Формирование понятия межкультурной компетентности и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучение межкультурной компетентности и пути ее формирования. Задачи исследования:
исследовать понятие межкультурной компетенции;
рассмотреть структуру межкультурной компетенции;
раскрыть пути формирования от межкультурной компетенции к межкультурной компетентности;
изучить формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур.

Файлы: 1 файл

Межкультурная компетентность и пути её формирования межком.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Глобализация современного мира с беспрецедентным расширением экономического сотрудничества народов всех континентов привела к росту межкультурного обмена, миграциям больших групп населения, к созданию всемирных торговых организаций, учреждений, компаний. Важным фактором экономического роста многих стран мира стал туризм. Все это означает, что когда-то единичные факты столкновения культур стали повсеместным явлением, требующем от людей принципиально иного понимания межкультурного взаимодействия и нового уровня коммуникативной компетентности.

Открытость  современного общества требует от людей  грамотного подхода к общению  с представителями других культур, однако межкультурные коммуникации все еще сопровождаются рядом  трудностей. В общении людей разных национальностей могут присутствовать проявления этноцентризма, как тенденции рассматривать мир сквозь собственные культурные фильтры, что нередко ведет к конфликтам и непониманию. Трудности межкультурной коммуникации могут также привести к фрустрации, эмоциональному расстройству, потере интереса к подобным интеракциям из-за дополнительных усилий, которые необходимо прилагать1. Поэтому так важен поиск путей снижения интолерантности, ориентация каждого человека на содружество культур, на мирные и добровольные принципы взаимодействия, приверженность идеям добрососедства, уважение прав и обязанностей разных народов, признание равноправия и равноценности всех культур мирового сообщества, которые помогут предотвратить агрессию, экстремизм, ксенофобию и терроризм.

Таким образом,  в связи с интеграцией и глобализацией в мировом сообществе сегодня особую актуальность приобретает проблема формирования межкультурной компетенции. Данная проблема рассматривается в исследованиях многих отечественных и зарубежных авторов.

Цель исследования – изучение межкультурной компетентности и пути ее формирования. Задачи исследования:

  1. исследовать понятие межкультурной компетенции;
  2. рассмотреть структуру межкультурной компетенции;
  3. раскрыть пути формирования от межкультурной компетенции к межкультурной компетентности;
  4. изучить формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур.

Объект исследования - межкультурная компетенция.

Предмет исследования - процесс формирования межкультурной  компетенции.

Гипотеза: межкультурная компетентность в современном обществе становится такой же социальной необходимостью, благодаря которой личность, владея ею, способна анализировать различия культур запада и востока и активно участвует в диалоге культур.

В данном исследовании использованы методы системного, культурологического, лингво-культурологического и сравнительного анализа, теоретического обобщения, позволяющих осуществить анализ особенностей различных культур. Исследование исходит из теоретических положений философии, социологии, культурологии и психологии относительно взаимосвязи социокультурной среды и личности, ее становления и развития - в процессе освоения ею общечеловеческих и национальных ценностей. Кроме того, при выработке системного представления о межкультурной компетентности были обобщены результаты когнитивного, прагматического и социокультурного аспектов исследования процесса межкультурной коммуникации.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка источников и литературы.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА

 

1.1 Исследование понятия межкультурной компетенции

 

Развитие современного общества невозможно представить без  процессов глобализации, интеграции, внедрения инноваций и постоянно растущего межкультурного взаимодействия. Эти процессы касаются всех сфер жизни человека – бытовой, культурной, научной, политической, экономической и др. На протяжении всей своей жизни мы, несомненно, сталкиваемся с представителями различных культур, ими могут оказаться соседи, коллеги или просто знакомые. Однако общение с ними может быть затруднено из-за различий в восприятии мира, культурных особенностей, языкового барьера. Данная ситуация требует развития толерантности и эмпатии, умения быстро адаптироваться и обладать гибкостью мышления, для того, чтобы успешно строить коммуникации и осуществлять эффективное взаимодействие. Все это можно объединить одним общим термином «Межкультурная компетенция».

