Древняя греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.

Файлы: 1 файл

Большое влияние на жизнь древних греков оказывали их верования и обряды.docx

— 256.32 Кб (Скачать файл)

"Сам я кончины зато избежал.

И пускай пропадает

Щит мой.

Не хуже ничуть новый могу я

добыть".

Это - уже совершенно иные настроения. Индивид, отбросив ставшие тесными узы родовой морали, противопоставляет личную жизнь, свободу, самостоятельность - безликому коллективизму, "роевому" началу культуры.

Настроения такого рода вызвали острый протест и старой, родовой, аристократии, и господствующей верхушки нарождающейся цивилизации. Выразителем их взглядов выступил спартанский поэт Тиртей:

"Славное дело - в передних рядах с врагами

сражаясь,

Храброму мужу в бою смерть за отчизну

принять...

Гордостью будет служить и для города и для народа

Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется ряд,

И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,

Жизни своей не щадя и многомощной души."

Классика попытается примирить эти крайности. Прославленный государственный деятель и поэт Солон поставит на первое место чувство меры, умение соблюдать "золотую середину". Этому принципу меры наиболее полно соответствует аретэ - принцип и идеал гармоничного развития гражданина полиса, который сочетает достоинства политического деятеля, качества знатока искусств, совершенство физически развитого воина. "Меру во всем соблюдай", но у каждого - своя мера и уметь её соблюсти, достигнув гармонии, состояния аретэ должен каждый гражданин.

Эллинизм - период упадка культуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ни ступала нога воина Александра Македонского (рис. 7.6), повсюду, но не в самой Греции. Здесь городское хозяйство постепенно приходит в упадок, а после смерти Александра и войны его соратников между собой за раздел и передел "империи" влияние Греции сходит на нет. Очень скоро она превращается в заштатную провинцию Древнего Рима. Для этого этапа характерны настроения индивидуализма и космополитизма. Следует отметить, что в области поэзии, литературы плодотворно трудились не только мужчины: Архилох, Анакреонт, Алкиан, Мимперм и др. История донесла до нас и женские имена: Сапфо с острова Лесбос, Коринна из Танагры, Телесилла из Аргоса, Праксилла из Сикиона. Греческие поэты в отличие от Гомера, Гесиода, открывают не героическое время, а лирическое - время индивидуальных, интимных переживаний, раздумий, чувств. До нас дошли строчки стихов-сетований поэтессы Сапфо:

"Луна и Плеяда  скрылись,

Давно наступила полночь,

Проходит, проходит время -

А я все одна в постели..."

(пер. А. Ахматовой)

Не менее впечатляющи достижения греков в области науки. Именно им удалось впервые создать теоретическую науку.

Для научного познания характерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:

1. Явления и в  обществе, и в природе должны  наблюдаться. (Принцип наблюдаемости)

2. Выдвигается предположение, какие процессы, недоступные непосредственному  наблюдателю, вызывают наблюдаемое  явление. (Принцип выдвижения гипотез)

3. Из предполагаемых (гипотетических) причин выводятся  гипотетические (вероятностные) следствия (Принцип дедукции), которые могут  быть проверены на опыте, в  практике, в эксперименте.

Все эти три метода были заложены ещё в науке, возникшей в древних цивилизациях. В Древней Греции вводится четвёртый элемент - проверка, доказательство гипотез, осуществляемая рациональными, логическими рассуждениями.

Учение о методах научного познания было изложено Аристотелем, известным философом, в его "Органоне", где он описывает приемы получения из истинных положений новых истинных положений, не требующих дополнительной проверки. Таким образом, греческая наука очень рано стала превращаться в теорию. В математике это проявилось в создании дедуктивной науки, что характерно для творчества Евклида. Наука древних цивилизаций Востока, Египта была достаточно развита: вавилонские математики уже во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создали шестидесятеричные счётные таблицы, чего не смогли или не хотели создать греки и через 2 тысячи лет. В Вавилоне за 1000 лет до Пифагора вычислили отношение длины диагонали квадрата к его сторонам. Но им не пришло в голову сформулировать теорему, общее правило, как сделал Пифагор. У них отсутствовала попытка доказать математические выкладки. Их задачи носили рецептурный характер.

Для греческой науки было характерно стремление к знанию ради знания. В этом - её сила, но и её слабость: практическим применением знания греческие мыслители не интересовались, считая это "не ценным", уделом "несвободных". Открытия в области математики, механики, физики больше служили делу разрушения - применялись на войне, но не созиданию, не производству. Они служили средством развлечения - например, механические изделия на сценах театров, но не средством облегчить производительный труд. Противоположность, характерная для цивилизации, разорвала духовную и материальную культуры на две самостоятельные области и, в конце концов, подорвала способность обеих к совершенствованию и развитию. В области науки плодотворно трудились Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Ктесибий из Александрии (создатель водяных часов, клепсидры), Теофраст и другие, заложившие новые формы научного знания, оказавшего своё влияние на культуру соседних народов.

