Джованни Бокаччо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 01:04, доклад

Описание работы

Великим итальянским писателем раннего Возрождения был Джованни Боккаччо (1313-1375), друг Петрарки, автор знаменитого "Декамерона". Он родился во Флоренции (или в Чертальдо близ Флореции). Отец его был предприимчивым, энергичным купцом. Поддерживая деловые связи с Неаполем, он решил отправить подраставшего Джованни в этот город, принадлежавший в то время к числу наиболее культурных и процветающих городов Италии. Здесь
Джованни предстояло заниматься коммерческими делами, а также изучать юриспруденцию. Но ни к тому, ни к другому молодой Боккаччо склонности не имел. Зато, попав к королевскому двору, он быстро осваивается в этой новой для него среде.

Файлы: 1 файл

Джованни Боккаччо.docx

— 63.92 Кб (Скачать файл)

Джованни Боккаччо

 

Великим итальянским писателем  раннего Возрождения был Джованни Боккаччо (1313-1375), друг Петрарки, автор  знаменитого "Декамерона". Он родился  во Флоренции (или в Чертальдо  близ Флореции). Отец его был предприимчивым, энергичным купцом. Поддерживая деловые  связи с Неаполем, он решил отправить  подраставшего Джованни в этот город, принадлежавший в то время к числу  наиболее культурных и процветающих городов Италии. Здесь

Джованни предстояло заниматься коммерческими делами, а также  изучать юриспруденцию. Но ни к тому, ни к другому молодой Боккаччо склонности не имел. Зато, попав к  королевскому двору, он быстро осваивается  в этой новой для него среде. Он увлечен литературой. Его пленяет  нарядная суета придворной жизни. Подобно  молодому Петрарке, он пишет любовные стихи, героиней которых становится красивая знатная дама Мария д'Аквино, воспетая

Боккаччо под именем Фьяметта, что означает "огонек". Молва  делала ее побочной дочерью неаполитанского  короля Роберта. Согласно исторической

"исповеди" Боккаччо, Фьяметта  сперва отвечала на чувства  поэта, а затем увлеклась другим. Только следует иметь в виду, что в лирике Боккаччо много

"общих мест" и поэтических  схем. При всех ее литературных  достоинствах, она не стала таким  значительным явлением в истории  литературы, как гениальная лирика  Петрарки.

Впрочем, для писателей  раннего Возрождения достаточно характерна близость к литературным традициям средних веков. Но какие  это традиции? Это не жития святых, не проповедь аскетизма, не суровые  витязи героических саг. Это - любовная лирика трубадуров и куртуазный рыцарский  роман, начавший в XII в. свое победоносное шествие по странам Западной Европы. Любовь, земная любовь и в нем  чаще всего занимала главное место. К этому следует еще добавить веселые, нередко озорные фаблио. Шванки и новеллы, захлестнувшие  европейскую литературу высокого и  позднего средневековья, а также  поэзию и прозу вагантов.

Но ведь это именно те литературные явления средних веков, в которых вызревали семена Возрождения. Петрарка продолжил и развил традицию любовной лирики трубадуров. С той  же традицией в своей интимной поэзии связан и

Боккаччо. Только Боккаччо по складу своего дарования был в  гораздо большей мере эпиком, чем  лириком. Его стихия - это повесть, роман, новелла. Он прирожденный рассказчик, увлеченный красочным многообразием  мира. Потому в литературе средних  веков его прежде всего привлекали куртуазный роман и новелла. В  Неаполе он несомненно слушал также  народных сказителей - кантасториев, подсказавших ему распространенную у них строфическую форму октавы. Усердно читал молодой  Боккаччо и античных авторов. Со временем в классической эрудиции он не только не уступал Петрарке, но даже в чем-то превзошел его.