Рассматривая данную проблему, нельзя обойти терминологическое разграничение понятий «компетенция» и «компетентность». Во многих областях наук эти термины употребляются как синонимичные. Мы считаем, что их необходимо четко разграничивать, когда вопрос стоит именно об исследовании данных понятий. Мы подразумеваем под понятием «компетентность» более профессиональный взгляд на проблему, более глубокое ее изучение, иногда до тонкостей, которые необходимы в каком-то сложном вопросе или его решении. В то время как «компетенция» подразумевает достаточное овладение («достаточность») для любого среднестатистического члена социума, то есть обладание достаточными способностями, достаточным набором знаний и умений, и способность воспринимать достаточно адекватно предложенную информацию.

Один из советских учёных, исследуя межкультурную компетентность и сравнивая ее уровни на примере знаний английского языка, пишет в своей работе «Лингвокультура и лингвокультурная компетентность» о том, что освоение родной лингвокультуры происходит в основном интуитивно в процессе постоянного наблюдения и имитации, а вот при овладении иной лингвокультурой доля таких приемов незначительна, но возрастает роль сознательного формирования межкультурной компетентности2

Один из исследователей в смысл понятия «межкультурная компетенция» вкладывает наличие комплекса умений, позволяющих адекватно оценить  коммуникативную ситуацию, соотнести свои намерения с выбором  вербальных и невербальных средств, воплотить в жизнь свои коммуникативные намерения, и проверить, отследить результаты коммуникативного взаимодействия с помощью обратной связи3

Учёные определяют межкультурную компетенцию как способность, которая позволяет языковой личности выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности. Рассматривая данную проблему с позиции лингводидактики, автор утверждает, что межкультурная компетенция предполагает формирование не только умений межкультурного общения, но и умений применения обеспечивающих его продуктивность эвристических процедур и стратегий постоянного познания особенностей конкретных культур и особенностей их взаимодействия4

Культурологи утверждают, что межкультурная компетентность представляет собой совокупность знаний, навыков и умений, при помощи которых индивид может успешно общаться с партнерами из других культур как на обыденном, так и на профессиональном уровнях. Что три группы знаний - аффективные, когнитивные и процессуальные позволяют достигнуть глубокого взаимопонимания и образуют основу межкультурной коммуникации5

Таким образом, анализ различных  источников показывает, что межкультурная  компетенция трактуется в исследованиях  по-разному. Одни исследователи рассматривают  ее как способность людей разного  пола и возраста мирно и без  взаимной дискриминации существовать в одном обществе, другие – как способность участвовать в чужой до этого культуре, третьи – как идентичность, объединяющую знания и образцы поведения, в основе которых лежат принципы многообразия мышления и осознания культурных процессов. В этой связи учёные определяют межкультурную компетенцию как определенное качество личности, основанное на трезвом осознании мира, истории и готовности к действию6.

 

1.2 Структура межкультурной компетенции

 

На сегодняшний день существует наиболее полная и охватывающая различные качества, способности и умения личности, модель межкультурной компетенции. Согласно этой модели, межкультурная компетенция состоит из следующих пяти элементов:

1. Установки  (любознательность и открытость, готовность отбросить предубеждения в отношении как чужой, так и родной культуры).

2. Знания (представление  о социальных группах, их характеристиках  и функционировании в обществе  в родной стране и стране  собеседника, об общих процессах  социального и личностного взаимодействия).

3. Умения интерпретации и соотнесения (способность понять и интерпретировать документ или событие другой культуры и соотнести с явлениями родной).

4. Умения познания  и взаимодействия (способность усваивать  новые знания о культуре и  их практических проявлениях, а также использовать свои знания, установки и умения на практике в ситуациях реального общения).

