Древняя греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Греки придумали пантеон богов, чтобы объяснить многие явления природы, и поселили их на горе Олимп на севере Древней Греции. Зевс-громовержец был самым могущественным богом, его жена Гера была покровительницей семьи и брака, Аид – царем мира мертвых, Аполлон – богом солнечного света и врачевания, Артемида – богиней лесов и гор, Афина – богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Афродита была богиней любви, Арес – богом войны, Дионис – богом виноделия.

Файлы: 1 файл

Большое влияние на жизнь древних греков оказывали их верования и обряды.docx

— 256.32 Кб (Скачать файл)

·        социальная организация полиса, демократический характер   многих из них;

·        относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;

·        развитое чувство гражданской ответственности и критического мышления, когда каждый грек считает себя ответственным не только за свою судьбу, но и за судьбу всего государства, всего полиса;

·        наличие совершенной системы письменности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. самой совершенной по тем временам системы средств фиксации, хранения и передачи информации;

·        распространение публичных дискуссий, что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения; разрабатываются приемы логического доказательства; система обучения и образования приобретает характер социального института;

·        индивидуализация духовного мира личности, формирование самосознания и самооценки;

·        формирование общественного мнения, поощрявшего творческие личные достижения (дух «агона», соревновательности во всех сферах деятельности — в производстве, спорте, политической жизни, культуре).

Все эти факторы в тесном единстве, во взаимодействии между собой определили окончательное разложение основ мифологического сознания, деантропоморфизацию природы, рационализацию форм культуры, категоризацию мыслительной деятельности, возможность теоретического противопоставления в сознании человека субъекта и объекта, мира и человека, предмета и его образа, вещи и ее имени и т.д.

В конечном счете кардинально изменяется характер отношения человека к миру: мир предстает, с одной стороны, как некий объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерностями, а с другой — как некая универсальная целостность (макрокосм), находящаяся в определенной связи со своей неотъемлемой частью — человеком (микрокосмом). На этом уровне универсальные отношения Человека и Мира, т.е. те отношения, которые придают Миру и Человеку внутреннее единство и целостность, выделяются сознанием и осознаются человеком. Именно в этих условиях становится возможным появление важнейших мировоззренческих установок и представлений:

·        установки на получение нового знания;

·        представления о том, что познание есть некоторая самостоятельная ценность;

·        установки на выявление некоторых естественных, а не сверхъестественных причин различных явлений;

·        представления о систематичности знания, последовательности его накопления;

·        установки на обосновываемость, доказательность знания, идеи о необходимости обоснования истинности нового знания.

Именно эти установки способствуют окончательному разрыву с мифологией и созданию оснований качественно нового, рационалистического, научно-познавательного способа мышления.

 

 

 

 

Античная культура Древней Греции

 
Античная культура Древней Греции складывалась на протяжении нескольких столетий в условиях особой государственной системы — городов-полисов. Различия между ними носили достаточно выраженный характер — их граждане говорили на разных языковых диалектах, пользовались собственными календарями и монетами, почитали своих богов и героев. 
 
Тем не менее, с VIII—VI вв. до н. э., периода возникновения и расцвета полисного строя, складываются вполне отчетливые черты греческой архаики. 
 
К ним относятся: 
 
1 интерактивный, синтезирующий характер (интеракция — взаимодействие) древнегреческой культуры: она синтезировала достижения разнотипных древних культур, избегая слепого подражания; 
 
2 космологизм, означавший, что Космос являлся абсолютом культуры: он воплощал в себе Мир, Вселенную, порядок, противостоящий Хаосу; 
 
3 каноничность, сводившаяся к соблюдению канонов (правил, ориентированных на достижение идеала) в философии, искусстве, строительстве, в пропорциях гармонической человеческой фигуры; 
 
4 состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества — художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.; 
 
5 диалектичность, выражавшаяся в единстве противоположностей (первоначально термин «диалектика» означал умение вести беседу). 
 
Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в области производительной деятельности народов Древней Греции — в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, флота. 
 
С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, которая, тем не менее, сохранила свои основные достижения, дав толчок развитию европейской культуры в целом. 
 
Мифология. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога — Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина — богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес — бог торговли;Артемида — богиня охоты; Афродита — богиня любви к красоты и т.д. 
 
Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Человекоподобные изображения богов стали основной формой развития античного искусства Древней Греции. 
Религия. Огромное значение в древнегреческой религии имели представления о загробном мире. Властелином царства мертвых являлся Аид, у ног которого находится пес Цербер. Самая мрачная часть Аида — Тартар — пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было. 
 
Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Именно Древняя Грецияявилась той ступенью социокультурного развития, на которой родилась философия. Ее зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, и анализе мира повседневности. В результате сформировался отличительный признак философии — стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. В Древней Греции сформировались известные философские школы: милетская (VI в. до н.э.) и элейская (VI — V вв. до н. э.). В историю философской мысли вошли имена древнегреческих философов — Сократа, Платона, Аристотеля и др. Грандиозные философские системы включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др. 
 
Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии. 
 
Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Они носили характер преднауки, в которой знания еще были включены в предметно-практическую деятельность человека. 
 
Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое. 
 
Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIX в. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке. 
 
В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель. 
 
На рубеже VII—VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который посвятил свои произведения описаниям войн. В целом, история, как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий. 
 