Средневековый куртуазный роман  был дорог Боккаччо прежде всего  как своего рода заповедник земной человеческой любви. При этом следует  отметить, что собственно "рыцарский" роман, полнее всего проявившийся в  романах цикла короля Артура и  рыцарей Круглого стола, не столь  привлекал молодого поэта, как средневековые  романы "античного" или "византийского" циклов, в чем-то связанные с классической древностью. Так, к ранним созданиям  Боккаччо относится написанный в  октавах роман "Филострато", восходящий к "Роману о

Трое" французского театра Бенуа де Сент Мора (XII в.). Только в  отличие от французского автора, большое  внимание, уделявшего батальным сценам и судьбам народов и государств, Боккаччо сильно сужает эпические горизонты  сюжета. Это история любви Приамова сына Троила и Бризеиды (у Боккаччо -

Гризеиды) - дочери троянского жреца Калханта, перешедшего на сторону  греков. Покинув по требованию отца Трою, Гризеида изменяет Троилу, влюбившись в греческого витязя Диомеда.

Событий в романе не так  уж много. Внимание автора обращено преимущественно  на чувства и размышления влюбленных. Для поэтической атмосферы романа характерен гимн любви, который поет Троил, беседуя со своим другом о Гризеиде. В духе платоников он называет любовь вечным и небесным светом, во власти которого пребывают боги, люди, земля и преисподняя. Она источник мира, дружбы и знания, она облагораживает Троила, делает его более мужественным и человечным.

Есть в романе еще один мотив, настойчиво звучащий в литературе эпохи

Возрождения. Когда сестра Троила прорицательница Кассандра  высказывает мысль, что дочь жреца  Гризеида недостойна царевича Троила, последний решительно заявляет, что  не венец и скипетр, но личные достоинства  поднимают человека на подлинную  высоту.

Аналогичный мотив отчетливо  звучит и в другом раннем произведении Боккаччо

- в пространном, на  этот раз написанным прозой  романе "Филоколо", который он  начал писать в Неаполе и  завершил во Флоренции, куда  по настоянию отца ему пришлось  переехать в 1340 г. В основе  произведения лежит популярная  в средние века любовная история,  неоднократно привлекавшая к  себе внимание поэтов разных  стран. Наиболее известен французский  роман "Флуар и

Бланшефлер" (XII в.). Итальянские  народные певцы - кантастории, хорошо знавшие  эту увлекательную историю, восходившую  к традициям древнегреческого, а  затем византийского романа, на итальянский  лад назвали героев истории - Цветок и Белый Цветок - Флорио и Бьянкофьоре. В греко- византийском романе всегда варьировалась одна сюжетная схема: молодые влюбленные подвергаются различным  испытаниям, их разделяют всевозможные неблагоприятные обстоятельства (похищения, бури, нападения разбойников и  т.п.), пока наконец судьба не соединяет  их прочными узами брака. Эту сюжетную схему находим мы и в "Филоколо".

Героиня "Филоколо" очаровательная Бьянкофьоре вырастает при дворе  арабского короля Феличе, властителя Гесперии. Ее отец, знатный римлянин (потомок завоевателя Карфагена), погиб на поле брани, мать (происходившая  от Юлия

Цезаря) умирает после  родов. Королевская чета сердечно относится  к новорожденной, хотя и считает  ее худородной. Положение меняется, когда юный сын короля Флорио влюбляется в девушку. Не желая допустить  неравного брака, король делает все, чтобы разлучить влюбленных. С  этого момента роман, подобно  греческим романам, приобретает  авантюрный характер. В действие включаются волшебные перстни, а также меч  бога Марса, выкованный Вулканом.

Бьянкофьоре по приказу короля тайно продают заморским купцам, распространяя при этом весть, что  она умерла, и на месте ее мнимого  погребения сооружают памятник. Когда  же впавшему в отчаяние Флорио мать открывает тайну исчезновения его  возлюбленной, он отправляется на поиски ее. Под именем

Филоколо (греч. - перенесший много испытаний из-за любви) Флорио минует ряд городов и стран, в  том числе древний Неаполь, переживает сильную бурю на море, его посещают аллегорические видения. Наконец, он находит  Бьянкофьоре в Александрии, во владениях  вавилонского эмира. Смелость и хитроумие  помогают им обрести друг друга, а  помощь Венеры и Марса спасает  от смерти, на которую их обрек ревнивый эмир. Роман благополучно завершается  венчанием на царство молодых  супругов.

