

А.И. Опарин. Происхождение  жизни. - http://www.evolbiol.ru/oparin.htm

 

 


Информация о работе Гипотезы происхождения человека