5. Критическое  осознание культуры или политическое  образование (способность критически, на основе определенных критериев,  оценивать деятельность и ее  результаты в собственной и иной культуре)7.

В данной модели, однако, не представлены такие компоненты, как знание иностранных  языков и  страноведение, которым традиционно  уделяется много внимания в отечественной  методике.

На основе изученных  моделей межкультурной компетенции мы выработали свою структуру, которая, по нашему мнению, учитывает все знания, умения и качества личности, необходимые для формирования межкультурной компетенции и, как следствие, успешного межкультурного общения.

В структуре  межкультурной компетенции необходимо выделить пять базовых компонентов - знания, умения, установки, стратегии, а также личностно-деятельностный компонент. Знания и умения - это традиционные для методики преподавания иностранных языков компоненты содержания обучения, которые обеспечивают возможность пользоваться языком как средством общения.

Таким образом, межкультурная компетенция - это  способность личности, базирующаяся на специальных знаниях, умениях  и навыках, а также личностных установках и стратегиях, с помощью  которой возможно успешное осуществление профессионального общения с партнерами из других культур.

2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

2.1 От межкультурной компетенции к межкультурной компетентности

 

Окончание второй мировой войны вызвало к жизни  небывалые миграционные процессы. Глобализация привела к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов и их культур. Учитывая тот факт, что каждая культура формирует свою уникальную систему ценностей, приоритетов и моделей поведения, можно с уверенностью говорить не только о важности, но и необходимости межкультурной подготовки человека как в рамках системы образования, так и вне ее. А межкультурная подготовка специалистов в конечном итоге является залогом успешности его карьерного роста на современном рынке труда.

Положение одного из, основоположников теории межкультурной коммуникации, сообщает нам о том, что «поскольку культуре обучаются, то ее можно и преподавать» открыла путь для конкретного систематического и организованного «обучения» чужим культурам8.

Межкультурное обучение направлено на развитие навыков  и способностей, которые помогают человеку успешно общаться с представителями других культур как в бытовом, так и профессиональном контексте. При этом специалисты в области межкультурной коммуникации и смежных наук оперируют понятиями «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность».

Так, слова «компетенция» и «компетентность» многими авторами употребляются как синонимы. По всей видимости, причина смешения терминов заключается в том, что понятие «компетенция» в различные научные отрасли российской действительности пришло из-за рубежа, а основу термина образует латинское слово, которое позволяет неоднозначное толкование производных терминов. Но анализ словообразования и семантики производных латинского com-peto в различных языках позволяет сделать вывод, что «компетенция» и «компетентность» не являются синонимами. Более того, многообразие русского языка образовало существительное «компетентность» таким образом, что словообразовательная модель указывает на то, что признак мотивирующей основы прилагательного может проявляться в разной степени и поддаваться измерению. Следовательно, под компетенцией следует понимать некий идеальный конструкт, набор необходимых для определенной деятельности знаний, способностей, умений и навыков. В случае с межкультурной компетенцией, соответственно, необходимых для успешного межкультурного общения. А компетентность – это освоенные человеком компетенции. Составляющие компетенции бывают в разной степени сформированы у разных лиц, с одной стороны, в силу индивидуальных особенностей, с другой стороны, идеальный конструкт «компетенция» является величиной переменной, находящейся под влиянием развивающихся научно-технических, экономических, социальных, культурных и т.д. факторов. Поэтому, чтобы быть компетентным в той или иной области, человек должен учиться на протяжении всей своей жизни, так как лишь в идеале человек может сформировать в себе все составляющие компоненты компетенции9.

Неотъемлемой  составляющей процесса формирования любой, в том числе и межкультурной компетентности, является рефлексия или самооценка человеком уровня своей компетентности.

Как обучающий, так и обучаемый при формировании компетентности учитывают актуальное содержание понятия «компетенция», некий актуальный стандарт.

Информация о работе Формирование понятия межкультурной компетентности и ее структура