Как уже отмечалось выше, в "Филоколо", так же как и  в "Филострато", затронут вопрос о  знатности происхождения и достоинстве  человека. Флорио не раз выступает  на защиту своей возлюбленной, утверждая, что истинное благородство заключено  в добродетели, а Бьянкофьоре, которую  считают худородной, сверх всякой меры наделена этим достоинством. Правда, как мы уже знаем, героиня романа вовсе не была низкого происхождения. Это не снимает вопроса об истинном благородстве, решаемом в духе ренессансного  гуманизма. И любопытно отметить, что если уж героине романа, в  соответствии с поэтическим сказанием, надлежит быть знатной, то под пером  Боккаччо ее предками становятся славные  деятели римской истории Сципион  Африканский и

Юлий Цезарь.

Классическая древность  все время вторгается в творения итальянского гуманиста. По верному  замечанию А.Н. Веселовского, "сравнительно с средневековою, классическая древность  дала Боккаччо наибольшие средства развития, тогда как в прежних обработках романа указания на нее не выходят  за общий средневековый уровень, вроде "Книги Овидия", по которой  Флорио и

Бьянкофьоре учатся любить".

По примеру древних  эпопей в ход событий вмешиваются  античные боги. Венера и

Марс покровительствуют  влюбленным, Диана, которой молодые  люди как-то забыли воздать подобающие ей почести, некоторое время преследует их, а затем сменяет гнев на милость. При этом боги непосредственно появляются на страницах романа: так, Венера, к  которой взывает Бьянкофьоре, предстает  ей в ослепительном сиянии, в пурпурном  покрывале, увенчанная лаврами. Не обходится  дело и без Амура, перед статуей  которого происходит бракосочетание влюбленных.

Между тем действие "Филоколо" относится уже к христианской эре. Только увлеченный классической древностью автор даже Иисуса Христа называет сыном

Юпитера, дьявола - Плутоном, а католическую церковь наделяет обликом Юноны.

Много в романе отзвуков античных авторов, особенно Овидия. Примечательна  в этом отношении всецело принадлежащая  Боккаччо история несчастной любви

Филено, превращающегося  в источник.

Традиции классического  эпоса в сочетании с вольной  поэтической манерой кантасториев отчетливо проявились также в  поэме (или романе) "Тезеида", написанной во Флореции. Среди источников этой поэмы следует прежде всего указать  на "Фиваиду" древнеримского поэта  Стация, а также на произведения

Овидия и Вергилия. Хотя Боккаччо и ставит себе в заслугу  то, что он впервые написал на итальянском языке поэму о  деяниях бога войны Марса, собственно батальные эпизоды не составляли сюжетную основу произведения. Правда, поэма начиналась с похода афинского "герцога" Тезея в Скифию против таинственных амазонок, предводительствуемых царицей Ипполитой. Но поход не привел к большому кровопролитию. Он завершился благополучным миром. Царица амазонок стала супругой Тезея, а ее сподвижницы  избрали себе мужей среди греческих  воинов, забыв о былой ненависти  к мужчинам. Марсу пришлось сложить  оружие перед Амуром. Новая война, которую Тезей повел против Фив, приносит ему победу над фиванским  царем Креонтом, и Марсу вновь  приходится покинуть поле брани. Боккаччо этому рад, он дает обещание петь отныне об Амуре. С этого, собственно, и начинается основная часть пространной поэмы, написанной октавами.

Перед нами обстоятельная  новелла о двух друзьях - фиванцах, Арчите и

Палемоне, внуках Кадма, попавших в плен к Тезею и влюбившихся  в сестру его жены Ипполиты прекрасную Эмилию. Понятно, что история Арчиты и Палемона не идет по гладкому пути. Фортуна бросает их в темницу  и в довершение всего заставляет вступить в единоборство. Марс и  Венера вмешиваются в их судьбу.

Великолепно описание грандиозного турнира, происходящего в присутствии

Ликурга, Агамемнона, Кастора, Поллукса и других прославленных  персонажей античного героического мифа. В конце концов успех склоняется на сторону

Венеры. Супругом Эмилии становится Палемон, перед сражением принесший  жертву в храме Венеры.

Но не эффектные картины  турнира, битв и поединков, тешащих  сердце воинственного Марса, являются душой поэмы. Ею является драматическая  история двух друзей, одновременно пораженных стрелой Амура. Здесь  смог

Информация о работе Джованни Бокаччо