Функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:48, доклад

Описание работы

Культура - многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Предначертанная культуре задача – связывать людей в единое человечество – находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций.

Файлы: 1 файл

Функции культуры.docx

— 17.13 Кб (Скачать файл)

Набережночелнинский институт КФУ

Факультет филологии

 

 

 

 

Доклад

«Функции культуры»

 

 

Выполнила

студентка 1 курса

социально-гуманитарного отделения

группы 6141109

Маркелова Юлия

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2014 г.

Культура - многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Предначертанная культуре задача – связывать людей в единое человечество – находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций.

Главная функция феномена культуры — человекотворческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти. 
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения

Регулятивная функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Приведенное выше раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их так невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая движение человечества по извилистым и часто непредсказуемым путям прогресса.

 

Использованная литература

  1. Культурология: учебное пособие для вузов/под ред. А.А.Радугина-М., 2001 г., с. 12-13
  2. Культурология. История мировой культуры/под ред. профессора А.Н. Марковой-М., 2000 г., с. 16-17

Информация о работе Функции культуры