Функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство.
Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.
Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Файлы: 1 файл

Культорология.docx

— 25.99 Кб (Скачать файл)

Введение

 

  Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

    В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство.

Культура  характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать  духовные ценности различных форм и  типов.

 Главная  функция культуры - сохранять и  воспроизводить совокупный духовный  опыт человечества, передавать его  из поколения в поколение и  обогащать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «культура»

 

     В обыденном сознании  "культура"  выступает  как  собирательный  образ,

объединяющий искусство, религию, науку и т.д.  Культурология  же  использует

понятие  культуры,  которое  раскрывает  сущность  человеческого  бытия  как

реализацию  творчества и свободы. Именно культура отличает человека  от  всех

остальных существ.

    Конечно, здесь надо  различать,  во-первых,  свободу  как  неотъемлемый

духовный  потенциал человека и, во-вторых, осознанную  социальную  реализацию свободы.  Без  первого  культура  просто  не  может  появиться,  но   второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития.  Далее,  когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий  акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру

    Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека  к миру,

через которое  человек создает мир и  самого  себя.  Каждая  культура  -  это

неповторимая  вселенная, созданная определенным отношением человека к миру  и к самому себе. Иными словами,  изучая  различные  культуры,  мы  изучаем  не просто книги, соборы или археологические находки, - мы  открываем  для  себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем  мы.

    Каждая культура есть  способ  творческой  самореализации  человека.  Поэтому

постижение  иных культур обогащает нас не только новым знанием,  но  и  новым

творческим  опытом

     Однако, возможно, это только  первый  шаг  к  правильному  пониманию  и

определению культуры. Как реализуется  универсальное  отношение  человека  к

миру? Как  оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения  к

поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру  как

предмет культурологии.

    Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое

явление, любой  предмет с человеком: если нечто  лишено смысла, оно  перестает

существовать  для человека. Что же такое смысл  для  культурологии?  Смысл -

это содержание человеческого бытия (в том числе  внутреннего  бытия),  взятое

в особой роли: быть посредником в отношениях человека  с  миром  и  с  самим

собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и  что  открываем  в  мире  и  в

самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть  предметно  выраженного

образа или  понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам  по

себе он вовсе  необязательно является предметным

     Например, один из самых  важных  смыслов  -  жажда  любви  -  вовсе  не

предполагает  предметный образ какого-либо  человека  (иначе  каждый  из  нас

заранее знал бы, кого он  полюбит).  Подлинный  смысл  адресован  не  только

разуму, но и  неконтролируем глубинами души  непосредственно (помимо  нашего сознания) затрагивает наши  чувства  и  волю.  Смысл  не  всегда  осознается человеком,  и  далеко  не  всякий  смысл  может  быть  выражен  рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. 

 

                                                                                                                                                         2

    Но и те другие смыслы могут  стать  общезначимыми,  объединяя  многих  людей  и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

    Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает  для  него  в

своей универсальной  человеческой значимости. А другой  мир  человеку  просто

не нужен  и неинтересен.  Таким  образом, весь мир превращается в  носителя  человеческих  смыслов,  в  мир  культуры.

     Пожалуй,  даже  звездное  небо  или  глубины  океана  принадлежат  культуре,

поскольку  им  отдана  частица  человеческой  души,  поскольку   они   несут

человеческий  смысл.  Если  бы  не  было  этого  смысла,   то   человек   не

засматривался бы на ночное небо, поэты не писали  бы  стихов,  а  ученые  не

отдавали  бы изучению природы  все  силы  своей  души  и,  следовательно,  не

совершали бы величайших открытий. Теоретическая  мысль рождается не сразу,  и

чтобы  она  появилась,  нужен  интерес  человека  к  загадкам  мира,   нужно

удивление  перед  тайнами  бытия  (не  зря  Платон  говорил,  что   познание

начинается  с  удивления).  Но  интереса  и  удивления  нет  там,  где   нет

культурных  смыслов, направляющих умы и  чувства  многих  людей  на  освоение

мира и  собственной души

   Отсюда  можно дать  такое определение культуры.   Культура   -   это универсальный способ  творческой  самореализации,  стремление  вскрыть  и  утвердить  смысл   человеческой   жизни   в соотнесенности его со смыслом сущего.  Культура  предстает  перед  человеком