Художественная культура. Древнегреческая литература — древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. 
 
Высокого уровня развития достигли архитектура (храмы Аполлона, Артемиды, Зевса, Афинский акрополь),скульптура (статуя Зевса, «Дискобол», Афродита Книд- ская), возник театр. Театр Греции — древнейший на территории Европы, достиг своего расцвета в V веке до н.э. Драматургия и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, где распевались торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия, а также веселые песни, из которых родилась комедия. Театр был государственным учреждением, поэтому государство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела города. 
 
В архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов. 
 
В целом древнегреческая художественная культура и искусство ориентировались на идеалы возвышенного и прекрасного. 
 
Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре —период эллинизма. 
 
 
В широком смысле понятие «эллинизм» означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н.э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н.э. — Египет. 27 г. до н.э. — дата рождения Римской империи. 
 
Эллинистическая культура не была единообразной. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческое искусство и литература, философия, наука, архитектура. Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самос- ский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н. Коперник. Яркими являются бессмертные творения - Венера Милосская, «Лаокоон» и др. 
 
В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек — Александрийская. 
 
Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации, все ее достижения в своей основе связаны с идеями и образами древнегреческой культуры. Культура Древней Греции содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры в области философии, естественных наук, литературы, искусства. Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.


 

 

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия — любовь к Мудрости — сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.  
 
Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства — «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины  
 
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии.  
 
Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.  
 
Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в рдну — космологию.  
 
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.  
 
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.  
 
Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.  
 
Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.  
 
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.  
 
Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.  
 
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только еобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов октавы. Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.  
 
В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.  
 
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».  
 
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.  
 
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.  
 
Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.  
 
Геродот — великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах — современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.  
 
Но больше в области географии все же известен Птолемей — автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

 

 

 

 

ГРЕЦИЯ

РИМ

Философия

Греция считается родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии – космологизм. Философские школы – свободные объединения вокруг учителей –Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона иАристотеля.

Римская философия не достигла такого размаха До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека.

Литература

Является одним из самых значительных явлений древне- греческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, поэты Гомер, Сафо, БаснописецЭзоп.

Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографииСветония, Варрона.

Скульптура

Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именамиФидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа.

Уделялось главное внимание индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута,статуи Августа, Марка Аврелия.

Архитектура

Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.

Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.

Театр

Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.

Римский театр был более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности, психологизма. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенству.

Праздники и зрелища

Народные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные.

Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город встречал героя-захватщика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища – гладиаторские бои.


 

 

 

7.3. Достижения и  ценности культуры цивилизации  Античной Греции

Наследие античной Греции бесконечно богато по своему духовному содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно оказывало и оказывает и сегодня своё воздействие и на культуру других народов. Но особенно - на европейскую культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных и безымянными демиургами (мастерами высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Назовем лишь некоторых из них.

Считаем, что начать надо с упоминания героического эпоса, который получил название "Илиада и Одиссея". Этот цикл песен традиция приписывает слепому певцу-аэду Гомеру. По всей вероятности, певец жил около 800-750 г. до н. э. Он обработал ряд песен, которые уже сочинили до него, некоторые из них сочинил, возможно, и сам, соединил их в цикл, объединив оригинальной композицией. Поэмы "Одиссея" (она была создана раньше, чем "Илиада") и другие образовали так называемый "Троянский цикл", куда входили и другие поэмы "Кипреи", "Малая Илиада". Именно в этих поэмах приводится миф о причине войны: яблоке, с надписью "Прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида.

Впоследствии создаётся ряд поэм-подражаний. Создателей такого рода произведений стали называть эпигонами (последователями): создаются "Эфеониды", "Разрушение Илиона" (Арктин), "Малая Илиада" (Лесхес), "Телегония" и др. Среди эпигонов особое место занимает Гесиод (VII в. до н. э.). Он создаёт три новых жанра: космогонический - "Теогония", генеалогический - "Каталог женщин", дидактический (назидательный) - "Труды и дни". Именно у Гесиода мы находим первые попытки философски осмыслить первоначало (архэ) этого мира. В "Теогонии" ("Происхождении богов") поэт спрашивает у Муз: "...что прежде всего народилось?" На что получает ответ: "Раньше всего зародился хаос". Космос - порядок, организация - явление более позднее, вторичное. Эпические поэмы Гомера, Гесиода и других поэтов архаики впоследствии будут питать всю древнегреческую духовную культуру - поэзию, театр, философию.

Но архаика закладывает те противоречия, которые будут двигать, развивать всю культуру цивилизации, и которые она так и не сможет преодолеть. Это противоречие между богатым и бедным, свободным и рабом, общиной и личностью и, в конце концов, между обществом и культурой. В наиболее отчётливой форме их выражает поэзия. Становящийся полис - центр культуры, требует единения всех граждан и в труде, и в бою. А защищать свой город приходилось часто, правда, нередко приходилось отстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть, мужество, смелость - необходимые черты культурного человека того времени. "Со щитом или на щите" - вот поговорка, наиболее полно характеризующая настроения патриотизма, коллективизма этой эпохи. Но любая культура амбивалентна, и настроения индивидуализма и реализма выразил замечательный поэт Архилох, описавший поведение воина, бежавшего с поля битвы:

Информация о работе Древняя греция