Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа
Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трех тысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.
История Индии не
знает в отличие от Китая
ни крестьянских восстаний, ни
народных движений. Признание закона
кармы диктовало людям
Тем не менее, несмотря на то, что касты в Индии существовали в течение более чем двух тысячелетий, их влияние и значимость в обществе (особенно в городах) постепенно утрачивается, хотя в сельской местности этот процесс идёт довольно медленно. В больших городах касты особенно быстро утрачивают своё значение среди либеральной интеллигенции, а также в бизнес-сообществе. Во многих фирмах и корпорациях продвижение по службе связано, в первую очередь, с индивидуальными способностями, а не с социальным происхождением.
Словарь понятий и персоналий к теме
Атман — в брахманизме и индуизме индивидуальная духовная сущность любого живого организма, совокупность всех его внутренних качеств
Бодхисаттва — в буддизме существо, достигшее высшего совершенства, но добровольно отказывающееся погрузиться в нирвану из-за любви и сострадания к живым существам, которым нужно указать путь к спасению.
Брахман — 1) в брахманизме и индуизме высшее абстрактное духовное начало, абсолютная реальность; 2) профессиональный жрец, представитель высшей варны (сословия) в Индии.
Будда — просветленное существо, постигшее высшую истину, достигшее абсолютного совершенства; в узком смысле — первый просветленный основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.
Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы, собрания гимнов, содержащие сведения о мифологии и космологических представлениях жителей Древней Индии.
Дхарма — в индийской религиозно-философской традиции правильное учение; в буддизме — учение Будды.
Жертвоприношение - религиозный обряд с целью умилостивить или возблагодарить высшие божественные силы путем принесения разнообразных жертв (заклание жертвенных животных, продуктов земледелия, человеческие жертвоприношения и т. д.).
Карма — воздаяние за совокупность добрых и дурных поступков в текущей жизни, предопределяющее перерождение материального тела; в индийской традиции рассматривается как воплощение вечного нравственного миропорядка, высшей справедливости.
Махаяна— «большая колесница», «широкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, которое утверждает, что обрести спасение может любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.
Мокша — в брахманизме и индуизме состояние освобождения от череды перерождений и обретение высшего нематериального блаженства.
Нирвана- состояние нематериального блаженства в буддийском учении, когда прерывается череда рождений и смертей и наступает высшее состояние духа, при котором все земные привязанности преодолены и отсутствуют желания.
Сансара — концепция круговорота жизни в индийской религиозно-философской традиции, в соответствии с которой жизнь понимается как бесконечная цепь перерождений, цепочка рождений и смертей.
Хинаяна - «малая колесница», «узкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, его монашеская форма, утверждающая, что обрести спасение может только монах
Литература:
Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. М., 1998, 436 с.
Мень А. Проповедь Гаутамы Будды. \\ Наука и религия, 1991, N 11; 1992,
№ 1 - 2.
Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991. 664 с.
Фон Глазенапп, Хельмут. Буддийские таинства. \\ Вопросы философии, 1994,
№ 7 - 8.