Духовные миры и изобразительное искусство древних людей (по материалам раскопок в Костёнках)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

Содержание работы

Введение
1. Искусство эпохи палеолита
2. Палеолитические краски
2.1 Украшения палеолита
2.2 Скульптура палеолита
Заключение

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 2.11 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕТРА  I»

 

Кафедра истории, философии и русского языка

 

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Тема: Духовные миры и изобразительное  искусство древних людей (по материалам раскопок в Костёнках)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

Содержание

 

Введение

1. Искусство эпохи  палеолита

2. Палеолитические краски

  2.1 Украшения палеолита

  2.2 Скульптура палеолита

Заключение

 

Введение

Древнейшие сохранившиеся  художественные произведения были созданы  в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени–всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей  к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени  учёные придерживались двух противоположных  взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими  пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические  знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают  мнение, что и те и другие формы  появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых  древних изображений на стенах пещер  эпохи палеолита относятся и  оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

  1. Искусство эпохи палеолита

Каменный век – древнейший период в истории человечества (начался  свыше 2 млн. лет назад, продолжался  до VI тысячелетия до н. э. ), когда  орудия труда и оружие изготовлялись  из камня (отсюда и название эпохи– каменный век); делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Люди каменного века придавали  художественный облик предметам  повседневного обихода - каменным орудиям  и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем  они так поступали? На этот счёт можно  строить лишь предположения. Одной  из причин возникновения искусства  считают человеческую потребность  в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С  поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные  на камне изображения, которыми покрывали  стены и потолки подземных  пещер - пещерные росписи. Люди того времени  верили в магию: они считали, что  с помощью картин и других изображений  можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой  или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей  охоты.

2. Палеолитические краски

В 1976 г. при раскопках культурного слоя в Костенках 21 было найдено ребро мамонта, окрашенное в красный и черный цвета. Окрашенные кости и раньше встречались на многих палеолитических стоянках. Однако зачастую эта окрашенность была вторичной, т. е. переходила из окрашенного слоя на кость в процессе захоронения. Здесь же, в Костенках 21, слой совсем не был окрашен на том участке, где найдено ребро. Очевидно, что ребро мамонта было окрашено палеолитическими охотниками. Особенно интенсивно окрашена головка ребра, имеющая легкую замятость в результате ударов. Почти по всей поверхности головки краска образовывала тонкую корочку темно-вишневого цвета с металлическим оттенком. На остальной части ребра краска сохранилась пятнами, причем можно предположить, что она стерта на том участке, за который это ребро удобно брать в руки. На отдельных участках можно проследить, как красная краска перекрывает черную. На одной из плоскостей ребра было 26 тонких параллельных черточек-нарезок. Впервые был четко документирован в Костенках факт раскрашивания костяных изделий. Ранее подобные находки были известны лишь на Украине в Мезинской иМежиричской стоянках. Благодаря этим находкам мы начали пересмотр окрашенных костей в палеолитических стоянках Костенок, и их оказалось много.

Здесь следует отметить, что исследователи палеолита не обращали пристального внимания на краски. Обычно они ограничивались простой констатацией наличия «охры», как археологи обозначают краски любых тонов, причем преимущественно не охристые, а красные. Никто не занимался анализами таких красок. Часто их даже не сохраняли, описывая суммарно только в дневниках. Не делали попыток и классифицировать такие находки, хотя в этом была необходимость, ввиду того что встречались красители довольно большого спектра.

Технология их изготовления, химический состав, да и спектр оставались без внимания. Обычно полагали, что первобытные люди использовали находки естественной краски. Не было каких-либо анализов даже для пещерной живописи. 1теперь французские исследователи поняли, сколько информации они теряли, и появились первые серьезные результаты, выполненные по знаменитой пещере Ляско. 1 группой специалистов были произведены тщательные химические и рентгеноструктурные анализы красок, найденных в пещере, проделаны эксперименты, которые показали, что первобытные люди не просто использовали красители, которые находили в природе, но и научились их добывать сложным путем.

Особенно много в палеолитических стоянках Костенок встречается темно - вишнёвой краски. Часто находили и обломки кусочков железистых соединений, часть которых растиралась до порошкового красителя. На некоторых кусочках имелись следы скобления красящего вещества. Нами была проведена серия экспериментов по изготовлению этой краски.

В окрестностях Костенок в песках меловой эпохи встречается много железистых конкреций в виде сферосидерита, т. е. округлых конкреций с лучистым строением, и лимонита. Обломки сферосидеритов, лимонита, а иногда и целые - конкреции отмечены в ряде палеолитических стоянок. Подобные конкреции мы помещали в костер; уже через полчаса наиболее рыхлые ржавые участки становились темно-вишневыми, и можно было соскабливать красную пудру. Длительный обжиг давал еще больший эффект. Через 6—10 ч почти вся конкреция становилась темно - вишневой и ее можно было растолочь до порошковидного состояния. Правда, некоторые участки конкреций становились металлическими. Очевидно, часть железа, особенно на поверхностных участках, переходила в окисное состояние, в глубине же концентрировалось более чистое железо. Причем процесс перехода окиси железа из одного состояния в другое является очень сложным и дает много форм, которые находят отражение в спектре красителей. Из подобных конкреций можно получить красители не только красных, но и охристых тонов. Это характерно, например, для переходного состояния от гетита к гематиту. Гидроокислы железа типа гетита дают, как правило, охру настоящую, гематит и магнетит — темно-красные тона. Большое значение для цвета имеет также участие окислов алюминия и каолинита.

Проблема получения темно-вишневой краски палеолитическими людьми нами решена экспериментально очень надежно. Краску алых тонов первобытные люди, очевидно, добывали в окрестностях Костенок из неогеновых глин, сохранившихся кое-где в карстовых полостях. Основу красящего вещества и в этой краске составляют окислы железа при большом влиянии гидроокислов алюминия. Тонкие глинистые частицы полностью прокрашены, и вся масса в целом имеет плотный, густой красный цвет.

Сложнее обстоит дело с анализом черной краски. Ею могли служить древесные угли и пережжённая кость, которые в смеси с жиром дают тонкую массу. Но на многих предметах в Костенках черная краска имеет вороненый оттенок металла, особенно на бивнях. Это не уголь. Судя по анализам из пещеры Ляско, это краска, получавшаяся из двуокиси марганца. В Ляско найдено более сотни кусочков окиси марганца, использовавшихся для нанесения черных рисунков. По-видимому, и в Костенках также использовалась двуокись марганца. Данные спектральных анализов, выполненные в лаборатории ЛОИА АН СССР, указывают на неоднородность черных красителей. Наряду с углем использовались и оки<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_00284_0029__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-si


Информация о работе Духовные миры и изобразительное искусство древних людей (по материалам раскопок в Костёнках)