Не менее важны достижения античности в области архитектуры. Хотя архитектурное дело ценилось меньше, чем занятия абстрактными видами умственного труда - философией, математикой, тем не менее архитектура позволяла претворить в камень те эстетические идеалы, которые разрабатывались мыслителями, и рассматривалась как необходимая и почётная деятельность.

Для Древней Греции характерно раннее складывание различных стилей: дорического, ионического и коринфского. Наиболее ранняя, микенская, колонна, суживалась книзу. Дорический и последующие стили дают колонну, суживающуюся кверху. Сужение колонны идёт по особой бочкообразной линии, называемой энтазисом. Очень рано разрабатывается и архитектурный ордер. Полный архитектурный ордер включал в себя следующие части и их элементы:

Пьедестал колонны, её нижняя часть. Она состояла из базы, тела пьедестала или стула, карниз.

Вторую часть образует сама колонна, она состоит из базы, стержня (тело), капители (главы).

Третью часть образует антаблемент. Он находится над колонной и состоит из архитрава, фриза, карниза.

Иногда тело колонны покрывали желобки - каннелюры. Если древнейшие сооружения представляют собой тяжеловесные сооружения, то впоследствии колонны суживаются, вытягиваются в высоту (соотношение диаметра к высоте колонны составляло 1:4), что придавало зданию стройный вид. Утверждается правило перистиля (здания, обнесенного со всех сторон колоннами): боковая стена должна иметь двойное количество колонн плюс одну по сравнению с фронтальными. В таком случае получаются соотношения 6:13, 8:17. Позднее появляется двойной, тройной ряд колонн. Архитектура тесно связана с героическими и трагическими сторонами культуры Античности. Святилище Артемиды в Эфесе было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном на болоте, чтобы оно не было разрушено землетрясениями. Но в 356 г. до н. э. было сожжено Геростратом! С той поры в культуру вошло выражение: "Геростратова слава" - известность, достигнутая бесчестным, преступным поступком.

После победы над персами в Афинах строятся многочисленные здания, например, храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон из Элиды), храм Посейдона в Лукании и др. Но наибольшего размаха строительство достигает в период правления Перикла. За неполных два десятка лет были построены Парфенон, Пропилеи (ворота, ведущие на Акрополь, смешение стилей дорического и ионического), храм Афины-победительницы (ионический стиль), Эрехтейон, театр Одеон и был отстроен порт Пирей. Поражение в войне со Спартой, а затем распад империи Александра приводят к изменениям в архитектуре. В собственно Греции строятся здания светского характера: театр Диониса на Акрополе (330 г. до н. э.), театр в Сиракузах, в Эпидавре. В Александрии Египетской при Птолемее Сотере возводится знаменитая Библиотека. При Птолемее Филадельфе она насчитывала уже около 50 тысяч свитков, а спустя 250 лет - при Цезаре - уже 200 тысяч. Особых успехов достигло градостроительство. Считается, что только царь Селевк основал 75 новых городов на развалинах Персидского царства. По преданию, Александр Македонский основал 70 городов. Бурное градостроительство вызвало потребность в архитектуре. Но это развитие - чисто механическое, происходило смешение стилей. Греческий канон вынужден был учитывать азиатские традиции, получались смешанные художественные формы, выражающие идею власти космополитического характера. Преобладает погоня за "чистой" формой. Например, храм Дидимайон в Милете был окружен двойной колоннадой, состоящей из 210 колонн. А это уже признак "вырождения" культуры.

Другим, не менее замечательным достижением культуры античной Греции, являлся театр.

Театр берёт своё начало от ритуалов, а затем и религиозных представлений, "мистерий". В Греции во время Великих Дионисий ставились постановки, изображающие смерть и Воскресение Диониса. Поскольку пьеса предназначалась Богу, она не повторялась, а для каждого празднества писалась заново. Непременными "участниками" представления были сатиры, козлоногие люди, спутники Диониса. "Трагедия" и означала первоначально "песню козлов", сатиров. Хоры сатиров, то есть трагедия, известна с VII в. до н. э. Затем появляется актёр, ведущий диалог с хором. Такая трагедия стала называться драмой. Великий драматург Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н. э.), Софокл - третьего. Обычно трагедию играли три дня, во время которых разыгрывалось три драмы, трилогия, связанные одним сюжетом. Софокл отошёл от этой практики - у него каждая из трагедий есть единое целое. Чтобы разрядить психологическое напряжение, возникающее в ходе восприятия трагедии, давали "сатировую драму" - комедию, веселое представление. В трагедии обычно участвовали: протагонист (положительный герой), антагонист (антигерой), девтерагонист (второй актёр), тритагонист (третий актёр), хор и корифей (актёр, представляющий мнение драматурга, автора пьесы).