как смысловой  мир, который вдохновляет людей  и  сплачивает  их  в  некоторое

сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу  и  т.  д.)  Этот

смысловой мир  передается из поколения в поколение  и определяет способ  бытия

и мироощущения людей

 В основе  каждого  такого  смыслового  мира  лежит  доминирующий  смысл,

смысловая  доминанта  культуры.  Смысловая  доминанта  культуры  -  это  тот

главный смысл, то  общее  отношение  человека  к  миру,  которое  определяет

характер  всех остальных смыслов и отношений

  При этом  культура и ее смысловая доминанта   могут  реализовываться  по-

разному, но наличие  смыслового  единства  придает  целостность  всему,  что

делают и  что переживают люди. Объединяя и  вдохновляя  людей,  культура  дает

им не только общий способ постижения мира, но и  способ  взаимного  понимания

и  сопереживания,  язык  для  выражения  тончайших  движений  души.  Наличие

смысловой доминанты  культуры  создает  саму  возможность  культурологии  как

науки: нельзя  сразу  охватить  культуру  во  всех  ее  аспектах,  но  можно

выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А  дальше  надо  уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и  конкретным формам его воплощения. Система  смыслов  передается  от  одного  человека  к другому посредством символов.

 

 

2. Формы культуры (материальная, духовная)

     В целом подходы  к определению культуры можно  разбить на две большие группы: культура как мир накопленных  ценностей и норм, как вещный  мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

     Уже здесь сложно  отличить культуру материальную  от культуры духовной. Н. Бердяев  говорил о том, что культура  всегда духовна, но вряд ли  стоит оспаривать существование  материальной культуры. Если культура  формирует человека, то как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности.

     Для теории культуры  понимания различия культуры  материальной и духовной –  важный момент. В смысле физического  выживания, биологических потребностей, даже в чистом практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

     Отметим также, что  соотношение материальных и духовных  потребностей достаточно сложно  и неоднозначно. Материальные потребности  нельзя просто игнорировать. Прочная  материальная, экономическая, социальная  поддержка, может облегчить путь  человека и общества к развитию  потребностей духовных. Но это  не главная предпосылка. Путь  к духовности – это путь  сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э.  Фромм "Иметь или

быть?" считает, что само существование  духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. "Иметь" – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому "быть" - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.

                                                                                                                                                                   4

     Четкой демаркационной  линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно "вкладывает" в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

     Произведения материальной  культуры помимо влияния на  духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная.

     Во многих вещах  эти две функции сочетаются, например  в архитектуре. И здесь многое  зависит от самого человека, поскольку  для извлечения неутилитарного  смысла из вещи необходим некий  уровень, например эстетического  развития. "Духовность" вещи не  первосозданна, она заложена в нее человеком и превращает эту вещь в средство диалога между людьми. Духовная культура специально создается ради такого диалога с современниками и потомками. В этом ее единственное функциональное назначение. Материальная культура как правило, многофункциональна.

общечеловеческое наиболее ярко и отчетливо проявляется именно в материальной культуре. Ее ценности, принципы и нормы, оказываются более долговечными, чем ценности принципы и нормы духовной культуры.

     Материальная культура  служит цели удвоения человеком  себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к  продукту труда свою человеческую  меру, исходя из единства "меры  вещи" и "меры человека". У  духовной культуры существует  лишь одна мера – человеческая. Материальная культура внутренне  скрыто, латентно содержит в себе  духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материально культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое содержание открыто.

       

Информация о работе Функции культуры