Источником сюжетов для греческого театра были мифы. Герои трагедий - герои мифов. Но мифологическая ситуация - лишь повод для пополнения её актуальными политическими, философскими, нравственными идеями, чтобы утвердить высокое чувство гражданственности и патриотизма. Великие поэты и драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид восходили до гениальных философских обобщений: существует ли божественное управление миром? И если оно существует, то какие нормы для него характерны? Почему самые разумные человеческие планы постигает неудача? Как соотносятся нормы общества и интересы личности, разумно ли подчиняться общему, или личности следует предоставить полную свободу? Однозначные ответы жизнь на такого рода вопросы не давала, не могли ответить однозначно и драматурги, но однозначно не может ответить на них и современность. Отсюда - соревнование, агон, который пронизывает творчество древнегреческих драматургов. У Эсхила воля богов (общества) справедлива. В его трагедиях "Персы", "Орестея", "Прикованный Прометей" божественная воля, хотя и сурова, но позволяет утвердить порядок, норму в обществе, сохранить его единство. Софокл в своих драмах "Царь Эдип", "Эдип в колоне", "Антигона", "Аякс", "Следопыты" утверждает идею всесилия воли богов (общества). Но добро или зло несут боги людям - этический смысл божественной воли скрыт от людей, считает Эсхил. Конфликт его пьес - в противоборстве человека и рока, судьбы, в котором человек проигрывает. У Еврипида в таких пьесах, как "Медея", "Троянки", "Алкестида", "Ифигения в Авлиде", "Вакханки", боги - жестоки и коварны, они нечестны в их поведении с людьми, злопамятны и несправедливы. У Еврипида происходит профанация, обмирщение мифа и деградация его персонажей.

В комедийном жанре сочиняли пьесы: Аристофан ("Ахарнане", поставлена в 425 г. до н. э.), Эвполид ("Демос"), Кратин ("Законы") и др. Комедия означает "песню комоса", то есть праздничного деревенского шествия. Для комедии характерно соединение песен с весёлыми сценами. Иногда в комедии присутствовали непристойности, фаллические шутки, похабщина. Всё это соединялось с политической сатирой. Комедии направляли свои нападки против демократических группировок - Перикла, позднее Клеона и Гибербола. Прошлое, связанное с управлением тиранов, приукрашивалось и восхвалялось. В золотой фонд памятников комедийной культуры вошли такие пьесы Аристофана, как "Ахарняне", "Мир", Лисистрата "Лягушки", "Облака", "Всадники".

Вершины своего развития культура достигает в представлениях о человеке, о том идеале, к которому стремится сам человек и поощряет его стремления общество. Для античной Греции этот идеал культурного человека был сформирован Аристотелем в его "Никомаховой этике". Аристотель выводит идеал человека "по праву гордого", это тот, кто считает себя достойным великого, будучи того достойным. Этот человек, по мысли Аристотеля, должен иметь определённые физические данные, прежде всего высокий рост, ведь "красота бывает в большом теле, а малорослые изящны и хорошо сложены, но не прекрасны". В движениях герой неспешен, "ибо не станет торопиться тот, кому мало что важно, а герой считает важным очень немногое". Он должен избегать резких движений, говорить спокойно. Важную черту человека культурного, "по праву гордого" составляет "честь". Но удовольствие могут составить лишь почести, воздаваемые людьми благородными, то есть равными самому герою. Незаслуженным бесчестьем можно и пренебречь, но не позволять никому задевать себя. Культурный человек должен быть щедрым, но обязан соблюдать меру между плебейским швырянием денег на ветер и мелочной расчётливостью. Сам он охотно оказывает благодеяния, но принимать от других - избегает. За благо он воздаёт ещё большим благом. Он помнит тех, кому оказал услугу, а не тех, кто её ему оказал, так как услуга - унижает. У римлян, в представлении Тацита (здесь утверждаются противоположные мнения), услуга - возвышает, и её надо помнить.

"По праву гордый" - правдив и честен, ибо ничего не боится. Он открыто любит и открыто ненавидит. К другим он приспосабливается с трудом - ведь в этом есть что-то рабское. Его нелегко удивить, он не склонен ни к похвалам, ни к осуждению, он не жалуется и не просит. Он предпочитает владеть вещами прекрасными и не приносящими пользы. В трудную минуту, на войне он смело идёт навстречу опасности и не щадит своей жизни, считая, что не стоит цепляться за жизнь любой ценой. Он не возносится над теми, кто стоит ниже него, зато держится величественно с людьми высокого ранга.

Информация о работе Древняя греция